Боготяновский источник

Гребенникова Ольга
      Название "Боготяновский источник"  знакомо, пожалуй, каждому взрослому жителю города. Это место естественного выхода воды на поверхность, которое  люди называют "ключом", и находится он за городом в низине гористой местности.    
      Изначально природа отвела городу мало  удобного места, которое могло быть использовано под строительство. И теперь, с ростом населения,  это стало настоящей проблемой.  Долина, и даже более-менее ровное пространство, были  заняты существующими постройками. Город имел естественные границы. С  северо-востока его окружал гористый массив, с двумя крутыми скальными близко примыкающими друг к другу образованиями. Их разделяло узкое пространство. Оно было непроходимым  из-за  своей природы - болотистое место, густо заросшее осокой.   
      Со временем горожане начали осваивать склоны и выступы холмов. Но  никому не приходило в голову вкладывать средства в освоение  северо-восточной части: в расщелинах междугорья было не так уж много пригодного  места, а высокий северный склон горы имел  отвесный силуэт.  На  его вершине даже в летнее время лежал снег. Солнце заглядывало в межгорье лишь мельком. 
Попасть туда  возможно было только со стороны города, так как противоположную расщелину облюбовало болото. При восточных ветрах с его стороны межгорье заполнялось гнилостными запахами, поэтому желающих посетить это место было совсем немного.
      Правда, в народе  поговаривали о целебных свойствах  источника. Ходоки в ту долину распространяли слухи о странных случаях, происходящих там. Со временем  слухи стали обрастали фактами. Говорили о каких-то странных звуках  и галлюцинациях. Авторитетные лица города объясняли это особенностью географического положения местности, наличием болота.
В последний год второго тысячелетия в этом  невостребованном ранее месте, начались вестись строительные работы. Кто-то из предприимчивых состоятельных людей решил превратить  «Боготяновский источник» в зону отдыха горожан.
     Из непроходимых зарослей деревьев создали зеленую аллею.  За ней соорудили  покрытую асфальтом овальную площадку,  которую окаймляли декоративные светильники на столбах. В середине этой площадки построили круглую стойку бара с различными прохладительными напитками и легкой закуской. С восточной стороны появилось небольшое возведенное в старинном стиле здание, с колоннами у входа, с полукруглой пикообразной черепичной крышей. Это строение  врезалось в гору, и было пограничным объектом при соединении восточного массива с северным. В нем располагалась  игротека с залами для автоматов и различными аттракционами.
     Таким я увидела новое место отдыха, когда  приехала сюда в конце лета, чтобы отдохнуть в выходной день.
     День был на исходе, количество посетителей уменьшалось.  Закрытая двумя горами территория казалась бы мрачной, если бы не освещение вокруг площадки.  По мере приближения к узкой расщелине, становилось все темнее и темнее. Меня интересовало, что сделали с болотом. Подойдя к этому месту, я поняла, что  проделала такой путь напрасно. Оно было все такое же, как и раньше: затянутое трясиной с обильно произрастающей высокой  сочной зеленой  травой на кочках. Я заметила свежую тропинку у подножья восточного склона, замощенную каменными плитами  у   основания горы. Она извилистой змейкой уходила по другую сторону склона. Это меня заинтересовало: «Куда же она ведет?» Но было сумрачно и безлюдно, поэтому пойти по ней я не отважилась.
     На этом мое исследование восточной стороны площадки закончилось. Хотелось еще посмотреть, какие изменения произошли у подножья северной горы
     Самый крутой ее склон был  в месте  узкого прохода. Казалось,  его обрубили сверху вниз:  пласты горных  пород  демонстрировали свой рисунок, чередуя светлые слои из глины и песка, с темными - из камня.
      Я поразилась красоте и монументальности этой горной стены. На вершине   ее обрамлял белый валик из снега, словно воротник "шалька", чтобы не замерла голая модница. Он ослепительно сиял в лучах заходящего солнца. Словно  два мира в одном измерении: внизу – полумрак и неуютно, а наверху – свет, вызывающий положительные эмоции.       
       Вдруг мне показалось, что на заснеженной площадке просматриваются какие-то строения. Окончательно заинтригованная, я решила подняться по порожкам  находящегося на возвышении здания игротеки. С этого места я увидела  замаскированное в бликах снега здание с белыми колоннами. Из рассказов старожилов я знала, что когда-то здесь находился монастырь и назывался он «Пристанище отшельников» – монахов, некогда живших в горах. Сегодня все воспринимали это как легенду, историю местности и не более.  Мне всегда казалось, что если это и было реальностью, то монахи должны были селиться вблизи у источника, а не так высоко. 
