389 Лоция Северного моря 7 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

389. Лоция Северного моря. 7 августа 1973 года.

Сводка погоды: Северное море. БПК "Свирепый". Вторник 7 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 13.1°C тепла, макс.: плюс 15.0°C тепла, 7 мм осадков, дождик, а на мокром ветру температура воздуха снизилась до 8.2°C тепла. Восход солнца – 04:37, заход солнца – 20:36 (GMT+1), Маяк Линдеснес (Линнеснес), Lindesnesveien, Lindesnes Fyr, Норвегия. Скорость ветра - 8 м/с. Волнение моря - 5 баллов.

Северное море на траверзе - Маяк Линдеснес (Линнеснес, Lindesnesveien, Lindesnes Fyr, Норвегия) рано утром 7 августа 1973 года встретило БПК "Свирепый" свежим ветром и волнением 5 баллов. Северное море было неспокойным, ветер со скоростью 8 м/с (29 км/ч) с порывами до 10,7 м/с (38 км/ч) с гнал Атлантики "стада" дождевых облаков, шквалистый дождь и волны. Волны были хорошо развиты в длину, но не очень крупные, с белыми барашками, которые иногда срывались ветром, взмётывались ввысь и шаловливо бросались ветром в лица сигнальщиков-наблюдателей. Иногда свежий ветер Северного моря перехватывал дыхание и свистел в ушах. Северном море было стального цвета и мне показалось, что вода в нём имеет воронёный отлив, как ствол автомата Калашникова - АК-47.

Накануне ночью я бегло полистал старую двухтомную Лоцию Северного моря, издание 1940 года, Ленинград, автор-составитель: контр-адмирал Ю.Ф. Ралль. Ч. 1 – Дания, Германия, Голландия и Бельгия. Ч. 2 – Северный и Восточный берега Шотландии. Эту немного затхлую лоцию я нашёл в куче книг подготовленных к списанию в базовой библиотеке ВМБ Балтийск и "двумя ходками" принёс за поясом штанов матросской робы на корабль. Более современная лоция Северного моря хранилась в личной библиотечке штурмана командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. печкурова и он её никому не давал даже посмотреть...

Конечно, первую часть лоции Северного моря сдали в набор в апреле 1939 года и она устарела, но как историческая книга для общего сведения о Северном море она очень даже пригодилась. Первая часть Лоции Северного моря начиналась с Оглавления, в котором было Обращение к мореплавателям, Общие замечания, Краткое руководство для пользования морскими картами и Извлечения из правил и инструкций ВМФ СССР (действовавших в 1939-1941 годах). Затем в разделе "Общие" были главы: Управление судном, проходящим вблизи от военных кораблей, Показ национального флага, Сигналы и отличительные знаки рыболовных судов в Северном море и Подводные кабеля. Эти сведения были очень полезными для судоходства в Северном море, которое практически "кишело" разными судами.

Отдельный раздел "В водах Дании" состоял из глав: Сигналы, обозначающие присутствие подводных лодок, Сигналы с кораблей, входу которых в порт мешают прожекторные учения, Предупреждение при приближении к территориальным водам, Предупредительные сигналы для рыбачьих судов, Сигналы, поднимаемые землечерпательными снарядами, Сигналы для связи с ледоколами, Лоцманская служба, Штормовые сигналы, Ледовая служба и сигналы о состоянии льда, Особые правила при посещении портов, Карантинные и таможенные правила. Кстати, территориальные воды приморских государств - это 12 миль (22,22 км) от береговой черты, вход в территориальные воды любых судов и кораблей только с разрешения правительства этих государств.

Раздел "В водах Германии" состоял из глав: Поведение судна при встрече с подводными лодками, Сигналы на кораблях, буксирующих щиты для стрельб, и на щитах, Закрытие портов, Предостережение при приближении к территориальным водам, Предупреждение о приближении к тральщикам, Лоцманская служба, Штормовые сигналы, Ледовая служба и сигналы о состоянии льда, Карантинные и таможенные правила. Раздел "В водах Голландии" состоял из глав: Предупреждение при подходе к территориальным водам, Лоцманская служба, Штормовые сигналы, Ракетные сигналы спасательных станций, Ледовая служба и сигналы о состоянии льда. Раздел "В водах Бельгии" состоял из глав: Плавание в территориальных водах, Лоцманская служба, Штормовые сигналы, Сигналы, поднимаемые на землечерпалках.

