Некоторые раздумья, порою забавные

Джаанбек
продолжение .

Я не раз анализировал мой характер , с признаками протестными . Не сказал бы , что это наличие какой-то храбрости , скорее борзости , которая не храбрость вовсе. То , что я постоянно был акцентрирован на признаки справедливости - это однозначно . Связано ли это с чертами от рождения - скорее да , чем нет . Во всяком случае я особо над собой не работал в этом направлении , это во мне сидело просто . Даже по гороскопу , мода на которых пошла гораздо позже , через пару десятков лет , одним из качеств , которым наделен субьект из года собаки и из весов - это справедливость . А ведь я в то время и не знал об этом -ха-ха .
Порою понятие справедливости у меня заменялось правильностью , типа , так будет правильнее .
Да , я все к тому , что мои добровольные приключения в данном качестве продолжились и далее .
Но меня перестали вызывать на эти самые вызовы после уроков в кабинет . Более того , директору, в качестве преподавателя по истории , нравилось как я рассказываю домашний урок . Он отходил к заднему ряду парт , там была стена , прислонялся к ней , руки отводил за пояс и слушал . Как-то после того , как я закончил отвечать , он произнес .
- Он , имелся ввиду я , рассказывает убедительно , у него хорошо поставленная дикция .
Но я поначалу и не понял о ком конкретно он это сказал , сказано было этак задумчиво и никому конкретно не обращаясь . На перемене , когда одноклассники начали обсуждать его высказывание , дошло .
Склонность к понятию справедливости  приносило мне часто неприятности , чем пользу . Порою я шел на это в некоторой степени даже осознанно . К примеру , до класса 7 я имел более чем хорошие оценки по математике , алгебра с геометрией . Даже поучаствовал в городской школьной олимпиаде в составе школъной команды . В 7 произошел инцидент , незаметный для остальных в классе . Я был у доски классной , решал задачу по алгебре . То же самое решала и одноклассница рядом . Мое решение было правильным , но мне почему-то поставили 4 , ей 5 . Хотя она решила после меня и иные нюансы в том числе . Она была , скажем так , из той семьи , которая имела все признаки сословного блата , в школе так само собой разумеющиеся . Но для меня это сыграло негативную роль . Я перестал интересоваться математикой , переключив все свое внимание на историю как дисциплину . Математик как-то даже высказал при всех , где-то в классе 9 , когда я независимо от моего желания получил отличную оценку после контрольной по геометрии , там преобладала логика скорее , что я вот , мол , до 7 получал отличные оценки , после пошел на снижение , а в классе 9 докатился до статуса троечника в математике . Почему , то ли спросил , то ли подtытожил он . Ну , разумеется , я не стал ему рассказывать про тот случай , хотя бы потому , что это выглядело по-детски запальчиво , и я не хотел выглядеть смешным в таком случае .
Потом у нас в старших классах появились двое ребят , приезжие из Баку . Папы получили назначения на высокие должности . И вот им , конечно же , ставили отличные оценки , даже по истории или обществоведению , хотя они , понятное дело , совсем не блистали по предметам . Но положение пап обязывало , видимо , наших учителей и самого директора всячески благоволить к этим ребятам . Скажем так , они знали свое место в иерархии социалистического государства .
А ребята , независимо от себя , были из партийного сословия , в буквальном смысле  . Которые в СССР, несомненно, имело преимущество во всем . От получения без всякой очереди хорошего жилья и до элементарных преславутых румынских гарнитуров , а может даже югославских и финских , страшно сказать .
Я вспомнил в связи с этим эпизоды из событий моих московских каникул .
