2. Второе письмо о нравственности. Часть 1

Сергей Михальчук 8
Размышления о государстве, власти и нравственности
(Открытое письмо Владимиру Путину)

2. Второе письмо о нравственности. Часть 1.
 (Нравственность и государство)

Вы, как-то, ещё в начале Вашего президентского пути, публично сказали о том, что государство недолжно принимать участие в индивидуальном нравственном воспитании. Это, мол, дело общественных организаций! А социальные институты государства должны лишь контролировать результаты этого процесса, происходящего внутри самого гражданского общества…
И, с точки зрения предыдущего советского, исторического и психологического опыта, взятого в его прагматическом измерении, Вы, и это очевидно, совершенно правы.
Но, всё дело в том, что прагматическое измерение такого феномена как нравственность, имеющая духовное и индивидуальное измерение, не имеет социального измерения! – Бог не общается с народом!! - Он общается только с личностью!!! Поэтому, нравственность не имеет полноты гражданского и общественного выражения, и не может быть вмещена в один лишь только прагматический подход. Ибо феномен нравственности носит, по преимуществу, духовный, а не психологический характер.
Вы объявили о построении в России социально ориентированного государства! А осуществление этого невозможно без иррационального главенства нравственности в государстве и обществе!!
А что же получается на самом деле, если ограничиваться только прагматическим подходом в решении этой проблемы?
В историческом опыте государственного строительства, унаследованного нашим российским обществом от его предшественников: русского общества и византийской цивилизации, существует такое понятие как синергия духовной и государственной власти.
Что такое синергия?
Это соработничество, основанное на доверительных отношениях друг к другу государства и религии, то есть - «доверие» не иерархий, а людей. - Массы чиновников - носителей власти и массы людей, имеющих свои собственные нравственные надежды и чаянья. Эти люди, верующие в нравственность - и слагают религиозное сознание, пусть даже, при этом, они не состоят членами каких-то религиозных общин!
Согласитесь, что это нечто совсем иное, чем уважительные личные отношения между Вами и главами религиозных иерархий!..
Формально и внешне, Вы и тут оказались на «высоте», так как признали необходимость сотрудничества государства и религии и допустили участие религиозных организаций - иерархий, в социальных институтах государства, отдав религии, по сути, то место, которое, прежде, занимали идеология и пропаганда советского государства.
Но «доверие» государства к религии так и остаётся только «внешним»!
Государство не подпускает религию к реальной власти!
Поэтому нравственность, которая является основополагающим объёмом религиозности, так и не стала реальной силой, действующей в нашем современном обществе…
Почему?
На чём основано это моё утверждение!
На том, что наше современное общество - это общество ветхозаветное! Оно основано на законе - как власти социума, а не на любви - как уникальной ценности личности, которая заключена в богообразности человеческого лица. Именно это, последнее, проповедуется, в той или иной полноте, любой религией! Ну, а государство предпочитает видеть основанием общества - закон, а не любовь…
И это - объективная реальность нашей жизни!
Поэтому нравственность в нашем обществе не существует: не приживается и не возрастает, без применения определённых инструментов социального насилия: «наказа» и «наказания», которые в нашем обществе являются исключительной прерогативой государства, а, отнюдь, не религии…
В том, чтобы государство занималось нравственным насилием и принуждением, состоит одна из двух претензий религии на Власть; на участие во Власти; на «доверие» между религией и государством.
Вторая, не менее важная претензия религии на Власть заключается в том, чтобы государственная власть заботилась о создании и поддержании общего нравственного властного согласия - консенсуса, разделяемого всеми негосударственными властными структурами. Без подобной созидательной нравственной работы невозможно выстраивание общественного мнения как нравственного феномена: сверху - вниз, от власти к обществу!
Не имея подобного инструмента влияния на Власть в руках именно государственной власти, нечего и думать о том, что религия самостоятельно, без государственной помощи, сможет насаждать нравственность во всех многочисленных и разветвлённых отраслях и видах Власти.
Поэтому, при отсутствии нравственного насилия и принуждения, исходящего именно от Государственной Власти, все мечтания общественного мнения о нравственности, направленные снизу - вверх, остаются реально не реализованными, несмотря на всё законотворчество государства. - Принятые законы не выполняются, государственные инструменты не работают! - Ибо, и Власть, и общество, просто не верят в искреннее отношение государства к нравственности. Да и искреннее отношение к нравственности многих высших и видных представителей религии, вызывает сомнение у общественного мнения!..
Государственная Власть - в своём нравственном насилии и принуждении, не должна упускать из виду и государственный контроль над нравственным состоянием и религиозных иерархий. Так как эти иерархии уже не представляют собой только лишь религию и её полноту, но уже являются, в немалой, а может быть и большой степени, одной из отраслей Власти.
А меж тем, современное государство полностью устранилось не только от нравственного контроля религиозной власти, но и от нравственного контроля власти вообще!..