Отдел I лоции Северного моря состоял из Общего очерка о море, отдел II давал гидрометеорологический обзор климата и гидрологического режима Северного моря, отдел III - навигационное описание Северного моря состоящее из 14 глав, а отдел IV содержал наставления
для плавания по Северному морю, в прибрежных водах и в устьях рек. Отдел V первой части лоции Северного моря имел Справочный и Алфавитный указатель.

Во второй части Лоции Северного моря было тоже самое, что в первой части, только в отношении северного и восточного побережья Шотландии. В приложении к каждой части лоции прилагались вложенные карты побережья Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Англии и Шотландии. Я листал эти части Лоции Северного моря и эти карты с замиранием сердца, как страницы книг Жюля Верна, представлял себе, как мы, наш корабль, проходит мимо берегов Норвегии и устремляется вверх и влево к Шетландским островам, в Северную Атлантику...

Дело в том, что военные корабли никогда не ходят в море просто так, чтобы прогуляться, поплавать, походить, пошляться в море, как прогулочная яхта. Военные корабли выходят в море только "по делу", с конкретной боевой задачей и целью, поэтому наш путь в Северном море подчинялся каким-то приказам и указаниям, имел конкретные районы и точки поворотов, пребывания, нахождения и т.д. Был приказ и было боевое задание и у БПК "Свирепый", но тогда, в августе 1973 года, никто из личного состава экипажа БПК "Свирепый" об этом не знал, кроме, кончено, командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова. Вот почему лично для меня цель нашего боевого похода и наши боевые задачи на БС (боевую службу) были очень приманчивыми...

Вот, например, что было написано в Отделе I и Общем очерке Лоции Северного моря (1940) о Шотландии ...

Границы лоции. Настоящая лоция содержит описание северного и восточного берегов Шотландии от мыса Кэйп Рат до города Бервик, включая устье реки Тэй и залив Ферт оф Форт до города Стерлинг. Этот район расположен между параллелями 58°40' N и 55°50' N и меридианами 5° W и 2° W.
Восточное побережье Шотландии тянется по меридиану на 150 миль, а по параллели около 90 миль. Берега Шотландии скалистые, крутые и изрезаны глубоковдающимися в сушу заливами, называемыми фертами или локами, которые в большинстве своем являются продолжением устьев рек и носят их названия. Ввиду извилистости, длина береговой черты почти в три раза превышает размеры по меридиану и параллели, достигая 610 миль. С севера и востока побережье Шотландии ограничено морем, а с юга — границей с Англией, проходящей у береговой черты по устью реки Туид (Tweed).
Геологическое строение. Шотландия, являясь северной частью острова Великобритании, резко отличается по своему геологическому строению от южной части того же острова. На участках, прилегающих к побережью, преобладают более древние геологические пласты с большими площадями толстых слоев отличного каменного угля.
Шотландия является гористой страной. Горы Шотландии, обычно, разделяют на три группы (цепи). Северная расположена между N-ой оконечностью Шотландии и озером Гленмор, по которому проходит Каледонский канал. Эти горы ниже 1000 м и постепенно убывают по высоте к N, оканчиваясь обрывами высотой до 110 м у мыса Кэйп Рат. Центральная группа гор идет в направлении SW-NO от озера Гленмор до озера Стратмор, расположенного у западного побережья Шотландии. На этом хребте несколько вершин достигают высоты свыше 1000 м, из них самая большая Бен Невис (Ben Navis) имеет высоту 1343 м. Южная группа расположена в равнинной части Шотландии, в так называемом Лоулэнд (Lowland), и тянется от озера Стратмор до границы с Англией.
Характер берегов. Обрывистые и утесистые берега окаймлены, как правило, узкой грядой рифов, выступающих в пределах от 1 до 3 кабельтов и лишь в редких случаях до 5 кабельтов от береговой черты. В фертах и локах имеются отдельные участки пляжей из гравия или песка, являющиеся подходами к речным долинам, примыкающим 40 к вершине ферта или лока. Эти места являются наиболее удобными для высадки. Там же обычно располагаются пристани и малые гавани...