Жена моего дяди московская, вернее её отец , был изначалъно из круга советской партийной номенклатуры эпохи тов. Джугашвили . Её отца в свое время сажали , из репрессированных  он был , квартиру в сталинском доме в хорошем месте , Ленинский проспект, имел , во дворе я в свое время видел и общался во время моих каникул с достаточно известными людьми даже. Видел не раз вдрызг пьяного  актера Стриженова Глеба ,на что просто обратили мое внимание взрослые , известного на то время , брата более популярного , особенно y женской части населения страны , красивого актера Олега Стриженова . Там же жили председатель ВЦСПС , соседом был Валентин Фалин , или как его называла дядина жена , Валя , он был её одноклассником ,  впоследствии член ЦК КПСС , посол в Германии , референт Громыко с Хрущевым и так далее . С Фалиным , именем его , была еще и история дальнейшая . Когда я вырос и переехал в Москву , начал искать работу , в СССР не было принято делать перерывы в работе , за тунеядство даже полагался тюремный срок . Но это я так , просто подчеркнуть некоторые детали тех реалий . Так вот я устроился в известный магазин в том же доме , где ранее жил дядя и во дворе которого я проводил каникулы свои школьные . Магазин " Диета " известный на Ленинском проспекте . Устроился грузчиком , после армии , надо было осваиваться в Москве особо не заморачиваясь для содержания прилично семьи , имея ввиду под словом прилично , близость к дефицитным продуктам , что в те времена было весьма существенной частью жития , сил было много физических , а место было блатное . Со мной работали бывшие кандидаты наук спившиеся , маиоры с Мура списанные по этой же причине , и так далее . Все по причине , так сказать , алкоголизма
Но общаться с ними было интересно , они были начитанными советскими людьми , если образно . Я выглядел несколъко интеллигентнее , чем обычный грузчик , плюс не употреблял и по данному признаку так же был отличен от остальных , одевался несколько шикарно и аккуратно , и как однажды выразился генерал - ядерщик в отставке , который был жильцом в доме том привилeгированном и общался со мной часто , когда я делал паузы в работе и сидел во дворе . Oн сказал , что я какой-то другой и от меня пахнет хорошим парфюмом . Да , я даже работая на подобном месте , все равно придерживался правила негласного - мачо изысканный . К тому же рядом ходили и мелькали энное количество той самой половины прекрасной , поэтому быть в форме надлежащей было само собой разумеющимся фишкой , что ли . Дефицит из разных отделов доставался мне и благодаря моему облике морале в том числе . Поэтому когда я приезжал домой в Степанакерт , я привозил массу , чемоданами , дефицитных вкусных продуктов . Так вот, часто ко мне подходила мать Валентина Фалина , она ходила с палкой- тростью , рассказывала мне разные случаи , жаловалась на плохое обращение продавцов , говорила , что все расскажет Вале , сыну , она так же учитывала его авторитет и иерархию в партийной номенклатуре , разумеется , называла меня интеллигентным мальчиком и удивлялась , что я тут среди этих делаю . Я ей помогал что-то брать без простаивания  в очереди и немного более качественного . Того же мяса , допустим . Но не напоминал ей о том , что я часто проводил в соседнем с ней подьезде дома свои школьные каникулы . Иногда мимо тихим ходом проезжал уже популярный Макаревич , кудрявый , на иномарке старой допотопной , тогда новых еще мало у кого было , скажем так . Рядом постоянно с ним в машине , кажется была какая-то японская модель , находилась девушка , и все время разная . Порой останавливался , подходил к нам и просил , если можно , протягивая деньги , через служебный выход купить там что-то , дабы не стоять в очереди и не быть на виду долго . Просьбу мы выполняли , конечно , нас и просто обычные старушки просили или те же актеры известные . В общем , знаменитостей хватало , которые подходили с просьбами какими-нибудь . Скажем так , наяву они выглядели как-то проще и помельче , что ли .
