31 декабря 1944 г

Анна Дудченко-Ольшевская
…выехали из Дунакемлета в Бичке.
В этот же день приехали в Бичке.
Папы в это время не было. Он ездил в один населенный пункт проверять посты. Приехал он уже вечером.
Прожили мы здесь немного. Первого января, т.е. на Новый Год, был праздник. Была пьянка такая, что в эту же ночь немцы прорвались в районе Бичке. Ночью началась бомбёжка, которая продолжалась 40 минут.
Днём, 2 января, было тихо до 11 часов, но с 11 началась сильная бомбёжка. В это время я стоял недалеко от окна. Вдруг раздался очень сильный взрыв, все стекла из окон выскочили, окна раскрылись, и меня отнесло от окна и ударило головой о шкаф. Бомба разорвалась недалеко.
Бомбежка продолжалась до вечера.
Мы сидели в подвале.
В это время немцы подошли уже совсем близко к Бичке. Мы собирались уезжать, но никак не могли выехать, потому что была сильная бомбежка.
Несколько раз садились на машины. Несколько раз машины, оставшись без шофера, глохли. Потом их начинали раскатывать, т.е. заводить. Они от ручки не заводились, так как были дизельные и без аккумуляторов. В общем, машины долго раскатывали. А иногда, когда машина была не заведена, немцы, заметив нашу возню, начинали бомбить. Тогда все опять разбегались по подвалам, а машину быстро завозили к какому-нибудь дому в тень. Так её не было видно самолетам.
Было уже 12 часов ночи, но на улице было очень светло, потому что самолеты бросали осветительные ракеты.
Наконец, в четвертом часу, мы совсем уже двинулись ехать, но не проехали и полквартала, как одна машина заглохла. Передняя машина её прицепила и повезла, чтобы она завелась. Мы быстро подъехали к переезду. Задней машине ничего не было видно, потому что передняя очень газовала. Поэтому задняя машина съехала в ров и наткнулась там на ком радиатором. Только мы остановились, как из-за забора церкви, у которой мы остановились, кто-то пустил ракету. Ракета высоко взвилась, хорошо осветив наши машины. Через несколько секунд мы услышали гул разворачивающегося самолета. Медлить было нечего. Мы быстро перегрузили всё на первую машину и поехали. Поломанную машину оставили в Бичке с шофером.
К утру 4 января мы приехали на завод, где стояли наши посты. Завод находился в городе Этьек. Привезли оставленную машину, забрали посты и поехали в Диошд.
В тот же день, 4 января, были на заводе в Диошде.
5 января приехали в Надьтетень (в 3 км от крупного промышленного города Будафок*).
В Надьтетене прожили до 23 января. Жили очень хорошо. Лучше всего. Наняли мадьяр-сапожников, которые шили обувь для бойцов роты. Нам всем сшили по паре хороших желтых сапог.

* Будафок ныне стал частью Будапешта.