Глава 3
ШОТЛАНДИЯ, ВОСТОЧНЫЙ БЕРЕГ; ОТ МЫСА ДАНКЭНЗБИ ХЭД ДО МЫСА ТАРБАТ НЕСС, ВКЛЮЧАЯ ЗАЛИВ ДОРНОК ФЕРТ
Советская карта 2111; английские карты 2182b, 3547, 1823, 115, 2397а, 2397b и 2
Берег. Между мысами Данкэпзбн хэд (шир. 58°39' N, долг. 3°01'W) и Скерза хэд (Skirsa head), в расстоянии около 3 миль на юг, берег состоит из обрывистых утесов; под действием моря от берега отделилось много скал. Наибольшая по величине из этих скал — Стэк ов Данкэнзби. Эти отделившиеся массы стоят на грядах рифов, которые осыхают, выдаваясь более чем на 1 кабельтовых от берега. В расстоянии 4 кабельтовых на юг от маячной башни мыса Данкэнзби хэд находится скала Бекстер рок (Baxter rock) с глубиной над ней 2,7 м (9 фут.). Мыс Скерза хэд представляет собой отвесный утес высотой 30,2 м с многочисленными пещерами, размытыми у его основания морем.
Между мысами Скерза хэд и Несс хэд (Ness head), в расстоянии около 1 мили на SW, расположен вход в бухту Фрезуик бэй. Парусные суда, направляющиеся через пролив Пентланд ферт, часто ожидают в бухте Фрезуик бэй перемены течения. На берегу, в расстоянии около 1 мили на WSW от мыса Скерза хэд, расположено большое неправильной формы четырехэтажное строение Фрезуик хаус, которое хорошо приметно, а в 3 кабельтовых на юг от мыса Несс хэд находятся небольшие развалины замка Баколп кастл (Bucholly castle). В гавани Скерза хэвн в северной части бухты имеется пристань.
Вблизи деревни Окинджилл (Auchingill), находящейся в расстоянии 1,5 мили на SSW от мыса Несс хэд, имеется пристань.
В 2,3 мили на SSW от мыса Несс хэд находится мыс Брау (Нибстер) хэд [Brough (Nybster) head].
Приливо-отливные течения. Примерно за 5,75 часа до полной воды в порту Дувр в бухте Фрезуик бэй с юга образуется водоворот, который в северной части бухты удерживается до момента около 3,25 часа после полной воды в порту Дувр; ввиду этого корабль, покидающий якорное место, должен быть осторожен, чтобы избежать попадания в северную часть бухты.
Огни. На столбе высотой 1,5 м, расположенном на конце пристани в гавани Скерза хэвн, выставляется по временам огонь на высоте 2,4 м над уровнем моря.
На берегу у деревни Окинджилл, когда в море находятся местные рыболовные шлюпки, устанавливаются два створных огня в расстоянии 210,3 м один от другого; передний огонь—на высоте 16,2 м на башне высотой 3,7 м, а задний—на высоте 32,6 м за окном дома.
Бухта Синклэр бэй (Sinclair bay). Вход в эту бухту расположен между мысами Брау хэд и Носе хэд, в 4,5 мили южнее. Развалины замка Кейсс кастл (Keiss castle) находятся у самого края утеса в расстоянии около 1 мили на SW от мыса Брау хэд.

Рано утром 7 августа 1973 года после того, как я лихорадочно и внимательно рассматривал на максимальном приближении в корабельный перископический визир ВБП-451М побережье Норвегии, мимо которого БПК "Свирепый" экономическим ходом шёл ещё в водах пролива Скагеррак на северо-запад, я записал в свой дневник-ежедневник:
07 августа 1973 вт
Рядом Норвегия. Суровые, обрывистые берега. Городишки разбросаны по склонам гор. Фьорды глубоко врезаются в берег. Северное море относительно спокойное.

В лоции Северного моря об этих местах было написано следующее (далее цитируются данные современной штурманской проводки - автор):

Пролив Скагеррак от мыса Линнеснес до мыса Еренс-Рев.