Чуть далее в доме жили актер Ивашов с супругой Светланой Светличной , их знал весь СССР , разумеется , а их первый сын постоянно был с нами во дворе на спортплощадке , воспитанный нормальный мальчик ,внешне более похожий на отца , так мне казалось . И другие известные лица , которых я сейчас не упомню даже . Во время очередных каникул в гости к дяде и тете зашла её подруга , она была частой гостъей , в тот раз с мужем пришли . Выпивали сидели , муж её был таким воспитанным в очках юристом с кандидатской степенью , но в семье доминировала она по всем показателям . И когда уже изрядно были навеселе , мой дядя , он становится слишком откровенным в такие моменты , скажем  , наехал неким образом на этого кандидата наук юридических . Мол , Валя , вы такие и сякие , давите людей , твой отец вон сколъко передавил . Валя кивал в знак согласия . Он был сыном очень высокопоставленного деятеля прокуратуры СССР , по-моему заместитель генпрокурора . Вообщем, дядя мой выразил в эдакой форме протест против социального неравенства в стране передового социализма . Как-то эта же подруга тети зашла в гости с знаменитым на всю страну Вячеславом Старшиновым , хокеистом . Он еще был действующим на то время . Сидели , ели , пили . К какому-то моменту спиртное закончилось . И время было уже позднее , магазин внизу уже был закрыт пару минут назад . Подруга тети обращается к Славе , она его так называла , сама работала в "Спартаке " , занимала какую-то должность , и просит его спуститься за вином , ему откроют точно , как только увидят . Старшинов ответил так .
- Если ты попросишь мешок картошки притащить тебе , я готов через всю Москву на себе притаранить этот мешок ,  а за бутылкой не могу , иначе завтра по Москве сразу пойдет слух , что Старшинов спился  . Умное было решение , надо сказать ,учитывая то, что советские спортсмены частенько элементарно на самом деле спивались , будучи даже знаменитыми .

Вот как-то , если несколько поверхностно пройтись , формировалось мое Я в школьные годы , и само собой , оно было отличным от других ребят . Не лучше , не хуже точно .
Но в целом , конечно , в обществе как таковом , в СССР , если быть конкретнее , шло подавление личности . Разумеется , это происходило и в школьной системе , где-то рьяно , как в нашей , где-то несколъко спустя рукава , в зависимости от места пребывания . Например , после известного этапа - если слушаешъ джаз - значит родину предашь , наступило некое как бы равновесие в эпоху Брежнева . Те же длинные волосы у мальчиков не пресекались в столицах уже так рьяно , разумеется , вместе с брюками клеш . А вот в далеких провинциях  дела были не столь радужны .
В школе надо было соблюдать ширину брюк в виде клеш , не более там стольких сантиметров . Понятно , что бывшему военному в прямом и переносном смысле , советскому военному , порядки в выстраивание и оформлении личности были намного жестче , чем в относителъно либеральном городе Москва . Воспитанием в классическом смысле слоа это было трудно назвать , на самом деле , речь шла в подобных случаях просто об идеологическом оформлении детей . Помимо уличных громадных агитационных плакатов , типа , - Нам Солнце не нужно , нам партия светит - и иных маразматических , в самой школе активно шла идеологическая обработка , даже волъно или невольно , но все рассматривалось сквозь призму коммунистической идеологии .
Не очень податливых личностей местами ломали , но сначала гнули . Это приобретало пародийные формы порой , но от этого не переставало быть подавлением . В юношеском возрасте ты можешь почувствовать или ощутить нестыковки и элементы несправедливости , но не пытаешься все это связать с существоавшей системой государственной , ты не готов к этому , конечно , и слава Богу . К этому , если такое случается , приходят позже .
Чем мы были отличны , школа , имеется ввиду .
Тот же директор , мог , вернее , заходил иногда во время уроков к старшеклассникам , командовал подъем мальчикам и команду кругом . Он осматривал прически , и если длина волос была нестерпимо длиннее , чем велела партия и правительство , он тут же , с урока даже , отправлял отмеченных в парикмахерскую . Нестерпимо длиннее , это когда чуть больше чем у курсанта военного училища , в котором он когда -то то ли учился , то ли был связан чем-то . 
Во мне в какой-то момент взыграли все эти классические либеральные взгляды , типа , я что себя на помойке нашел .
