Поляна то ясная!

Ольга Осипова 6
Как-то я была в командировке в Тульской области. Был плотный рабочий график. Но в конце совсем перед моим отъездом выдалась возможность сходить в Музей-усадьбу Льва Толстого. Именно сходить, так как жили мы совсем рядом прямо на этой огромной заповедной территории, относящейся к усадьбе. Я наметила себе ориентир и пошла. Я шла напрямик через густое травяное поле. День выдался удачный солнечный тихий и ровный. Радость переполняла не только меня, но и неприметных жителей этих мест - птиц, кузнечиков, мушек, пчёл, стрекоз, лягушек. Всех тех, кто встречался мне на моём пути.

Поле было пройдено и вот я подошла к железному забору. Я хотела пролезть в дырку, которая там образовалась от времени. Но не тут то было. Как ни пыталась, в дыру я не пролезла и мне пришлось по забору дойти до входа и как обычные нормальные люди  войти на территорию.

Я раньше была в Ясной поляне. Давно. Очень давно. Была осень или весна, когда мы с папой приехали сюда. В местной гостинице у папиного пальто оторвались пуговицы, а у администратора были только красные нитки. Что было, тем и пришила.
Папа был всегда разговорчивый и вообще очень необычный человек. Разговорившись с женщинами из экскурсионного бюро, они заметили красные нитки на пришитых пуговицах. Всем было смешно. Смеялись экскурсоводы. Смеялся папа. Смеялась я. Нам с папой было смешно и на самом деле всё равно. Это ведь такая мелочь - красные нитки на синем пальто!

На территорию музея можно было пройти бесплатно и беспрепятственно. Я шла, подымаясь, на небольшую возвышенность, туда, где стояло основное снесённое уже порядком лет здание и флигели справа и слева. В правом флигеле жил Толстой со своей семьёй. Там всё так и осталось. Как будто семья недавно куда-то переехала и вот здание тихонечко грустит по своим прежним хозяевам. На территории много хозяйственных построек того времени. Так и кажется, что будь Усадьба на осадном положении, какое то время выжила бы за счет того, что здесь есть всё для производства и организации жизни людей.

С возвышенности можно было увидеть окружающую деревеньку. Ту старинную деревеньку, которая и была в то время. Как удалось Музею сохранить окружающую территорию!? То есть тот дух, которые витает над жизнью и смертью русского писателя-философа. Многие Музеи, и в том числе и Михайловское Пушкина, лишаются своей атмосферы за счет продажи земель, окружающих усадьбу. И стоят современные коттеджи вокруг святых любому русскому человеку заповедных мест. Как будто земли мало в России!

Я вышла на дорожку, которая вела меня  в ближайший лесок. Она так и звала меня, устремляясь всё дальше и дальше. То ли день был такой будничный, то ли я никого не замечала, но я была совершенно одна. Только комары пищали вокруг. Но с ними я не разговариваю. Слишком уж злые.

Вот дорожка и закончилась. Я остановилась. Передо мной был холмик, покрытый мелкой салатовой травкой. Место последнего упокоения Великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. То место, где давным-давно в детстве маленький Лёва искал волшебную зелёную палочку. И которую так и не нашёл в своей жизни.

«В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, долженствующая осчастливить всех людей». На зеленой палочке, – поведал младшим братьям Николенька, – записана тайна, и, если ее открыть, все люди сделаются счастливыми и все будут любить друг друга.

С надеждой, что люди откроют эту тайну и с постоянным стремлением найти ее, Лев Толстой прожил всю жизнь и там, где, по преданию, зарыта зеленая палочка – в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, просил похоронить его.

Воспоминания о зеленой палочке Толстой заканчивает словами, в которых воплощена, может быть, главная мысль его жизни и творчества: «Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что это истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».

А вы ищете свою волшебную палочку?