Мой Крым

Анатолий Гринблат
Анатолий Гринблат

Мой  Крым

Крым я полюбил сразу, когда впервые его посетил в 56-ом году в Коктебеле. Там был исторический дом писателя Волошина и современный поселок писателей, а ранее место работы планеристов. Жил я в составе большой компании молодёжи, в которой был сын Пандекорво (итальянского физика-атомщика как-то попавшего к нам). Каким образом я оказался в компании я не помню. Купались мы чаще всего в бухтах горной части посёлка с изумительно прозрачной водой. Попасть туда можно было по воде или спустившись со скалы на верёвках.
Но любимым моим местом был южный берег Крыма (ЮБК) и чаще всего Ялта. В следующий отпуск я поехал с сотрудниками Олегом Лурье и Яшей Рубинчиком в Ялту, где мы поселились на Массандровской улице. В те времена отдыхающих было не очень много, и на пустом массандровском пляже, рядом с Домом творчества актёров, мы, загорая, играли в преферанс. У Яши в Симферополе жили родственники, и мы решили их навестить. На обратном пути ехали на такси на ЗИМ’е  с табличкой «такси». В тот момент в Крыму гостил руководитель Югославии Йосиф Броз Тито , и с ним Хрущёв охотился в тех местах. Поэтому местные власти были напряжены. В процессе езды мы догнали караван машин с иностранными туристами в сопровождении ГАИ. А так как дорога в те времена была узкой, крутой и очень извилистой, то отдельные машины периодически останавливались для приведения в порядок пассажиров. И перед въездом в Ялту мы оказались впереди колонны. А когда нам встречный гаишник отдал честь, шофёр говорит, что пора отваливать.
Много раз мы ездили с сотрудниками отдыхать в Ялту и при этом случались различные ситуации. В одно лето море оказалось холодным, такое иногда бывает, когда ветры сдувают с поверхности тёплую воду. А мы ждём, когда это безобразие закончится, а оно не проходит. И мы не выдерживаем и решаем перекочевать в Сочи на одном из больших белых кораблей, тогда украшавших Чёрное море. Мы с трудом добываем места в четырёхместную каюту и одно место в двухместную. Олег Лурье был с молодой женой, и ей досталось это место. Вторым там был импозантный грузин, который, войдя, выставил коньяк «Енисели». Бедному Олегу пришлось очень плохо спать.
Но обычно погода была отличной. И мы помимо купания и загара ходили в горный Крым, где знакомились с пещерными городами и государствами (мангуп-кале и др.) Необходимо отметить, что на нашем предприятии на тот момент были очень близкие по интересам и уровню сослуживцы, поэтому мы часто вместе проводили отпуск.
Я люблю ЮБК, поэтому часто ездил туда один или с сотрудниками, а потом с детьми. Южный Крым красив горами и скалами, поступающими к морю и в море и образуя причудливые бухты с ласковой и прозрачной водой. Горы и скалы живут своей жизнью, постоянно меняя свой цвет от фиолетового в коричневый и жёлтый, и завораживающе глядятся с берега и с моря, загораживая море от северных ветров. И всё это перемежается буйной зеленью, стройными кипарисами и белыми дворцами. Природные виды также бесподобны и с берега. Любил пройтись пешком из Ялты по череде пляжей до Золотого пляжа и Ливадии, а оттуда по Царской тропе до Алупки. С каждым поворотом открываются такие красоты, что вызывали клич восторга. Хорошо ездить на катере купаться на различные пляжи побережья, делать это легко быстро. Таким образом я купался в Симеизе с непередаваемой прозрачной и глубокой бухтой, над которой нависает скала Диво, в Алупке с Воронцовским дворцом, в Ливадии с Царским дворцом, на Золотом пляже, в Никите с Ботаническим садом, в котором проводили много времени, в Гурзуфе с имением Раевского, в котором бывал Пушкин, и Артеком, в который я тайком проникал.
Климат там изумительный. С моря дует ласковый бриз, смягчающий жару. Воздух чист и дышится легко, он будто тебя обволакивает и приподнимает. Как-то до нас в комнате жила женщина с тяжёлой формой астмы, которая не могла ходить, а уезжала и уже могла ходить даже в горы.