И я как-то призвал и предложил своим одноклассникам в виде протеста и назло директору постричься налысо . Налысо стало модно ходить уже в веке 21 , ко второму десятилетию , а тогда приветствовались длинные волосы , битломания , и вообще , некая прическа как данность у нормальных людей . То есть налысо при наличие волос никто не стригся , если быть короче . Более того , налысо постригали , когда сажали в милиции , даже на какие-то минимальные сроки штрафные . Поэтому быть искусственно лысым означало быть в опале к обществу , если ты , конечно , не новобранец в советской же армии .
Согласились тогда из ребят то ли 5 , то 6 , кто по идейным , кто по причине попробовать , может и прикольно будет . У школы как раз располагалась паркмахерская , куда товарищъ директор периодически отправлял стричься . Постриглись . Я взял кепку , на всякий случай и запасную держал в портфеле . Ребята тоже взяли , кто , что мог , но кепки в те времена были стандартными - более чем забавными и с признаками колхозными , имею ввиду стиль . Почти как у героя "Мимино" . 
Пара-тройка ребят отказалась , выдумывая разные причины , другие кокетливо улыбались , мол , нам это не подойдет . Трусили ли , или не видели смысла в подобной акции , я так и не понял . Но это был мой второй бунт , при том не столъко против конкретного директора с его диктаторскими замашками , а против неправильности , ибо я был убежден , что он явно перегибает  в этом своем воспитании правилъного советского гомо сапиенса . Переходит ту грань , которую никая власть не должна и не имеет права переходить . Но шел 1973-74 год , когда тех же диссидентов просто прятали в клиники психиатрические , за так называемое инакомыслие .
Назавтра пришли на урок ,  сняли с головы  кто во что был одет , и вызвали, кроме хихиканья и непонятных взглядов полувосторженых , еще и шумное обсуждение . Разумеется , доложили и директору . Нас вызвали к нему . Где скорее всего и выявили бы организатора акции , то бишь меня . Я даже не подумал о последствиях , видимо сказывался возраст .
Да , когда наступала перемена , мы выходили из класса и сразу напяливали кепки , понятно , что комплексовали таки из-за образа лысого молодого .
Вот мы и стояли перед кабинетом , куда нас привел один из преподавателей . Подходит директор и срывает с каждого кепки и берет их с собой , мол , так и будете теперь ходить по школе . Заходит в кабинет , я спокойно открываю портфель свой и достаю второй вариант кепи , одеваю . Все дружно хохотнули  , особенно преподаватель . Назвали меня предусмотрительным . В самом кабинете что -то угрожающее паханское высказал , типа , теперь держитесь . Доходило и до казусных ситуаций .Одного из нас , когда он вызвал в учительскую , при всех спрашивает :
- Почему ( с угрожающей тональностью , типа, как на допросе в органах ) постригся , а, подлец ? Сказано с армянским акцентом .
Парень был не готов , видимо , и ответил первое , что пришло в голову , в некотором мандраже .
- Мне , тихо промолвил он , просто было жарко .
У директора по кличке Фантомас глаза на лоб полезли , его поразил до такой степени дурацкий ответ . Почему дурацкий , он сам пояснил уже заорав :
- А пАааадлец , на дворе февраль , какая жара ??? На дворе действительно стоял месяц февраль , практически  с постоянно  мерзлой погодой  .
Приятель лишь опустил голову и пожал плечами .
Выгнали вон .
Он понимал , что акция носила протестный характер , иначе зачем весь этот сыр-бор и накаленная обстановка , но все было бы эффектней , если мы бы в лицо сказали ему цель наших действий , однако возраст и роль личности в социуме советском сказывались , и все отвечали что-то не совсем вразумительное . Если честно , я даже не помню , чтобы меня вызывали , и что я мог там ему ответить , но скорее всего прямо я бы вряд ли ему сказал , зачем мы это сделали и почему я подбил ребят на это дело . Пока степень моей дерзости не распространялсь до таких пределов . Может и трусили .
