Две бабушки

Анатолий Комаристов
Фото из архива автора - бабушка Ирина
                * * *               

Бабушка Мария

Родители отца жили в Белогорье. Так называлась окраина города Короча у подножия Белой Горы.
 
В хатке «мазанке» c земляным полом была небольшая комната с низким потолком и  крохотная кухня.
 
Мы с сестрой часто ходили к ним. Бабушка, её звали Мария (отчество не помню), любила нас. Она сама и её дочери — наши тёти — были глубоко верующими людьми.
 
Я хорошо помню большие красивые иконы, украшенные вышитыми белыми полотенцами и цветами. На самой большой иконе с блестящим окладом была изображена Божия Матерь. Перед иконой всегда горела лампадка.
 
Бабушка приобщала нас с сестрой к религии. Она учила нас, как надо правильно молиться, осенять себя крестным знамением, читать простую молитву.
Причем делала это она как-то просто, спокойно, не навязчиво, а мы с сестрой воспринимали эту науку, как игру.

Потом бабушка открывала старый сундук и доставала оттуда красивую коробочку, где была дощечка с двумя окулярами. Перед окулярами была подставка, на которую она устанавливала плотные картонные карточки, разделенные на две части с симметричными изображениями.

Когда мы смотрели в окуляры, изображение получалось стереоскопическим, объемным. Рисунки на всех карточках имели библейские сюжеты.

Смотрели мы в окуляры по очереди, а бабушка сидела рядом с нами и рассказывала, что изображено на карточке.

Мы очень многое не понимали, но нам было интересно рассматривать изображения на карточках. Мы внимательно слушали бабушку, иногда задавали ей вопросы.

Картотека у бабушки была большая, но долго смотреть картинки она не разрешала. Каждый раз, когда мы приходили к ней, она показывала нам всё новые и новые карточки.

Это были первые уроки в изучении Библии. Я всегда с благодарностью вспоминаю бабушку и её стремление приобщить нас с сестрой к христианской вере с детства.

В конце войны бабушка и дедушка ушли из жизни. Больше никто с нами бесед на религиозные темы не вел. Постепенно всё, чему нас учила бабушка Мария, стало забываться.

               Бабушка Ирина

После печальных событий в нашей семье (отца осудили как «вредителя», а мать бросила нас) бабушка  Ирина Антоновна и тётя Катя забрали меня и сестру к себе и воспитывали нас до окончания школы и поступления в институты.

Бабушка Ирина — мы звали её «бабаня» — тоже верила в Бога. В комнате, где она спала, в углу висела большая икона Божией Матери, и лампадка из голубого стекла. Чистить и заправлять лампадку маслом бабушка доверяла только мне.

Икона была старая, в фигурной раме с серебряным окладом. В сундуке бабушка хранила толстую, в кожаном переплете Библию. Мне казалось, что Библии столько же лет, сколько и бабушке. Она читала её каждый день с помощью большой лупы.

В 1946 году собор Рождества Пресвятой Богородицы еще работал. Приближался большой праздник — Рождество Христово. Бабушка попросила отвезти её на службу.

Собор от нашего дома находился далеко, и дойти пешком туда и обратно она уже не могла. Тётя Катя решила, что в храм её повезу я. Договорилась с каким-то мужиком, что он на санях отвезет нас в храм и привезёт домой после окончания службы.

Пока бабушка молилась, я стоял рядом с нею. Она устала, но радовалась, что в такой большой праздник ей удалось побывать на службе.

В своих воспоминаниях тётя Шура пишет, что бабушке была строгая, и за каждый проступок наказывала детей. Но нас она никогда не обижала. Она знала, что заступиться за нас было некому. Ни отца, ни матери у нас не было. Отец в 1943 году на фронте пропал без вести, а мать ещё перед войной бросила нас.

Бабушка осталась в моей памяти молчаливой, незаметной, но в тоже время доброй и ласковой.

Мы старались не расстраивать ее. Она никогда ни на кого не повышала голос, не кричала на нас. Постоянно возилась по хозяйству: то коза, то поросенок, то куры, то кролики. Могла с утра до вечера копаться в огороде.

Я не помню ее в каких-то платьях, нарядах. Простая кофта, юбка и неизменный фартук с большими карманами.

Козу бабушка держала под крыльцом. Молока коза давала много. Когда я сдавал в школе экзамены, бабушка рано доила козу, будила меня, и я сонный выпивал кружку парного козьего молока. Паслась коза в стаде, а вечером я встречал её с пучком свежей травы.

Когда  после окончания третьего курса института я приехал на каникулы, тётя Катя сказала мне: «Ты уже почти доктор. Посмотри и послушай бабушку, что-то она стала хандрить». У меня не было ни тонометра, ни стетоскопа. Я долго расспрашивал её, ухом послушал сердце, легкие. Тоны сердца были глухие, в легких дыхание эмфизематозное, хрипов не было.

Когда проверял пульс, обратил внимание на слабое наполнение и частые перебои. Сколько ей тогда было лет, я не знаю, но симптоматика говорила о выраженных возрастных изменениях. Лекарства она не признавала и никаких медикаментов никогда не принимала.

Запомнились несколько ее афоризмов. Когда я во время еды иногда обжигался горячей пищей, поскольку всегда торопился скорее закончить трапезу и бежать к друзьям на улицу, она спокойно говорила:
 — Под носом ветер есть? Дуй! 
Если я во время еды ронял хлеб или ложку на пол, она обязательно произносила:
— Свинья не повалявши - не съест…

Чай бабушка пила из блюдца, которое держала на весу на  пяти пальцах, вприкуску с сахаром-рафинадом. 

В магазин сахар привозили в обычных мешках. Поэтому на всех кусках было много прилипших волокон и мусора. Он так и продавался грязный.

Куски иногда были огромные и тогда я молотком  дробил  его в чистой тряпочке, а затем ещё и колол специальными маленькими щипчиками  на кусочки и укладывал в красивую мельхиоровую сахарницу.

Наша бабушка Ирина Антоновна Косилова ушла из жизни в 1959 году. Хоронил бабушку старший брат. Я в это время служил на Дальнем Востоке.

Фото из архива автора: Бабушка Ирина.
Фотографии бабушки Марии у меня, к сожалению, нет.