Мамино танго

Калина Горькая
         
         Памяти Анны Андреевны Ларичевой.


Хмурый, серый осенний вечер. Двадцатое ноября.
По тёмным улицам спешу я с работы домой.
Надо найти самые красивые цветы для мамочки...
Но магазины уже закрываются, и прилавки пусты.
Жалкие потемневшие гвоздики - всё, что осталось.
Морщусь от досады, но приходится покупать оставшиеся.
А, ведь, мама впервые в жизни попросила меня:
- Доченька, купи мне, красивые цветы.

Её привезли домой месяц назад после облучения.
Отправили домой помирать, пере облучив голову.
Мама не верила в это лечение и оказалась права.
Врачи  настаивали, обещая, что хуже не станет.
Стало. Меня душат слёзы отчаянья. Поздно.
Даже выполнить её последнюю просьбу не получилось.
Сегодня её день рождения - шестьдесят шесть лет.
Всего шестьдесят шесть лет моей голубушке.

Дом уже полон гостей. Дядя Вася - папин младший
брат, с фотопортретом моих родителей. 1948 год. Рига.
Красивые. Молодые. Мамочка так хороша, что дух замирает.
Немного печальная. Будто предчувствовала, сколько пережить
ей придётся на чужбине.
Отец на фотографии горд и доволен - он единственный
счастливчик из всего морского боевого отряда, которому
посчастливилось выжить. Одному из ста смертников, во время
ВОВ обезвреживавших подводные мины. Недаром перед выходом
на задание морякам давали по триста грамм водки.
Слава Богу и выжил и жену прекрасную встретил.

- Какая красавица! - восклицают гости, передавая портрет
из рук в руки. Мама смущается: "Да, уж! Особенно сейчас"
Она совсем слаба, но держится. На ней её серое платье.
Любимая наша собачка свернулась клубочком на коленях и мама
нежно поглаживает свою любимицу. Свою верную подруженьку.

Стол мы придвинули к дивану, обложили именинницу подушками.
Она ничего не ест. Ей трудно и больно сделать даже глоток воды.
Все понимают, что это последний день рождения в её жизни.
И мы справляем его торжественно и, как последний в жизни раз.
Её любимые песни, стихи, слова благодарности и любви.
 
Вот, дядя Вася вновь берёт своё банджо, настраивает, собираясь
играть, но мама вдруг слабым жестом руки останавливает его:
- Танго! Сыграй, Василий, танго! Моё последнее танго!
Мы все ахнули от неожиданности и удивления. Помогли маме встать.
Она с трудом поднялась, обняла свою рыжуху, уложив её на плечо,
взяла шляпу у дяди Васи и щеголевато надвинула её слегка на лицо.
Дядя Вася заиграл. Играл он виртуозно. Мы расступились, образовав
кружок и мама, забыв о болезни, стала двигаться в такт музыке и
движения её были полны жизни  и страсти. Гордое танго, последнее
танго смертельно раненой птички, как вызов суровой судьбе!

В тот вечер никто не хотел расходиться до самого утра.
Все любили маму и желали продлить этот замечательный праздник,
чтобы успеть последний раз высказать ей всю свою благодарность,
любовь и симпатию. Она мужественно просидела с нами до утра,
скрывая боль. Она умела терпеть. Моя мученица...

Мамы не стало в начале февраля. Мне тогда было тридцать пять лет.
Помню, как сверкали на солнце самые красивые цветы в день прощания...
Прошли многие годы. Но память преданно хранит прошлое. Пусто без
неё и больно. Так не хватает её умного, доброго взгляда больших
лучистых глаз. Её тепла, тихого голоса, стихов, шуток, рассказов.
Мудрого и верного совета. И с каждым годом всё больше тоскует моё
сердце. Как же хочется вернуться к маме! Прижаться к ней, такой
живой, родной и любимой, такой единственной. И просить со слезами
прощения. За всё, за всё...

Жизнь, раскрашенная разными красками, звуками, событиями продолжается.

И, когда по мрачным ноябрьским лужам беспросветного осеннего
дня я несу красивые цветы мамочке на могилку, то всегда вспоминаю этот
 последний день её рождения  и тихо напеваю про себя:

- Мама! Танцует моя мама...
  Танго! Последний в жизни раз.


 

20 ноября 2018 год.

на фото моя мама - Анна Андреевна Ларичева. Сегодня 20 ноября 2020 года ей исполнилось бы 100 лет!!!