       Сейчас я поняла: раз они отшельники, то и жить должны были именно там, в недосягаемом для других месте. Мне попалась на глаза узкая тропинка, спускающаяся с горы к болоту.
       «Да, женщину  точно сгубит любопытство», - подумала я, пробираясь к ней.
        Тропа, извиваясь у самого подножья, выводила к маленькому озерцу,  образованному от бьющего из-под земли источника, между подножьем горы и болотом. Скорее, это был миниатюрный прудик с чистой водой,  ухоженный  и обрамленный зеленью.  Полюбовавшись красотой, я решила вернуться: «Вдруг снежная «шапка» сорвется, и обрушится мне на голову?» 
                ***
        Уже давно стемнело,  и только сейчас  я заметила, что  не встретила здесь ни одной живой души с тех пор, как удалилась от площадки с освещением. Чуть ли не вприпрыжку я побежала к выходу и   от неожиданности вскрикнула, когда  передо мной возник юноша-подросток.  Он очень вежливо, стараясь меня успокоить, стал заверять, что не имеет плохих намерений.
        - Не бойтесь. Просто мне нужна Ваша помощь. Вернее, услуга. -
          По мере объяснения, юноша все больше и больше вводил меня в изумление:
        - Видите ли, я здесь живу, - он указал рукой на отвесный  склон горы. 
        Подумав, что меня разыгрывают, я принялась рассматривать этот склон  и заметила в нем небольшое вырубленное прямоугольное  отверстие.
        - Видите, там вход. А наш храм, вернее, что осталось от него, на верхней площадке, – продолжал молодой человек.
        Я смотрела на убедительно говорящего черноглазого юношу, и никак не могла поверить в реальность происходящего.
        -  Я очень Вас прошу, станьте почетным гостем и свидетелем культового ритуала сватовства. У меня нет матери, поэтому мне необходимо взять в качестве свидетеля женщину из «мирян», - умолял он меня.
       Из его рассказа я узнала, что каждый юноша, достигший шестнадцатилетия, должен выбрать себе девушку из клана и совершить обряд сватовства, поднявшись с ней  к храму «Обитель святых духов».  Там он должен доказать  свою силу. Если сумеет пройти  испытания, получит  благословение духов. Откладывать больше нельзя,  духи  назначили срок -  сегодня до захода солнца. Потому он просит меня стать его свидетелем.
       Пока я объясняла, что уже поздно и мне пора возвращаться домой, из проема  скалы вышла девушка. Она была одета в длинное белое платье, а  ее  уложенные вокруг головы косы украшали белые бусы. Следом за девушкой показался мужчина в серой рясе с капюшоном. Они присоединились к юноше и обещали  не задерживать меня  надолго. В противном случае: «отрок останется непосвященный». Жалость в сердце женщины способна перебороть любой страх и заставит идти наперекор сознанию.
                ***
      Пройдя через проем в скале, я оказалась в полумраке. Когда глаза привыкли к темноте,  я увидела каменный коридор, уходящий вглубь скалы. Вдали его освещали факелы.
       За моей спиной закрылся проем. Я снова испугалась, сетуя на свою доверчивость. Отец девушки, который был ее свидетелем, поспешил успокоить меня:
        - Не волнуйтесь! Мы Вас выведем. Просто не хотим обнаружить свое нахождение.  -      
Меня повели по коридору, который, петляя, уходил вверх. Шли мы долго. Наконец, меня вывели на плоскую каменную площадку, а  молодые люди продолжили подниматься по туннелю. Я осталась с отцом девушки в качестве наблюдателей.
        - Вон они! – он поднял голову.
       Мой подопечный парень остановился на плоской вершине рядом с колоннами храма, а девушка - чуть поодаль от него. Что точно происходило, мне трудно оценить как несведущему  в обряде человеку.
         
       Вначале парень  провел какой-то молитвенный ритуал. Потом  со стороны  храма поднялся такой сильный ветер, который едва не сбил юношу с ног. Странным было то, что мы ветра не ощущали. Он будто сконцентрировался только в том месте, где стоял молодой человек. Его порывы подняли снег, кружа его вьюгой, и целенаправленно обрушили на юношу. Он выхватил из-под накидки меч и,  размахивая им, старался устоять на ногах.
