Вера в литературе

Галина Щекина
Толчком к рассмотреннию  «Джвари»  послужило  несколько обстоятельств.  Это  обсуждение в интернете  фильма  «Три дня  из  жизни монастыря»  о женском монастыре, где  есть источник избавляющтй от наркомании, фильм "Спас-каменный" иобсуждения  воруг него, и  общение в с вологодской  поэтессой Натальей  Сидоровой ,чья  поэзия   безусловно  пример настоящей духовной  литературы.
Наталия Сидорова о духовном нправлении литературы: «Моя  первая  книга  «Слышу  ветер» («Молодая  гвардия») печаталась в  Киеве, много отзывов  было оттуда,  со многими подружилась, переписывалась и даже  встречалась. В Киево-Печерской   Лавре  она побывала  трижды, вдела  старинные  великолепные храмы,  была в пещерах, где  лежат  мощи святых, получила невероятную  радость  от прикосновения к святыням, это  изменило меня во многом. Да, отразилось и на творчестве. Духовная  поэзия  особенная. Она одновременно  должна  быть простой и  в то  же время нести сложные  истины. Это не так  просто передать в стихах. Но накопились  мысли и  чувства  и я  пишу об этом в той  мере, какой  мне дал Бог. Стараясь не  потреблять церковную терминологию, даже  избегая  ее. В  любых  своих переживаниях я  могу  обратиться к святым, к  Матери Божией и не  быть в одиночестве:
(«В  доме  стало теперь  холоднее
И в печи  остывала  зола.
Если на небе стало темнее
значит в мире прибавилось  зла»).

Н. Сидорова: Церковно-духовная  жизнь для  меня - это прежде  всего  молитва. Молитва - это форма  внутренней  жизни. Она   заполняет  сознание и  душу. Это очень  много дает. Обращаясь кБогу, я  получаю ответ, он в моем состоянии покоя, веры, я  больше не  боюсь жизни, даже  если  будет  страшнее... («Тернии и звезды  Натальи Сидоровой») Наталья  Сидорова – поэтесса, автор  многих духовных  стихов.
После  2000 года заново открылась  духовная  тема в литературе.. Об  этом  говорили всерьез и книги Алфеевой были заполнили некую нишу.. Сегодня  стоит напомнить о них читателю, потому  что образ женщины и  веры у  Алфеевой  один  из самых  сильных. О  подобных произведениях на эту  тему не  знаю.

Героиня  этого повествования Вероника приезжает в старый монастырь, причем  мужской! Небывалое  дело, чтоб это  разрешили, но ей разрешили. Да еще с  сыном, который  становится послушником. Ни одна мать не  хочет своему  ребенку монашества. А Вероника  хочет.
 Однако она,по ее  словам, пустой  сосуд, из которого вылили воду, но еще не налили вино. Она жадно смотрит вокруг, но для  читателя  загадка. И для  себя загадка, он только повторяет - не знаю, как жить  дальше.
 Общее  мнение - в монастырь идут  спасаться от горя, замаливать грехи... Но  эта женщина ведет  себя странно. Уходит от внешней вполне благополучной  жизни в лишения:  спит в  палатке в  ливень, одета в как  чучело, в башмаках с отвалившимися  подошвами. И не  сопротивляется: игумен ее вразумляет, что в монастыре все красивое не нужно, а настоящая монастырская  еда  без цвета  вкуса и запаха...

Самое поразительное происходит с книгами.
Вероника прочла  уже  до  монастыря  много  святых  книг, а игумен не только не хвалит, но и  осуждает ее. Дескать,  святые  книги  усиливают  разрыв  между тем, что в голове и тем,  что в  жизни. Между тем,  что человек делает и тем  что должен.

И Вероника не ропщет, она  это сама  выбрала. Парадоксальность ситуации, тем не  менее,  подготавливает читателя к тому, что бы воспринять  судьбу  Вероники как совершенно естественную. Ведь ей  здесь так  хорошо  душе не бывает И какое бы ей ни дали послушание, она  его выполняет безропотно. Никогда не  умея готовить,  идет  и  учится  борщ  варить... Всю  себя  вывернула наизнанку.

И дальше она  переносит  испытание за  испытанием. Она  согласна остаться в монастыре, но ей нельзя. Отправят в  женский  монастырь. А  он  останется  здесь. И она  страшится этого  момента  и всю работу  делает.... Отец Михаил приобретает  большую  власть на  сыном. И ей  это  и радостно  и горько. Ее  любовь к сыну Мите прост безгранична и она ее  любит, понимает. И  вдруг  чужой человек отбирает ее  ребенка....Его  душу...
Любая  женщина поймет  Веронику, но не любая поддержит. И  ведь своими руками отдала!
Читатель не знает ничего  об Веронике, вернее о той  жизни, которая  была до монастыря. Но видит, какая  у нее выдержка, какая стойкость  и  сила.

Но главное  испытание  настигаетее  уже после того, как сын Митя пишет  посвященному лицу, Патриарху. Вот так: игумен  благословил,  ребенок написал настоящий  церковный  гимн и преподнес даже. Какая  радость для  матери,  вложившей в  дитя все лучшее , саму  себя. Но пока  Митя  уезжает на торжество, в  монастыре разыгрывается  трагедия. Игумен не принимает  дружеского участия Вероники, ее  кротости и наносит  ей жестокий удар, вынуждая  к  бегству. Проплакав  много часов у  реки, она  внутренне  прощается с обителью Джвари, принесшей  ей  столько радости. А в  это время  все  ищут ее.

Но  поздно, она  не  может остаться. Образ Вероники, сумевшей после  обычного  мирского  бытия принять жизнь послушницы, самостоятельно  преодолевшей  многие соблазны, читающей  духовные  книги, потрясает  своей  чистотой. Она  уже  подошла  так  близко изменению моей  духовной  жизни... и оказывается, что даже  это ей не позволено. Она  увидела   и  узнала впервые  человека, которого полюбила... но  и  это ей не позволено. Она  нашла место где  может осуществиться не  только ее, но жизнь сына... И это тоже не позволено. Она  уже  осуществилась  как  писатель, но разочаровывается в  этом. А  есть ли у нее  моральное право говорить что-то другим, делиться, если  сама она  пустота?
Она  поднимает острейшие этические  вопросы: что значит приблизиться  к Богу? Не внешней   атрибутикой, а внутренне?  Что значит  любить Бога прежде  своих  близких? Как найти в жизни смысл,  когда он  уже потерян? И только ли в  монастыре  возможно спасение?
Женщина оказывается в  водовороте  этих вопросов  так же, как ввергнут в них и  мужчина. И она уходит смирившейся, потому что любовь  к  Богу означает  прежде всего  к Нему любовь и принятие всего, что Им  послано. Потрясающая прозрачность литературного языка, высокая  эмоциональность  изложения, даже  там  где  сплошные цитаты из Библии.
Образ  Вероники –это приближение  в  образу  женщины-монахини, хоть и  живущей в миру.