В любом случае , уже имея за собой опыт жизненный , понимаешь , что то количество вызвавших на столъ необычную акцию протестную , и есть обычный процент людей , которых удается поднять на баррикады при бунтующих акциях и действиях . Лишь потом , в случае успеха и не столъ очевидной опасности , к подобным действам начинает присоединяться и энное количество народа .
Данное события можно было отнести к моей второй победе в деле облике морале  , ибо это было событием в школе , и событием понятым однозначно именно в том русле , в каком я и планировал .
Победы эти моралъного или психологического свойства имели несколько далеко идущие последствия , но я тогда , конечно , об этом не мог знать и даже догадываться .
Но оглядываясь назад , ты ясно осознаешь весьма непростую , но истину - в любой ситуации , куда тебя бы не забрасывала жизнь , ход твоей  жизни , надо по возможности оставаться собой , не прогибаться , как бы не было боязно . И тогда то самое понятие времени каким-то неуловивым и одному ему известным способом событие и поступки твои непременно вынесет через энное количество лет , свяжет его с тобой и событиями вокруг тебя . По сути , ничего не проходит бесследно .

Жизнь продолжала идти своим чередом .
Мы потихоньку взрослели , многие , как и полагается , влюблялись . У кого как получалось , то страстно ,то неистово , то размеренно , то с подлянкой и лицемерием .
Мы формировались , но прежде были , наверняка , исходные гены , иначе откуда различие . Я так думал , ничего не зная о генах . Мы жили в стране , где про одно можно было думать и говорить , про другое нельзя . Вроде так ясно и просто - это нельзя , а вот то можно .
Тем не менее я опять по проишествие времени некоторого пошел качать свое , пребывая , прежде всего для себя , в образе правдоискателя . Мол , истина важнее .
На уроке меня вызвали . Урок то ли истории , то ли обществоведения , все равно преподаватель один и тот же , тот самый .
И там возник какой-то момент , где надо было то ли дать оценку поведению людей , то ли обсудить это поведение . Я как -то по ходу поделился мыслью , что мы имеем подобный результат , потому что сами мы не одинаковые .
Что тут началось !
Выкатив глазища , а ими он пугал вокруг себя всех , подошел ко мне близко , встал рядом и смотрит в упор . Спрашивает , чуть наклонив голову , можно сказать , набычившись .
- Ты что , хочешь сказать , что мы разные ??  !!!
- У нас что , может разные руки или ноги , или глаза на разных местах ?!
То есть мое высказывание означало для него , что я неким образом посягнул на систему ценностей советского общества под чутким руководством партии и правителъства , у которых все люди равны и никак иначе . Правда они скромно умалчивали почему равные всем , они умудряются пользоваться всевозможным дефицитом и благами для отдельных . 
Что-то еще добавил , повышая голос и при этом победно глядя на класс . Во взгляде было - посмотрите, как я проучил этого выскочку .
Надо сказать , что тогда в стране СССР была популярна теория композитора и педагога Кабалевского , где идеей была всеобщая обучаемость музыке . Некоторые , вернее многие , поняли это слишком буквально , и переиначив смысл подобной теории , пришли к выводу , что люди все обучаемы и стало быть равны в музыкальном плане . Значит и в плане творчества и творения как такового .
Выходило , что нет никаких гениев теперича , и все мы творцы уже , особливо советские дети .
Я ему начал приводить примеры из своих достаточно скудных знаний , мол , а как же Альберт наш , понимаете ли , Эйштейн , или Ньютон с Нилъсом Бором ?
Наконец я перешел на ту облась , где уже начал разбираться немного основательно . Я занимался бегом , тренировался на стаиерские дистанции , и вообще , интересовался методикой тренировок , выписывал журналы и так далее .