От мыса Линнеснес (57°59' N, 7°03' Е) до мыса Еревс-Рев (58°45' N, 5°30' Е) юго-западный берег Скандинавского полуострова преимущественно гористый. По мере удаления от береговой линии высота гор увеличивается и в 4—5 милях от нее достигает 400—500 м. Местами к берегу прилегают равнины. Между мысом Линнеснес и проливом Листа-фьорд (58°1Г N, 6°38' Е) берег изрезан глубоко вдающимися в него фьордами, наибольшими из которых являются фьорды Грёнс-фьорд и Люнгдалс-фъорд. Далее к NW до мыса Еренс-Рев берег изрезан незначительно. На всем протяжении берег окаймлен опасностями, которые в южной части района выступают от него на расстояние до 3 миль. У описываемого берега оборудованы порты Фарсунн (фьорд Люнг- далс-фьорд), Флеккефьорд (фьорд Флекке-фъорд) и Эгерсунн (пролив Сёрагапет). Якорные места для больших судов находятся в районе острова Хидра, в проливах и фьордах, расположенных к Е от него, и в проливе Сёрагапет. Район, запретный для плавания, расположен вдоль берега между полуостровом Эйнарснесет и мысом Варнесет (58°11' N, 6°37' Е). Судам валовой вместимостью более 141,5 м3 (50 peг. т) плавание в этом районе и постановка на якорь без государственного лоцмана запрещены. Лоцманские станции имеются в портах Фар-сунн, Эгерсунн, в селении Согндалсстранна и на острове Хидра.

Южный берег пролива Скагеррак между мысом Скаген (57°45' N, 5 10°40' Е) и находящимся в 76 милях к WSW от него мысом Ханст-хольм образован северным берегом полуострова Ютландия. Этот берег, за исключением некоторых мысов, низкий, песчаный и лишен растительности. Береговая линия довольно ровная; в берег полуострова незначительно вдаются бухты Таннис-Бугт, Яммербугт и Вигсе-Бугт. Берег окаймлен обширной песчаной отмелью с глубинами менее 20 м, местами выступающей от него на расстояние до 20 миль; изобата 10 м пролегает в 1-2 милях от берега, и лишь в отдельных местах западной части берега она удаляется на 5 миль от него. При плавании в этом районе приближаться к берегу и заходить на глубины менее 40-50 м не рекомендуется, так как это может привести к аварии судна. В условиях ограниченной видимости надо использовать все возможные средства для контроля за местом судна. Приметные пункты. При плавании в описываемом районе приметны: песчано-глинистый холм Рубьерг-Кнуде (Rubjerg Knude) (57;27' N, 9°46' Е), западный склон которого круто спускается в воде; холм Свинклёв (Svinklоv) (57°08' N, 9 °19' Е), представляющий собой оконечность подходящего к берегу горного кряжа, песчано-глинистая поверхность которого покрыта растительностью, а склон, обращенный к морю, опознается по известковому обрыву. Кроме того, приметны мысы Хиртсхальс и Бульбьерг, а также кирки в прибрежных селениях. Условия радиолокационного ориентирования при плавании у этого берега малоблагоприятные. Береговая линия с расстояния более 20 миль на экране, как правило, не видна. Радиолокационных ориентиров мало. Лучшими из них являются маяки Скаген Западный и Хиртсхальс, кирка в селении Скаллеруп, мыс Бульбьерг и холм Ертебьерг (Hjertebjerg) (57°06' N, 8°39' Е).

Районы с особыми режимами плавания. Район учебных стрельб EKD89 находится в 19 милях к N от мыса Скаген. Районы учебных стрельб EKD70 и EKR48 находятся у берега против селенья Транум-Странн. Во время стрельб указанные районы являются опасными. Восточная и южная границы района EKR ограждены створами знаков. Плавание, постановка на якорь и лов рыбы в районе стрельб EKD в пределах территориальных вод Дании запрещены. За 1 ч до начала стрельб на двух сигнальных мачтах, установленных на берегу, поднимаются один или два шара, которые по окончании стрельб опускаются. В темное время суток во время стрельб на сигнальной мачте, установленной в 1 миле к NE от селения Транум-Странн, зажигается огонь.

Восточный берег Северного моря низкий и песчаный. Только вдоль западного берега полуострова Ютландия на участке между мысом Ханстхольм и отстоящим на 95 миль к S от него мысом Блованнсхук непрерывной цепью тянутся однообразные дюны высотой 20-60 м. Почти везде вдоль берега лежат острова. Растительность на побережье и островах скудная. Берега в основном покрыты травой, и только в некоторых местах раскинулись рощи и растут отдельные деревья. На побережье и отдельных островах для укрепления почвы высаживаются деревья и кустарники. Для защиты от затопления в ФРГ и Нидерландах почти всюду вдоль берега сооружены дамбы; в некоторых местах они тянутся в несколько рядов. Берег от мыса Ханстхольм до мыса Блованнсхук изрезан мало. На остальном участке побережье прорезано устьями рек Айдер, Эльба, Везер, Эмс и общей дельтой рек Маас и Шельда. В берег вдаются заливы Яде и Ваддензе. Берег от мыса Блованнсхук до мыса Капхофд отмелый. Частично осыхающие отмели тянутся вплоть до прибрежных островов. От некоторых островов в сторону моря тянутся обширные отмели. Реки, впадающие в Северное море, судоходны. Река Айдер доступна для малых судов, реки Эльба, Везер, Эмс, Маас и Шельда – для больших. Эти реки, связанные между собой протоками и каналами, образуют единую систему ВВП. Река Эльба соединена с Балтийским морем Кильским каналом.

