Абстрагирование от тела

Валерий Розанов
В западной культуре господствует общее пренебрежение к телу и отрицание телесно-инстинктивного функционирования. Западный человек чувствует свое тело объектом, а не своим "Я", поскольку его восприятие, мышление, эмоции, убеждения, поведение и интуиция подвергаются мощному культурному влиянию со стороны социума.

Конечно, сегодняшняя западная культура существенно отошла от позиций средневекового аскетизма, но отрицание телесности осталось базой ее мировоззрения. Западная физическая культура, спорт, бодибилдинги и шейпинги рассматривают тело в отрыве от психики и работают с ним как с чем-то, подвластным человеку, но не органически связанным с его духовной жизнью.

Базовая мифология современной западной культуры содержит в себе миф о том, что душа человека есть сущность, отдельная от его тела. Западная литература и мифология пестрит сюжетами о переселении сознания в другое тело. Психика мыслится западным человеком как потенциально отделимая от соматики, несмотря на то, что это полностью противоречит чувственному опыту. За пределами мифа никто не видел ни переселенной в новое тело души, ни души, отделенной от тела. И все же мир западной культуры и бытовой мифологии населен привидениями, а псевдонаучные издания наводнены сенсациями об измерении очередным спекулянтом от науки то веса, то иного параметра "души", "тонкого тела" и прочих причуд западной мистики.

В результате у западного человека выработалось глубокое невнимание к собственному телу, отношение к нему, как к чему-то чуждому. Восприятие тела как машины, с которой временно и не совсем обязательно связана твоя психика, заставляет человека относиться к своему телу с налетом пренебрежения. Соматические заболевания воспринимаются как нечто внешнее по отношению к собственной психике. Их лечение предоставляют внешнему оператору, врачу, но западному человеку даже и в голову не приходит работать с этим заболеванием, восприняв его как часть себя.

Такое положение является источником глубокой невротизации организма и приводит к его закрепощению, резкому ограничению возможностей владения собственным телом. Результатом этого закрепощения является неспособность человека в полной мере использовать ресурсы своего организма.

Чем в большей степени человек закрепощен телесно, тем более он закрепощен психически. Чем менее человек уделяет внимание своему телу, чем менее способен владеть им, тем в большей степени он поддается закрепощению со стороны внешних факторов, сил, воздействий, воль.