Ч. 1 Сначала топил, потом спасал

Владимир Врубель
Из библиотеки в Гамбурге мне прислали для чтения по межбиблиотечному обмену книгу  с кратким изложением биографий абсолютно всех командиров немецких подводных лодок во время Второй мировой войны.

Посмотрев на это отличное издание, искренне пожалел, что до сих пор нет такого справочного военно-морского издания о советских командирах подводных лодок. Сведения о них приходится собирать по крохам из разных изданий, да и не всем этим сведениям можно доверять.

Один из немецких подводников, корветтен-капитан (соответствует российскому капитану 3 ранга) Вернер Хартерштайн, с 4 сентября 1941 года по 8 марта 1943 года командовал подводной лодкой U-156. Хартерштайн (родился 27.2.1908 года) считался одним из ниболее результативных немецких подводников.
 
В 1942 году его наградили Рыцарским крестом Железного креста. Хартерштайна, как и двух его коллег, которые будут упомянуты дальше, кстати, тоже награждённых Рыцарским крестом, ждала общая судьба – всех троих вместе с их подводными лодками и экипажами англичане и американцы отправили на дно океана.

Хартерштайн получил мировую известность после атаки и потопления океанского лайнера «Laconia», превращённого  во время войны в войсковой транспорт.

Но до того как быть потопленным 8 марта 1943 года к востоку от Барбадоса бомбами, сброшенными с американского патрульного самолёта, подводник за время своих походов успел потопить 20 кораблей союзников общим водоизмещением 97 504 тонны.

«Laconia» построили в 1922 году. Это был трансатлантический лайнер водоизмещением 19 695 тонн.

Когда началась война, английское правительство  реквизировало его у владельцев, компании  «Cunard White Star Shipping Company».

Лайнер превратили в вооружённый транспорт, установив 3 универсальных орудия калибром 125 мм, 6 – 76мм орудий, 6 - тяжёлых пулемётов калибром 15 мм и 4 -скорострельных орудия калибром 40 мм.

Командовал кораблём кэптен (капитан 2 ранга по аналогии с российскими морскими званиями) Рудольф Шарп. Экипаж насчитывал 469 человек матросов и офицеров. В том трагическом плавании в качестве пассажиров находились 1809 итальянцев (по другим сведениям - 1793), взятых в плен в сражении при Эль-Аламейне.

Военнопленных заперли в трюмы, закрытые стальными решётками. Охраняли пленных итальянцев 103 польских военнослужащих 1-й роты кадетской школы 8-й пехотной дивизии, которыми командовал британский подполковник Болдуин.

Транспорт следовал в Англию. Кроме пленных, в качестве пассажиров на «Laconia» следовали на родину 268 британских солдат и офицеров, а также 80 женщин и детей, в основном, семьи военнослужащих и чиновников.

Осенью 1942 года транспорт «Laconia» шёл из Египта вокруг Африки в Англию, потому что Средиземное море в значительной части контролировалось державами оси.
12 сентября 1942 года в 11 часов 37 минут  вахтенный офицер  U-156 лейтенант Маннесманн обнаружил на горизонте транспорт и немедленно доложил командиру.

Началась погоня. Уже темнело, когда подводная лодка вышла на позицию для атаки.
В 22 часа 7 минут с расстояния три километра Хартерштайн скомандовал залп двумя торпедами с промежутком в 30 секунд.

Обе торпеды через три минуты и 6 секунд попали в цель. В это время транспорт находился примерно в 900 милях от Фритауна и в 250 милях к северо-востоку от острова Вознесения. В 22 часа 22 минуты радист транспорта передал в эфир сигнал бедствия и о том, что транспорт торпедирован подводной лодкой.

С U-156 наблюдали лихорадочную деятельность по спуску шлюпок и плотов на воду. Командир немецкой подводной лодки приказал подойти ближе. Невооружённым глазом было видно, как сажали в шлюпки женщин и детей.

Паники у англичан не было, они действовали быстро и умело. Немцы насчитали примерно сорок шлюпок и плотов. Хартерштайн обязан был после атаки, убедившись, что цель поражена, уйти, тем более, что после радиограммы радиста на помощь могли прийти английские корабли и авиация.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/21/1095

На фотографии: корветтен-капитан Вернер Хартерштайн