Проливы и острова. Пролив Лим-фьорд пересекает полуостров Ютландия и соединяет Северное море с проливом Каттегат. Пролив отделяет северную часть полуострова Ютландия от южной части и используется для подхода к расположенным на его берегах гаваням. Между прибрежными островами, а также между ними и берегом пролегают фарватеры, глубины на них подвержены частым изменениям. У берега расположены группы низких песчаных с невысокими дюнами островов; берега некоторых из них защищены дамбами от затопления. Между мысом Блованнсхук и полуостровом Айдерштедт вдоль берега, на расстоянии до 15 миль от него, лежат Северо-Фризские острова. Наиболее значительны среди них острова Фане, Реме, Зильт, Фер, Амрум, Пелльворм и Норштранд. Между устьями рек Везер и Эмс вдоль берега в 4 – 5 милях от него расположены Восточно-Фризские острова. Наиболее значительны из них острова Вангероге, Спикерог, Лангеог, Нордернай, Юст, Меммерт и Боркум. От восточно-Фризских островов до пролива Зегат-ван-Тексел (52-57С 04-40В) в 4-16 милях от берега цепью простираются Западно-Фризские острова, включающие в себя острова Ротт.мерог, Босплат, Роттюмерплат, Симонсзанд, Схимонниког, Энгелсманплат, Амеланд, Терсхеллинг, Влиланд и Тексел. Несколько островов разбросано в дельте рек Рейн, Маас и Шельда. На подходах к рекам Эльба и Везер в 25 милях к WSW от полуострова Айдерштедт лежит остров Гельголанд высотой около 60 м. Берега его обрывисты и сложены из глинистых пород красноватого цвета.

Глубины, рельеф и грунт. Наиболее приглубым является западный берег полуострова Ютландия между мысом Ханстхольм и входом в залив Рингкебинг-фьорд. Изобата 20 м проходит здесь в 3-4 милях от береговой черты и лишь в некоторых местах удаляется от нее на расстояние до 6 миль. Южнее входа в залив Рингкебинг-фьорд эта изобата удаляется до 25 миль от берега. Далее от устья реки Эльба изобата 20 м проходит в 30-40 милях от берега, а западнее устья – в 6-15 милях от прибрежных островов. Южная часть северного Моря имеет очень неровный рельеф дна. Здесь очень много банок, удаленных на расстояние до 20 миль от берега. Особенно много банок против устьев рек Маас и Шельда и далее до пролива Ла-Манш. Грунт в юго-восточной и южной частях Северного моря ил, песок, гравий, мелкие и крупные камни; в районе острова Гельголанд местами встречается скала. На распределение грунтов большое влияние оказывают приливные и постоянные течения. Там, где действуют сильные придонные течения, грунт преимущественно крупный песок. В тех районах, где скорость течений часто меняется, грунт в основном мелкий песок; там же, где придонные течения слабые или вовсе отсутствуют, осаждаются ил и илистый песок.

Земной магнетизм. Магнитное склонение на эпоху 1980 года меняется от 8 W на юго-западе района (51-00С 02-00В) до 3,6 W у города Эсбьерг. Направление изогон близко к меридиональному. Среднегодовое значение магнитного склонения в районе +0,1 градуса. В районе отмечено несколько аномальных пунктов и областей, которые показаны на картах.

Средства навигационного оборудования. На восточном берегу Северного моря СНО в полной мере обеспечивают безопасность плавания судов как вдали от берега, так и на подходах к заливам, бухтам и устьям рек. В условиях нормальной видимости ОМС обеспечивается маяками и светящими знаками. Плавание в условиях ограниченной видимости обеспечивают РНС “Декка”, радиомаяки, аэрорадиомаяки и радиопеленгаторные станции. Плавучими СНО ограждаются далеко выдающиеся от берега отмели, банки и затонувшие суда, а также фарватеры, ведущие к портам, расположенным в этом районе. На надежность местоположения буев и вех, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.

