Как я была волонтёром на ЧМ-2018

Тамара Непешка
Раньше, работая в офисе с утра до вечера, я часто ловила себя на мысли, что жизнь проходит мимо. Поглядывая в окно, я с тоской наблюдала, как пролетают дни, сменяются времена года. Я узнавала об интересных мероприятиях и событиях, произошедших в городе, и думала: когда выйду на пенсию, ничего не пропущу!

Как раз в тот год, когда я вышла на пенсию, ФИФА начала набор волонтёров на Чемпионат мира по футболу. Для участия надо было подать онлайн-заявку на сайте ФИФА, пройти дистанционные компьютерные тесты, приехать на личное собеседование в ближайший волонтёрский центр, пройти тренинги в волонтёрском центре и на стадионе. Всё это было несложно и ни к чему не обязывало – отказаться от дальнейшего участия можно было в любой момент. Мысль стать волонтёром ЧМ-2018 крепко засела в моей голове.

Были, конечно, и сомнения. Я опасалась, что буду чувствовать себя некомфортно среди молодёжи, не выдержу физически длинных рабочих смен на ногах, а мои домашние не смогут просуществовать это время без меня. Кроме того, я побаивалась неуправляемой толпы болельщиков, которые от переизбытка эмоций начнут хулиганить.

Но у меня было ощущение, что я делаю то, что должна сделать. Я должна своими глазами увидеть этот стадион и этот футбольный праздник, вызывающий множество противоречивых мнений. Я должна дать встряску своему организму и выдержать физически. Мне необходимо предоставить возможность членам семьи решать свои проблемы несколько дней самостоятельно, без моей помощи. И я должна оказаться среди этих людей – волонтёров, понять их мотивацию, их устремления, – и примерить всё это на себя.

Скажу сразу: ни одно из моих опасений не оправдалось. С молодёжью проблем в общении не возникало. Тренинг на стадионе и первая рабочая смена дались мне нелегко, но каждая последующая смена была легче предыдущей. Мои домашние отнеслись к моему занятию с полным пониманием и прекрасно обошлись без меня. Болельщики вели себя очень дружелюбно, не было ни одного неприятного инцидента. Немного страшно было только один раз, но об этом я расскажу позже.
 
Я пыталась завлечь в волонтёры подруг, но не нашла у них понимания.
   – Так не будет Чемпионата! Перенесут в другую страну или отменят...
   – Чемпионат провалится, потому что на футбол у нас мало людей ходит, а из других стран никто не приедет, трибуны пустые будут. А ещё мы в футбол играть не умеем! Вылетим сразу же после первого матча, и дальше будет неинтересно...
   – И вообще, зачем тебе это? Я в это время лучше на даче посижу...
Эти и другие подобные доводы я слушала все два года, пока происходил отбор волонтёров. Тем не менее, на участие в волонтёрской программе ЧМ-2018 было подано рекордное за историю футбольных чемпионатов количество заявок – более семнадцати тысяч, а приняли в волонтёры только одну тысячу семьсот, и я оказалась в числе избранных!

Я получила волонтёрскую экипировку: футболку, толстовку, ветровку, брюки, у которых можно было отстегнуть брючины и превратить их таким образом в шорты, бейсболку, кроссовки и рюкзачок – лёгкий и очень удобный. Для завершения своего облика я сделала красный в белый горошек «футбольный» маникюр. Утром, облачившись в форму, набив рюкзак нужными вещами на все случаи жизни, я вышла из квартиры. Надела тёмные очки, в надежде выскользнуть из подъезда незамеченной. На первом этаже соседки обсуждали, что одну из квартир арендовали болельщики. Моё появление в ярком красно-синем облачении затмило эту новость. Одна из соседок попросила с ней сфотографироваться, другая поклялась тоже стать волонтёром, когда выйдет на пенсию, третья только качала головой.

Моей функцией была работа со зрителями. В Лужниках было семь матчей, мы приезжали за пять-шесть часов до начала игры и заканчивали работу через час-два после окончания. У каждого из нас в смартфоне было загружено мобильное приложение, через которое мы регистрировались на смену. Благодаря случайной выборке я оказывалась всякий раз в новой команде, под руководством нового тим-лидера. Таким образом, круг знакомых расширялся с каждой сменой. Все встречались в волонтёрской столовой – огромном ангаре, в котором стояли длинные столы со скамейками, там всегда было весело и шумно. 

За каждым тим-лидером был закреплен определённый участок работы на стадионе. Они расставляли нас на своём участке и объясняли, что надо делать. Многие волонтёры мечтали работать в здании стадиона и быть поближе к его чаше. Несмотря на свои огромные размеры, чаша производила впечатление небольшой и уютной. Сиденья розовых и бордовых оттенков создавали пестроту, благодаря которой не возникало ощущения пустых трибун. Я видела, как болельщики буквально замирали от восторга, попав в чашу после долгих переходов по серым коридорам и лестницам, и сама испытала то же самое. Мы помогали зрителям сориентироваться на стадионе и быстрее найти свои места.