       Вдруг парень пошатнулся и упал. Ветер утих. Мой «шафер», стоящий рядом,  испугался. Он побежал на помощь избраннику своей дочери, помог ему подняться, и уже через миг они оба исчезли из виду в каменном лабиринте.  Все произошло быстро и неожиданно для меня.  Девушка тоже куда-то скрылась, и я осталась одна.
       Теперь пришла моя очередь испугаться:
       - Как же я теперь выберусь? Наивная!  Зачем позволила  втянуть себя  в эту авантюру? Кто поверит, что это все произошло на самом  деле? – ругала я себя вслух.
       Я чувствовала себя Алисой из Зазеркалья. Собрав всю свою выдержку, я пошла вниз к выходу из туннеля. Через какое-то время послышался непонятный гул. Я остановилась. Прислушалась. Звук усилился, а  впереди появился свет, в направлении которого я и побежала.
Узкий туннель расширился и стал похож на круглую яму, на дне которой валялись камни-валуны. Из-за камня выскочил мужчина в рясе и сбил меня с ног. Мы  упали. Моему негодованию  не было предела!
       -  Тише, Вы! Не кричите! – он поспешил закрыть  мне рот ладонью.
      Сверху из расщелины в скале брызнул свет, и вниз посыпались камни. Мы поспешили укрыться за большим валуном. Когда шум обвала стих, незнакомец сказал, что он журналист и блуждает здесь уже давно. А попал сюда тайно и умышленно, так как  ему поручено написать репортаж  о жизни загадочных монахов.
       Моей радости не было предела!  Во-первых, это не сон и не наваждение! И  я теперь не одна! На душе потеплело от надежды, что я теперь отсюда  точно выберусь! Из рассказа моего нового знакомого я узнала, что все  ходы в горе снабжены ловушками.  В это каменное царство не так просто войти и тем более выйти. Когда внизу строили игротеку, «врезая»  здание в гору, строители наткнулись на один из входов и замаскировали его, чтобы монахи не обнаружили вторжения. Теперь журналист через него и пробирается сюда.
        Когда пыль улеглась, в туннеле появились две фигуры в холщовых  накидках с балдахинами, внимательно осматривая все вокруг. Журналист подал мне знак «затаиться». Два монаха-разведчика стали разбирать камни с прохода. Раскидав часть из них,  удивились, что под камнями никого нет, ведь ловушка сработала. Значит, кто-то шел по коридору. Они решили доложить старшему, и организовать поиск «пришельца».
        Журналист сказал, что теперь самое время  «сматываться». Мы не пошли ни вперед, ни назад, а полезли в узкую щель в скале. Вокруг была кромешная темнота, но мы, ни на миг не останавливаясь, продвигались вперед. Выбравшись из щели, мы попали в просторный коридор, где пахло болотом. Под ногами зачавкала трясина.  Сверху через естественный разлом в скале заглядывала луна, освещая огромные валуны, по которым мы и пробрались через болото и уперлись в гладкую каменную стену. Журналист начал шарить по ней руками. Найдя нужную плиту, он надавил на нее, и она стала медленно поворачиваться. Мы  проскочили в образовавшуюся расщелину и оказались в зале игровых автоматов!
       Мы направились к выходу. Я не переставала радоваться, что мои приключения закончились благополучно. Если  бы не мой спаситель, где бы я была, и чем бы это все закончилось?
      Только журналист не разделял моего оптимизма:  теперь монахи узнают о ходе из игротеки и ему больше не попасть в их мир.
      Чтобы утешить его, я рассказала все, что со мной приключилось.  По крайней мере, одной загадкой станет меньше, а может больше? Кто знает!?

9.09.1999г.
                ***
Послесловие:
    Эта история «пришла» ко мне во сне 9.09.1999года. Спустя  9 лет (в октябре 2008года)  я услышала в одной из телепередач:
 «Андрада – город, построенный в скале времен 1-й Тибетской цивилизации.
 Шангрила – место в Тибете, обозначающее  их рай. Там хранится мудрость,   и когда человеческие страсти пройдут  в «миру», т.е. люди станут воспринимать мир на осознанном уровне, то жители Шангрила  передадут эту мудрость обычным людям на Земле».
       И сразу вспомнила историю из сновидения. Интересно, когда люди станут воспринимать мир на осознанном уровне?