Нефтяные и газовые промыслы. Во многих местах Северного моря установлены платформы и буровые установки для разработки нефтяных и газовых месторождений, от которых к берегу проложены газовые и нефтяные трубопроводы; места выхода их на берег показаны на картах. Буровые установки нанесены на картах, сведения о них публикуются в извещениях мореплавателям.

Районы с особым режимом плавания и СРД. В восточной части Северного моря из-за наличия взрывчатых веществ на дне и навигационных опасностей следует придерживаться рекомендованных путей. В этой части моря имеются районы боевой подготовки, районы, запретные для плавания, запретные для якорной стоянки и лова рыбы; границы районов показаны на картах. СРД расположены на подходах к устью реки Эльба, а также вдоль побережья от залива Яде до залива Ваддензе. Все элементы СРД показаны на картах.

Порты и якорные места. Кроме значительного числа небольших портов и гаваней в районе расположены крупнейшие порты Гамбург, Бремерхафен, Бремен, Амстердам, Роттердам, Антверпен и Гент. В эти порты могут входить суда с большой осадкой. Якорные места имеются на рейдах вблизи фарватеров, ведущих к крупным портам, а также на рейдах у острова Гельголанд. Для малых каботажных судов якорные места имеются у прибрежных островов. В бывших опасных от мин районах безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах.

Метеорологическая характеристика. Описываемый район расположен в умеренной климатической зоне, для которой характерны небольшие колебания температуры воздуха, большая влажность и облачность, незначительное количество осадков. Зима мягкая, со снегопадами и оттепелями. Погода обычно пасмурная и сырая, с туманами и штормовыми ветрами. Зимой средняя месячная температура воздуха колеблется в открытом море от 3 до 6 градусов, а на побережье от 0 до 4 градусов. В отдельные дни возможно понижение температуры до –15 –24 градусов, при оттепелях – повышение ее до 12-17 градусов. Относительная влажность воздуха в течении всего года в среднем 70-90 %. Величина суточных колебаний составляет зимой 3 %.

Зимой как в открытом море, так и на побережье преобладают ветры от SW и W, суммарная повторяемость которых равна 30-50 %. Средняя скорость ветра в течении года в открытом море 5-10 м/с, а на побережье 4-8 м/с. штили повсеместно редки. В продолжение всего года повторяемость их обычно не превышает 5 %. Штормы ( скорость ветра 19 м/с и более) чаще наблюдаются зимой средняя продолжительность их 6-8 ч. в редких случаях штормы длятся до 2-3 суток без перерыва, а скорость ветра достигает 35-40 м/с с порывами до 45-55 м/с. наиболее опасны для мореплавания штормовые ветры от NW и W, которые очень сильные и внезапные. Штормовые ветры от SE отличаются большой силой, но менее внезапны. В прибрежной зоне южной части района наблюдаются бризы. Туманы в открытом море наиболее вероятны с декабря по март; особенно часты они в Гельголандской бухте и на подходах к ней, где повторяемость их около 20 %. Средняя продолжительность туманов зимой 6-8 ч. Видимость в период с декабря по март особенно плохая, повторяемость видимости менее 1 мили в отдельных районах возрастает до 10-16 %. В данном районе почти весь год преобладает нормальная радиолокационная наблюдаемость. Облачность в течении года составляет 6-8 баллов. Осадки выпадают преимущественно в виде дождя. Снег чаще всего бывает с декабря по март; среднее число дней с ним в месяц составляет 4-9 на севере района и 2-5 на юге района.

Гидрологическая характеристика. Гидрологический режим Северного моря определяется главным образом влиянием вод Атлантического океана и условиями общей циркуляции атмосферы. Большое значение в формировании режима имеют приливные явления, физико-географические особенности района (мелководность моря, рельеф дна, изрезанность берегов и т.п.) и береговой сток. Колебания уровня в данном районе обусловлены в основном сгонно-нагонными и приливными явлениями. Сгонно-нагонные колебания уровня вызываются сильными и продолжительными ветрами и аномальными изменениями атмосферного давления. На западном побережье полуострова Ютландия наблюдаются нагоны воды до 1,3 – 1,5 м, а сгоны до 1 – 1,5 м; в устьях рек побережья ФРГ нагоны до 3 м, а сгоны до 2 – 2,1 м, у побережья Нидерландов нагоны до 2,6 м.

