Как сделать из людей стадо?

Гульмира Жамантикова
Статья Ульяны Меньшиковой о травле её сына в школе вызвала в сети большой резонанс. Почему такое происходит? Почему дети бывают так беспричинно жестоки?

Недавно общалась со своей подругой, которая переехала в Москву. Её сын в новой школе испытывает трудности с общением. Попросту говоря, у него нет новых друзей. Он очень умный, разносторонне развитый, с учебой нет никаких проблем. Что мешает общению? Большинство мальчиков ругаются матом, ведут себя непристойно, и он не хочет с ними сближаться. На мой взгляд, это нормально. Но что говорят школьные психологи? «У него слишком высокие требования к себе и окружающим. Он ищет в окружающих недостатки, и это отталкивает от него детей».

Насколько надо перевернуть ситуацию с ног на голову, чтобы оправдать хамство и невоспитанность большинства! Давайте честно называть вещи своими именами. Он не «ищет» в окружающих недостатки, а ВИДИТ их. А вот психологи действительно выискивают непонятно что в несчастном ребенке.

Еще одна реальная ситуация. Девочка 5 класса создала группу в Ватсапе для унижения и оскорбления одного мальчика. Включила в неё всех одноклассниц, и они стали сочинять про него просто ужасные стихи, писать про него гадости. А потом показали ему.

И вот здесь интересно поведение родителей девочек. Если некоторые готовы провалиться со стыда за своего ребенка и не знают, какими словами донести до него весь ужас того, что он натворил, то мама самой создательницы этой группы рассуждает так: «Да, моя дочка виновата, но ведь в этом ВСЕ участвовали. Она не хуже и не лучше других. Я её отругала, конечно, но сказала, что она не одна виновата, все хороши». И вообще, якобы, этот мальчик сам виноват в том, что является «маменькиным сынком». Его мама душит его гиперопекой, контролирует во всем, постоянно приходит в школу, и это раздражает детей.

И вот здесь кроется причина всех проблем нашего общества. Вот такое «воспитание» приводит к тому, что ребенок не ощущает ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за то, что он вытворяет. Он не чувствует искреннего раскаяния, угрызений совести, потому что ему говорят: «Да, ты поступил плохо, но это потому, что все плохие, и ты такой же, не выделяешься из общей массы». Эта мама приучает ребенка к тому, что своё личное дерьмо можно равномерно распределить по всему классу, и вместе со всеми понести наказание. Но ведь когда вместе – уже не так страшно. Это даже как-то весело, компанейски, получается.

И вот это самое страшное. Это отключение личной совести – тупик развития. Дальше – только деградация. Этот ребенок вырастет с презрением к этому миру и самому себе. Во всех он будет видеть те грехи, которые есть в нем самом, не осознавая, что он сам распространяет вокруг эту грязь.

На мой взгляд, лучше пристыдить как следует, ужаснуться вместе с ним содеянному, чтобы он испытал страдания, муки совести и раскаяния, но при этом очистился, стал лучше, сострадательнее, мудрее, чем самоуспокоился и оправдал себя тем, что виноваты все, что само человечество в целом плохое. Потому что это – тупик, в первую очередь, его личного развития. С этого начинается омертвение души.

Именно такие люди склонны сбиваться в стаи, чтобы толпой пинать одного. Именно такие воруют, «потому что все воруют», совершают подлость, «потому что все такие». И чтобы «не выделяться» надо поступать так же. Вот это и есть психология быдла. И чтобы такого не было, надо искоренять её из себя, в первую очередь, и подавать своим детям пример личной ответственности.