Колдуй, баба, колдуй, дед

Евгений Золотов
Время от времени можно слышать такие разговоры: «А вы знаете, в Костроме разных колдунов, экстрасенсов и знахарей – хоть пруд пруди. И белой магией они занимаются, и чёрной. Если уж по-серьёзному припрёт, то к ним за помощью идти придётся. По крайней мере, это лучше, чем пить какие-то таблетки».

Трое сбоку – ваших нет

Но отыскать человека, наделённого необычайными способностями, не так и просто. Надо сначала войти в доверие к их знакомым. Те, в свою очередь тебя «проверят». Потом пройдёшь ещё какое-нибудь испытание. А уж тогда будь добр, предстань пред грозны очи благодетеля.

Недавно мне рассказали, что во многих деревнях и сёлах Красносельского района колдунов и знахарей этих люди знают в лицо. Потому как многие красносёлы сами знают азы магии. И идёт это с языческих времён, когда на нашей территории проживал финно-угорский народ меря, ставший с пришлыми славянскими племенами субстратом для создания русского народа.

На заре туманной юности знал я одного нерехтского паренька, который непонятно чем заболел. Выглядел он ужасно, и сам понимал, что жить ему осталось недолго. Но родственники отыскали в одной из деревенек сильную знахарку, которая не только травы ведала, но заговоры знала. И что вы думаете? Через несколько месяцев увидел я этого молодого человека и приятно удивился: он буквально расцвёл, и хвороба куда-то улетучилась.

Прочь сомнения

Особой магической силой до сих пор отличаются колдуны, проживающие в Парфеньевском, Чухломском и Макарьевском районах. Да и в других муниципалитетах есть яркие их представители. Помнится, в 1996 году фурор в нашей области произвёл материал костромского журналиста Александра Васильева «Баба Клава из деревни N, или костромичи торят народную тропу к избе знахарки-колдуньи», позднее вошедший в его книгу «Бремя прожития».

«Приём» бабка Клава вела в сенях, в избу не пускала. Была она дородной, грузноватой женщиной неопределённых лет, повязанная тёмным платком. Говорила низким свистящим полушёпотом и постоянно бранилась, изрядно перемежая литературную речь исконно российскими выражениями.
 - Ты пошто пришла?! Што надо? – злобно накинулась она на «пациентку». – Знаю, что спина болит… Спина у неё, видите ли, болит, - продолжала бурчать бабка, гремя в чуланчике какими-то пузырьками и склянками. – Дам вот тебе воды, утром натощак ложку выпивай, а на ночь спину растирай».

Нетрудно догадаться, что вся эта помощь была действенной. В редакции газеты, где трудился автор материала про бабу Клаву, все телефоны раскалились – читатели (чаще всего жители Костромы) требовали, чтобы он назвал адрес ведуньи, ведь деревень в Островском районе немало.Тогда же психотерапевт Михаил Пайкин попытался объяснить этот феномен: «Люди постоянно ищут для себя точку опоры. Этим пользуются многие проповедники-кудесники. В том числе и описанная бабка Клава. Потеряв веру в официальную медицину, многие пойдут к ней, и что самое важное, некоторые исцелятся. Для них бабка Клава – тот же психотерапевт, только тёмный и неграмотный. А значит, высока вероятность вместо пользы, нанести вред своему здоровью».

Однако не всё так просто, как определил психотерапевт. Шарлатанов везде хватает. Но и в настоящей силе колдовской вряд ли стоит сомневаться.

Кто могёт, тот маг

В давние времена картину мира создавала мифология, а орудием для воздействия на окружающий мир служила магия. К магии наши далекие предки относились не как к чему-то исключительному, а как к делу необходимому, требующему определённых способностей, умений и знаний. «Магия – значит могия. Кто могёт, тот и маг» (Алексей Андреев – «Очерки русской этнопсихологии»).

Когда-то выделились люди, способные профессионально общаться со сверхъестественными силами и даже управлять ими. Обладали они особым тайным знанием — веданием. Так появилось ведичество – знахарство - колдовство. Уже в поздние времена разделилось оно, весьма условно, на «белое» (доброе, целебное) и «чёрное» (зловредное).

Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов. Считалось, что знания и сила получены ими от нечистого или добыты в сверхъестественном мире. Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья. К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например, хромотой, слепотой, то есть чертами, которыми определялись люди «чужие» и представители иного мира).

Чухломское дело

Многие особенности личности колдуна в соответствии с христианской традицией, рассматриваются в народной традиции как грехи. По народным представлениям, колдун – личность греховная. Грех – уже одно то, что он стал колдуном, отрёкся якобы от Бога. В разряд смертных грехов относят также и другие его характеристики, в частности, магические практики, направленные на причинение вреда человеку.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. К давним процессам относится и чухломское дело Митрошки Хромого в 1635-1636 годах, запечатлённое в архивах.

Процесс начался с извета. Изветчиком являлся помещик Григорий Горихвостов. Обвинения, выдвинутые против колдуна в ходе следствия, были разнообразны, но сводились к одному – насыланию нечистых духов на местное чухломское население, что сразу же ставило процесс в один ряд с «богоотступными» делами.

Здесь присутствовал стандартный для Московской Руси следственный набор: расспрос – очная ставка – троекратная пытка. Обвиняемый не дожил до вынесения приговора. Он умер после третьей пытки, так и не дав против себя никаких показаний. А обвиняли его в том, что «чинил пакости, на попадью наслал нечистого духа, и она «бегала безобразно» во многих деревнях, устраивал порчи».

Непитие – признак недобрый

Подобного рода процессы шли один за другим. Даже в 1866 году чухломским судебным следователем было возбуждено преследование крестьянина деревни Федосово Филиппа Ананьева по обвинению его в колдовстве. О чём можно прочитать в брошюре «Колдовское дело» от 7 выпуска «Костромской старины», 1909 год.

Следователю стало известно о нём от сельского старосты, заявившего, что сей крестьянин «занимается колдовством и к нему для этой надобности стекается значительное количество народу из соседних даже уездов и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествия».

Сельский староста предположил знакомство Ананьева с нечистыми силами, посещение его сатаною и прочие злодеяния.. Встревожился и судебный следователь, немедленно дал знать о новоявленном колдуне чухломской полиции.

В результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине деревни Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовством и лечением разных лиц, приходящих к нему».Однако, кого же украсили титулом колдуна? Из полицейского расследования, данных обыска и показаний обвиняемого и окольных людей с достаточной ясностью определилось, что это был самый смирный мужичок, богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство, пожалуй, и сослужило злополучному Ананьеву худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребление спиртного зелья доводит до близкого знакомства с чёртом, то и совершенное непитие – признак недобрый…
Каких либо вещественных доказательств преступной (колдовской) деятельности Ананьева при самом тщательном обыске не оказалось. В его доме нашлись лишь тетради с записями молитв.

А вот крестьянин Марков не уставал повторять, что когда колдун прочитал наизусть какую-то молитву, погладил ему ногу простыми руками, вся ломота в теле пропала. Не иначе как бесовство? Деяние Ананьева было именовано ворожбой. И пошёл 72-летний старец за веру в силу молитвы в полицейскую кутузку.

Зелёный храм

Известный костромской исследователь Владимир Шамов в очерке «Кологрив и иже с ним» рассказал, в частности, о колдунье бабке Варе (Варваре Александровне Кудрявцевой), которая отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое и сейчас называется «Зеленый храм». Посреди полянки огромный крест, на пне икона.

Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Говорят, богослужения на поляне иногда вёл народный святой и колдун в одном лице  Ефим Честняков. Но в основном его правая рука – бабка Варя (женщина-шаман… женщина-священник).

Владимир Шамов считает, что Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище «бог» и ещё «кротиха», потому что она «укрощала» неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (не атавизм ли от снежного человека?). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный впоследствии Варварин ключ. 

Мир многообразен и отрицать что-либо, не укладывающееся в прокрустово ложе официальных воззрений, было бы, мягко говоря, неумно. А народ у нас мудрый, через многие века запретов и гонений он пронёс свою суть, называемую сегодня православием, где есть всё – и язычество, и христианство. Куда кривая вывезет – покажет время.