Приливы во всем районе полусуточные. Заметное влияние на них оказывает мелководье, из-за которого продолжительность роста уровня воды отличается от продолжительности падения. Разница достигает 1 ч у острова Гельголанд и 40 мин у порта Флиссинген. Средняя величина прилива в открытом море колеблется от 1,25 до 5 м на севере и до 3 м на юге. В прибрежной зоне средняя величина прилива изменяется от 1,2 м у гавани Норбю до 3,9 м у порта Остенде, а средняя величина сизигийного прилива колеблется соответственно от 1,4 до 4,8 м. Несколько больших значений величина прилива достигает в глубоко вдающихся в берег бухтах и в узкостях на подходах к проливу Ла-Манш с севера. Сведения о высоте уровня относительно нуля Амстердамского футштока (NAP) запрашиваются у портовых властей.

Режим поверхностных течений в описываемом районе определяется взаимодействием постоянных, ветровых и приливных течений, причем последние преобладают. Постоянное течение на поверхности является ветвью Северо-Атлантического течения, входящего в Северное море через пролив Ла-Манш, и следует вдоль побережья Нидерландов и ФРГ на NE, а вдоль побережья Дании – на N. Средняя скорость его 0,1 – 0,5 уз. При сильных и продолжительных ветрах о северной половины горизонта его направление на отдельных участках может меняться на обратное. Ветры от южной половины горизонта могут заметно увеличить скорость постоянного течения, вплоть до 3-4 уз. Средняя скорость сизигийного приливного течения в открытом море обычно не превышает 0,7 – 1 уз, а в южной части района 1,5 – 1,8 уз; вблизи берегов, особенно около мысов, в узких проливах, бухтах и устьях рек она достигает 3,3 уз. Вблизи некоторых отмелей и банок данного района возможны сулои.

В описываемом районе преобладают волны высотой от 1 до 3 м; повторяемость их в зимний период 55 %. Высота волн от 3 до 6 м довольно часты зимой, когда их повторяемость достигает 30 %. Повторяемость волн высотой 6 м и более очень незначительна и в течении года 1-3 %. В открытой части моря высота волн больше, чем вблизи берегов. Наряду с волнами наблюдается также и зыбь. Усиление зыби наблюдается обычно после сильных и продолжительных штормов в Атлантическом океане. Ветровое волнение приходит обычно от SW, W и NW, а зыбь – от NW и N, реже от SW. Над отмелями и банками при ветрах от W и NW часто образуются буруны. На отдельных участках образуется толчея. У отлогих берегов наблюдается прибой.

Температура поверхностного слоя воды зимой составляет в среднем 3-6 градусов. Отклонение температуры воды от средних величин обычно не превышает 3 градусов и только в Гельголандской бухте достигает 5 градусов. Соленость поверхностного слоя воды колеблется от 29 до 34,5 промилей. Сезонные изменения не превышают 1 промиля. В глубоко вдающихся в сушу бухтах и заливах соленость ниже, местами до 15-20 промилей. Плотность поверхностного слоя воды зимой колеблется в районе до 1,0276. Условная прозрачность воды 16-26 м в открытом море и 4-8 м у берегов. Цвет воды в открытом море меняется от светло-зеленого до желтовато-зеленого. У побережья, особенно в устьях рек, он имеет светло-коричневые оттенки.

В описываемом районе наблюдается обрастание подводной части судов. В водах описываемого района обитают хищные и ядовитые морские животные; их следует остерегаться при купании, работах без водолазного костюма и высадке личного состава на берег. Лед наблюдается в основном в северной части района, в южной части он бывает только в суровые и очень суровые зимы. Наибольшая толщина льда у побережья Дании колеблется от 13 до 66 см. угрозу безопасности судов, особенно малых, вдоль побережья описываемого района представляет обледенение судов, которое наблюдается с января по март.