Я ему говорю :
- Мало кто пробежит 100 метров за менее чем 10 секунд , для этого нужен талант от рождения , ибо тренировки какими бы не были , они не сделают того , что может делать талантливый от рождения , слово Бог мы не применяли и даже не особо вспоминали , будучи немного безмозглыми атеистами .
Он что-то прорычал , типа , это ты так думаешь , и вообще , что ты можешь понимать в этом .
На том и порешили , и надо ли сказать , что жизнь дальнейшая лишь потвердила мою правоту , особенно когда начали более силъно работать с генами , особенностями исходными у человека  , и так далее . Жаль , что все иногда не проходит одновременно - споришь в 20 веке , в советской школе с набором условностей , и одновременно приходит день тот же в календаре , но в 21 веке во втором десятилетии его . И ты можешь всем все наглядно показать , да еще , о чудо из чудес , интернет , и у тебя ноутбук в руках . Честно говоря , я иногда такие сцены и представляю себе . Вспоминаю споры некоторые с учителями , но в спорах уже не делаю акцент на логику или нечто из убеждений , а привожу данные из массовых данных уже из интернета , научные , академические . И учителя в шоке , они еще же там , когда по несчастному толстому телевизору показывали сериал" . Вечный зов "
В том столкновении - споре каждый , разумеется , остался при своем . Тем более он был фанатичный член партии , это во многом формирует мышление .

 
 

Но я опять показал , хотел написать , свой нрав , но нет . Это будет немного неточное определение моего поведения . Я показал себя прежде как самостоятелъно думающая личность . Это было важно для собственного развития . 
К тому времени  уже незаметно перешел в класс 10 . Продвигался на ниве спорта , вынужденно бросив бокс , занялся легкой атлетикой . Становился все более спортивным . Я достаточно сознателъно нагружал себя большими обьемами  , по утрам доброволъно вставал раньше , бежал несколько километров в виде утренних кроссов , и лишь затем шел в школу . Поэтому занятия одновременно в те дни уроками физкультуры становилисъ достаточно обременителъными , учитывая , что и после занятий в школе  предстояли нагрузки на вечерней тренировке . 
И я ,  снова , или опять , стал инициатором некой акции , связанной именно с уроком физкультуры .  На очередное занятие не переоделся в форму для урока по физкультуре , традиционные - черные трусы и белую майку , пришел просто в одежде . Подошел к физкультурнику , главному на тот период в школе , и то ли попросил , то ли поставил перед фактом , нюансы не помню , что мне бы не помешало порою и даже часто пропускать уроки эти ,  ибо   достаточно  и так занят в спорте и нагрузки немаленькие испытываю , зачем третий раз за день еще и нагружать себя не слишком профессиональными упражнениями . Тот несколько обиделся , видимо, было задето честолюбие . Был против , а за такое отношение грозился неудовлетворителъной оценкой даже в четверти .
Я попыталсй напомнить , что мы таки выступаем на областных и даже републиканских соревнованиях , так сказать , перешел на высокопарный тон , но безрезультатно .
И товарищь педагог сдержал свое слово , поставил спортсменам , мне и приятелю - однокласснику оценку 3 для аттестата . Одноклассник тоже тренировался вместе со мной в одной секции , и на тот момент даже бегал лучше меня , призер соревнований  был . Но ....
Впоследствие случилось событие , больше напоминающее сюжет из криминалъной хроники . Отец моего одноклассника как-то подъехал к школе , когда были уже каникулы и она была пустой и закрытой , и заставил данного упертого преподавателя - физкультурника вскарабкатся по водосточной трубе на 2 этаж и залезть через окно в учительскую , и исправить сыну- спортсмену оценку тройку итоговую на отличную , так сказать , восстановить справедливость историческую . Хорошо , что не упал , товарищ , когда залезал по трубе на 2 этаж , достаточно высокий .
Но перед тем как окончить класс 10 , я умудрился еще раз сцепиться с ним , директором , и доволъно таки сильно на этот раз . Были и последствия .
 
Продолжение следует .