Но в большинстве случаев волонтёрам приходилось работать у ворот, расположенных по периметру территории стадиона. Со стороны станций метро и железной дороги, от которых двигался основной поток зрителей, в периметре стадиона был устроен выступ, называемый подковой. Устройство этой подковы позволило многократно увеличить число входных ворот, и очередей на входе практически не было. Смены на воротах в подкове проходили весело. Через нас проходили тысячи людей, и у всех было отличное настроение, все шли, как на праздник! Практически все иностранные болельщики были одеты в цвета своих сборных, а из российских болельщиков - только немногие, в основном фанаты. К волонтёрам относились очень дружелюбно, часто просили с нами сфотографироваться, уговаривали продать ветровку или толстовку. А вот у тех ворот, где проходили и проезжали важные персоны, по общему мнению, было скучно – за всю смену никто ни разу даже не поздоровался.

Несколько раз ко мне подходили люди без билетов и просили помочь попасть на стадион. Запомнились два старичка, которые показывали мне какие-то удостоверения и намекали, что если бы они обратились повыше, ну то есть совсем высоко, то их бы обязательно пропустили. На самом деле, шансов у них не было, контроль был очень серьёзный: надо было кроме билета показать еще паспорт болельщика с фотографией, при этом имена в обоих документах сверялись.
 
Тим-лидеры, конечно, смотрели на нас, пенсионеров, с тоской. Думаю, им хотелось видеть в своих командах сплошь молодых и резвых красавиц или красавцев с отличным знанием нескольких иностранных языков. Однако, следуя одному из принципов волонтёрского движения – «нет дискриминации», в этом случае по возрасту, тим-лидеры держались корректно. Но мне показалось, что некоторые из них считали нас выжившими из ума.

Однажды, слушая объяснения тим-лидера о том, какие категории зрителей пойдут через наши ворота, я ради прикола спросила:
   – А Роналду пойдет через наши ворота?
Рассмеялись все, кроме тим-лидера. Он раздражённо ответил мне:
   – Конечно, нет!
Я его успокоила, что пошутила, но он всю смену посматривал на меня подозрительно.
Мне было немного сложно беспрекословно выполнять наставления тим-лидеров, так как я человек вполне самостоятельный. Один из них настаивал, чтобы мы заставляли болельщиков сдавать в камеру хранения их атрибуты  – шапки, баннеры, флаги и тому подобное. Я заспорила: они привезли их за тысячи километров, и вдруг я, какой-то волонтёр без всяких прав, буду лишать удовольствия? Он настаивал и рассказал мне:
   – Один болельщик приехал в костюме индейца, у него шапка была метровой высоты, мы его развернули!
   – Эта шапка? – я показала ему фото, которое сделала во время предыдущей смены, когда дежурила в чаше. Ему пришлось признаться, что он говорит именно о ней. Этот болельщик не стал спорить и просто прошёл через другие ворота.

Одна наша тим-лидер, полненькая хохотушка, довольно ответственная и заботливая, удивила нас своей прямотой. На вопрос волонтёра, куда посылать болельщиков, если они будут что-то спрашивать, она так прямодушно и ответила, куда. Ещё одна была такая длинноногая спортсменка, что угнаться за ней было просто невозможно, с ней же я проходила тренинг на стадионе. Тогда она как конь неслась впереди, объясняя устройство стадиона, а я замыкала группу тех, кто совершал восхождение на верхний, шестой этаж стадиона. Большое уважение вызвала скромная миловидная сибирячка, увлечённо болтавшая с китайскими туристами на их языке. Да в общем, все молодые ребята были молодцы, старались выполнить свою работу лучшим образом. 

Я познакомилась с волонтёрами пенсионного возраста из Москвы, Подмосковья, Брянска, Ростова-на-Дону, Казани, из других городов. Многие уже поработали на Олимпиаде в Сочи. Все были открыты к общению, активно взаимодействовали, помогали друг другу. Ну и конечно, все болели за нашу команду. Первая победа показалась случайностью, никто не ожидал, что последуют другие. Во время матчей мы чаще всего сидели где-нибудь на скамейке у фонтана и слушали дыхание стадиона, пытаясь определить по нему ход матча. Конечно, мы горячо болели за наших, а ещё – просто за результативный счет в основное время, потому что в случае дополнительного времени и серии пенальти наши смены удлинялись.
 
Я направляла своим приятельницам фотографии со стадиона, и как же они мне теперь завидовали!

И вот уже финальный матч, последняя смена... Я работала в чаше, на верхнем этаже. Вид оттуда на Москву открывался потрясающе красивый! Смущало только, что небо темнело – собиралась гроза. Когда загрохотал гром, его эхо понеслось по гулким коридорам стадиона,  многократно усиливая звук. Казалось, что стадион развалится от страшного грохота. Честное слово, было страшновато. Церемония награждения прошла под сильнейшим дождём. Фейерверк еще более добавил грохота. Но летняя гроза быстро закончилась, не успев охладить воздух, было влажно и тепло. Болельщики стали покидать стадион, а волонтёров попросили занять места на трибуне перед президентской ложей. 

Официальные лица благодарили нас за работу. Было немного грустно от того, что всё закончилось. Каждый волонтёр получил подарок от организаторов – чемодан, очень красивого вишнёвого цвета, с символикой ЧМ-2018. Теперь в любой точке страны и даже мира можно встретить человека «своей группы крови», обменяться с ним улыбками и вспомнить об интереснейшем событии в жизни!