Особенности плавания в территориальных водах Дании и Швеции. Суда, находящиеся в датских и шведских территориальных водах, руководствуются предписаниями, сигналами и распоряжениями военно-морских властей. Военные корабли имеют право задерживать суда, не выполняющие данные им указания, или приказать им покинуть территориальные воды. Изменения и дополнения к этим правилам объявляются в извещениях мореплавателям, а также в зависимости от обстоятельств по радио. Во время маневров, учений и в других случаях, когда вход в территориальные воды Дании и выход из них запрещен либо плавание в них ограничено, на дозорном корабле или в порту поднимается предупредительный сигнал: днем – три красных шара; ночью – три красных огня, расположенные по вертикали. При плавании в датских территориальных водах следует руководствоваться также постановлением министерства торговли Дании от 24 августа 1976 г. (№430) об особенностях плавания в этих водах, приведенным в Лоции Северного моря, ч. 1, вып. 1 (№1211), ГУНиО МО. При плавании Балтийскими проливами транзитом в случае вынужденной остановки и стоянки на якоре в территориальных водах Дании и Швеции, следует уведомить об этом власти через агентирующие фирмы. Как правило лоцманская проводка в датских водах необязательна.

Сигналы бедствия принимаются аварийно-спасательной службой Дании на частоте 500 и 2182 кГц в соответствии с международными правилами передачи и приема сигналов бедствия. Для охраны сооружений оборонного значения шведским указом от 2 декабря 1976 г. объявлены запретные зоны и контрольные районы, схемы которых приведены в лоциях. В запретных зонах и контрольных районах иностранные суда должны идти строго по фарватерам и без задержек, не вызванных необходимостью. В территориальных водах Дании и Швеции от восхода до захода солнца все суда длиной более 12 м и шириной более 4 м при встрече с военным кораблем должны поднимать свой государственный флаг.

Я волновался вместе с волнением Северного моря, я внутренне трепетал точно так же, как трепетал наш военно-морской флаг на рее, я ликовал, как ликовало мгновенно преображающееся разноцветное солёное море под лучами ярчайшего солнца в разрывах между облаками, я торжествовал от осознания того, что сбылась моя детская мечта и я не просто нахожусь в море на боевом корабле, а нахожусь в самом настоящем открытом море, в Северном море, за тысячи миль от родного дома, в Моровом океане, который сейчас жил, дышал, работал под нами, над нами и вокруг нас...

Мне повезло в жизни и на службе - я находился вместе с вахтенным офицером и командиром корабля, рулевым БЧ-1 и сигнальщиками-наблюдателями БЧ-4 на ходовом и сигнальном мостиках, в ходовой рубке и мог воочию своими глазами, своей кожей и своими органами чувств видеть, обонять, вдыхать и пробовать на вкус это солнце, это м оре, этот ветер и этот дождь, который сейчас смешивался моими слезами гордости и счастья от достигнутой мечты... Увы, не все моряки чувствовали Северное море так же, как я... Многие в это время, вообще во всё время БС (боевой службы), только изредка могли выходить на воздух из тесных и душных, пропитанных масляными парами и электрическими полями боевых постов. Многим морякам БПК "Свирепый" не было дела до красот моря, им просто было некогда любоваться на красоты окружающей среды, им надо было вовремя поесть, привести себя в порядок и обязательно выспаться перед выходом на очередную смену ходовой вахты. Так что, Суворов, оставь свои восторги при себе, если тебе повезло...

И всё же в нашей БС (боевой службе) были персональные личные и общие для всего экипажа памятные дни. Поздно ночью я дописал в свой дневник-ежедневник:
07 августа 1973 вт
Завтра день рождения командира корабля Е.П. Назарова. Всю ночь вместе с Евдокимовым делали поздравительный адрес.

Фотоиллюстрация: 7 августа 1973 года. Северное море. Пролив Скагеррак. Побережье Норвегии. БПК "Свирепый". Титульный лист Лоции Северного моря. Часть II. Северный и восточный берега Шотландии. Данная часть лоции составлена по английской лоции "North Sea Pilot, Part II, 1935", исправленной по "Supplement №3, 1939" и Извещениям Мореплавателям, издаваемым Гидрографическим управлением ВМФ СССР. Лоция составлена контр-адмиралом Ю.Ф. Палль и отредактирована капитаном 2 ранга Ю.В. Ладинским. Гидрометеорологический обзор отредактирован военинженером 1 ранга В.А. Снежинским. Лоция содержит сведения на 1 января 1940 г. Появившееся после этого изменения следует искать в Извещениях Мореплавателям Гидрографического управления ВМФ СССР. Редактор Н.А. Колесников. Техн. редактор И.А. Запорожченко. Сдано в набор 7 декабря 1939 г. Подписано к печати 30 октября 1940 г. Заказ 2426. Тираж 1500 экз. Типография Военно-Морского Издательства НКВМФ. Ленинград, здание Главного Адмиралтейства.