Бабушкины рассказы. О предках

Владимир Минцкер
Бабушкины рассказы. О предках

Я спрашивал бабушку Саню, - что ты знаешь о далёких предках и пращурах? Кто они? Известны ли их имена? Что тебе рассказали о них родители?

И бабушка, не задумываясь, отвечала:
 - Пращуры происходили из крестьян, но не крепостных.
На Севере России основная масса крестьян была -   государственные  и монастырские. Также были крестьяне-арендаторы  или половники, которые отдавали оговоренную половину урожая хозяину земли, но хозяйствовали самостоятельно. Помещичьи крепостные крестьяне были только в уездах к югу и западу от Вологды. Наши пращуры крепостными  не были.
А потом они стали духовными.

- Они были священниками?
- Не все были священниками, многие служили диаконами, дьячками, псаломщиками, пономарями.

- Расскажи про бабушек и дедушек.
- Я плохо их знаю. Мы переехали в Сибирь, когда мне было всего четыре года.
Дедушки Афиноген и Прокопий были диаконами. Они и договорились о женитьбе сына и дочери. Брак папа и мама заключили не по любви, а по воле родителей. Но жили дружно.
Дедушка Афиноген был очень строгим. Папа не хотел духовной службы, хотел быть учителем. Но дедушка заставил папу служить церкви. Отца деда Афиногена звали Василий.

- Расскажи про зырян.
- Наш род Мальцевых -  коми-зырянский,  говорила бабушка. Нет оснований сомневаться, она передавала мне то, что знала от своего папы.  Мальцевы глубоко обрусели, но сохранили память о своих истоках. И ты помни.

- Кто такие - зыряне, где они жили?

- Как рассказывал папа, известные предки и пращуры  поколениями жили в Тотемском уезде Вологодской губернии. Это северо-восточная часть центра губернии.
Коми-зыряне принадлежат к чудскому первобытному населению Европейского Севера.

   Судя по коми-зырянским названиям рек и урочищ, зыряне в старину занимали не только   Вологодскую губернию, но и смежные с нею земли. Этот народ означается в старинных летописях именем  чуди белоглазой. Белоглазая – из-за светлых голубых глаз, таких как у меня, отвечала баба Саня.

Бабушка была учителем. Получив хорошие образование и педагогическую практику, она обладала разносторонними знаниями  в русской словесности и литературе,  в истории,  в русской культуре. Дочь священника, она хорошо знала богослужебные правила, литургичесую церковную практику, Ветхий и Новый Завет.  Она многое знала, но не всё рассказывала. Историю предков духовного сословия приходилось из бабушки «вытягивать». Так она оберегала нас от опасной, по её мнению, информации в богоборческое время.