Отношение к престольным праздникам у архангелогоро

Пётр Костромин
 По моим наблюдениям. Как я уже говорил, что моя жена поморка из Архангельска. Так вот, у тёщи в доме было заведено: мужику - двор, жонке - дом. И никто ни к кому с советами не пихался. Кому, что и где творить - сами видели и знали. Перед тем, как в море пойти за рыбой или на зверя, мужик все дела хозяйственные переделал, стайки от навоза почистил, крышу починил, стены проконопатил, дров нарубил, напилил, наколол, в дровяник убрал, сено со двора на поветь сметал, заборы поправил, баркас просмолил и в море собрался. А у жены готовка еды ежедневно, мытьё посуды ежедневно, выпечка хлебов три раза в неделю и пироги перед выходными и перед праздниками. Дойка коров и работа с молочными продуктами. А ещё приготовить нужно ежедневно горячее пойло для всей живности. Сена и зерна (овса и проса) домашним животным мужик задаст, а вот, когда он в отъезде, так всё на бабе, да не дай Бог ей кормильца потерять, тогда всё на ней, хорошо, если дети большие, так помогут, а если мелкие да стариков в семье нет уже, то ей не позавидуешь. А вот, чтоб в праздники работать. Ну, по дому, ещё туда-сюда, затеяла уборку да вспомнила, что праздник, а уж уборку начала, то это не грех работать в праздник, а грех про праздник забыть. А так, перекрестилась, сказала: с Богом! И дальше по дому суетиться начала. А мужику снег во дворе убрать, хоть тропинку за ворота расчистить. Так-то у него все хозяйственные пристройки под единой крышей с домом, так не надо на улицу выходить, все службы под поветью. У некоторых даже своя комната с иконостасом, так, что и в церковь идти не надо. Только по большим праздникам.

  А муж со двора пришёл, расселся на лавке под образами и заявил: а ну-ка баба, испеки мне колобок! Ну, может быть у поморов и были с мукой проблемы, часто урожай на зерновые не радовал, а вот то, что на сметане мешен да в масле пряжен, так это обязательно, потому, что коров и другой скот все держали да не по одной корове, а две или три. Семьи большие, порой два ведра молока в день на всех мало. Когда не хватало хлеба, то восполняли молочными продуктами и меняли молоко и мясо на зерно и муку. Вот такой вот быт повседневный и отношение к праздникам у поморов.


Надежда Никитина.

 А утром разве не молились? Детей разве родители не благословляли с утра? ....трудно вериться, чтобы поморы (а они в большинстве староверами были) в праздник работали!!!

Надежда, я говорю только о том, что сам видел. Родители моей жены не были старообрядцами (староверы и старообрядцы -  многие путают. старя вера - это дохристианская вера, языческая, а старообядничество - это то, чего не коснулись, но стремились искоренить приспешники патриарха Никона). Отец моей тёщи был почтмейстером, а дед и бабуля тестя были из ссыльных поляков, которые на севере оказались после восстания под предводительством Тодеуша Косцюшко. Загоновая шляхта, примкнули к восстанию в борьбе за независимость Польши. А потом, приняли православие. Да и при социализме уже были комсомольцами и коммунистами. Иконы в доме были, но никто перед ними не молился. За других, даже за соседей моих родственников ничего не скажу. Вот,  и написал то, что видел своими глазами...

Надежда Никитина.

Пётр ...Я родилась в старообрядческой семье, и понятие о "старой вере" никогда не разнилось с древлеправославием, т.е. дониконовский период, до раскола в Русской Православной Церкви. Мешать с этим понятие о язычестве и староверии  совершенно неуместно.

Надежда. Немного истории. В те достопамятные времена, когда Князь Владимир загнал весь народ в Днепр и насильно крестил его, а после огнём и мечом христиане прошли по капищам и языческим храмам. Дети Сварожичи ушли в леса и дебри далеко на север и за Камень. Там и обосновались вдали от остального мира. Молились своим богам, занимались своим хозяйством. Выходили для торгового обмена к христианам, но возвращались к своим домам только им одним известными тропами, чужих в свой мир старались не впускать. Но прошло несколько столетий и возникла необходимость провести реформу церкви. Слишком много накопилось разногласий и разнотолков. И опять огнём и мечом начали проводить реформу. Вот тут-то и получилось так, что христиане-старообрядцы тоже бежали в леса и дебри, а там были приняты староверами. И ещё четыреста лет гонений. Да так, что истиных староверов первого тысячелетия после Рождества Христова практически не осталось, а  старообрядцев стали называть староверами. На Урале и за Уралом их называли "кержаки". Тех, что ещё оставались на территории СССР, никто после Великой Отечественной уже не притеснял, но они всё равно жили своим особым миром. Была гостевая посуда, которая хранилась отдельно от хозяйской, радио и (особенно) телевидение в домах не приветствовалось, а так же табачные изделия и вообще курение. К выпивке относились нейтрально, но крепкие напитки из рациона исключались. Побывал я как-то в одной из деревень в Карелии (тогда в армии служил), так у них в магазине водка по 2,87 на полке стояла, а по стране её уже года три в продаже не было.
Так, что вот, я с Вами согласен, что адептов раннего христианства можно назвать и староверами и старообрядцами, ошибки не будет, но ... Это не совсем правильно.