Хрономираж?

Светлана Ермолаева 2
Если бы мне сказали, что подобное, возможно, то я бы не поверила…
Пишу это и чувствую себя жалкой подражательницей, графоманкой не способной описать удивительную историю, произошедшую на самом деле. Наверное, потому, что сама не верю в то, что случилась она действительно со мной.
А может, ничего и не было?


Отпуск проходил феерично. После скромной, но такой родной природы средней полосы России, буйство красок казалось удивительной сказкой.
Пальмы, небо, песок, море, изобилие фруктов и результат всего этого - жесточайшая диарея.
После кучи таблеток и дня проведенного в постели, идти на море сил просто не было. Чуть живая, с легким головокружением  я лежала у бассейна в шезлонге  и именно в этот момент началась эта странная история.
С Настей мы познакомились уже на отдыхе. Хорошая она, но  есть минусы.
В общем, много ее бывает. Шумит, руками машет, меня все время куда-то тащит.
Беспокойная натура Настюхи приносила мне массу, как положительных, так и отрицательных моментов.
То затеет купаться ночью голышом, в результате, нас чуть не поймала полиция и какие-то бандитского типа  мужики. Или, например, знакомиться, с полицейскими  затеет. В общем – живчик.
А тут я на тряпочку похожая, лишаю её счастливой  возможности получать интересные впечатления от отпуска. И без  меня нельзя ни как. Кто же будет видеть  Её Величество во все блеске.
 Я лежу, буквально откинув копыта, а Настена вокруг меня прыгает и шипит с возмущением. В общем, продолжалось это минут 10,а потом, выдохнувшись, она присела на шезлонг стоявший рядом.
-Ну, тогда, поехали на экскурсию.
-Куда?
-Позволь мне выбрать.
- Оставь меня в покое - простонала я совершенно измученная её напором.
-Не можешь на пляж, тогда поехали на экскурсию.
-Может, скажешь на какую?
- Ой, да  выбор огромный. У меня водитель знакомый, экскурсионный автобус водит.
-Конечно симпатичный.
-Еще бы.
- Ну, понятно. Надеюсь, в автобусе не жарко.
- Там кондиционер. Поехали, а?
-Ладно.
-Встречаемся через час  у автобуса.
Подойдя к автобусу, я увидела, как счастливая  Настюха треплется с  молодым парнем, по-видимому, водителем. Я прошла в салон, села и прислонившись к окну  и утомленно закрыла глаза.
Через не которое время  автобус тронулся. Теплый ветер приятно ласкал лицо. Шум мотора, болтовня в салоне успокаивали, и я выключилась. Спросите, куда мы ехали? Не знаю, да и знать особо не хотелось. Таблетки наконец-то подействовали и, получив облегчение, я блаженно спала. Очнулась только в тот момент, когда движение прекратилось.
На удивление чувствовала я себя превосходно. Ни слабости, ни  неприятных ощущений.
-Где это мы?
Вопрос лопнул, как мыльный пузырь, потому, что  один взгляд, брошенный в окно автобуса, точно сказал, что за экскурсия нас ждет.
-Боже, ты мой! Аджимушкайские каменоломни! Настюха, ну ты даешь!
-А, что? Виталик по этому маршруту ездит. Он пригласил. Ты сходи на экскурсию, а я тут…
- Вот, молодец! Зачем меня тащила?
-Не ворчи. Ты, же любишь историю.
-Ладно.
Фыркнула  я  и решительно направилась в сторону входа.

Огромные скалы. Нет, не скалы - гигантские фигуры,  буквально вырастающие из  серых, исчерченных  временем камней, производили ошеломляющее впечатление. Мирное  голубое небо поразительно  контрастировало с суровостью этой удивительной композиции.
Я только читала об этом месте,но читать это одно, а увидеть другое.
Взяв билет в кассе, я выяснила, что мне повезло. Ждать не придется. Группа была собрана и я в нее попадала. Экскурсовод предложила мне взять напрокат за небольшую плату куртку. Под  землей  было холодно и очень сыро.
Экскурсия началась через десять минут. Спускаясь по узкой лестнице  вглубь каменоломен, я чувствовала ледяное дыхание. Ощущение было настолько сильным и странным, что на мгновенье показалось, спускались мы не в каменный склеп, а во чрево древнего мифического существа.
Только ждало нас не жаркое дыхание хищника, а смрадное, холодное дыхание дьявольского создания.
Три фонарика с трудом раздвигали плотный занавес темноты, и нервно вглядываясь в нее, я пыталась  сосредоточиться на словах женщины-экскурсовода.
-Аджимушкай (в переводе с тюркского – седой камень) Небольшой поселок, который находится в семи километрах от Керчи, именно он дал этому месту свое название. Центральные Аджимушкайские каменоломни образовались в результате подземной добычи камня. Распиливали камень здесь же при помощи лесных режущих пил, вывозили на вагонетках по узкоколейной проложенной дороге. Таким образом, добыча осуществлялась вплоть до 30-хх годов 20-го века.
 Огромный каменный лабиринт, темный, сырой, холодный  наполненный отголосками смерти, боли, страха и беспримерного мужества. Каменоломни имеют протяженность 9 километров и уходят на глубину 30 метров. Экскурсионный маршрут идет лишь 560м.
Музей был открыт в 1967 году…

Я слушала и не слышала. Темнота плотным пологом наползала, обволакивала. И без  того низкий потолок будто опускался, давя на голову, заставляя нагнуться. Фонарики давали света не так много, и прогнать ощущение тяжести не получалось, а экскурсовод тем временем продолжала рассказ.
-Группа полковника Ягунова, как и части 44 армии, согласно приказу командующего Крымским фронтом, должна  была удерживать позиции до «особого распоряжения», которого она так и не получила.
Решено было создать в каменоломнях очаг сопротивления немецким оккупантам. 21 мая 1941 года в Центральных каменоломня был объявлен приказ о создании «участка обороны Аджимушкайских каменоломен»
Внутрь каменоломен спустились 10тысяч военных и 5 тысяч местных жителей, детей, женщин. Из них  в живых осталось по разным оценкам от 100 до 300 человек.

Голос экскурсовода уходил в сторону и терялся в глубине темных залов и переходов. Казалось, что каменоломни, как огромный сверхъестественный зверь жадно поглощают малейшие проблески жизни.
-Пойдемте, мы начнем просмотр экспозиции.
Мы пошли. Я ежилась от промозглого холода, который, не смотря на толстую куртку, заставлял дрожать, а еще  проникал внутрь тела и душил, перехватывая горло.
Группа двигалась вперед. Я шла предпоследней, борясь с желанием развернуться и броситься назад к  манящему выходу.
-Сейчас мы пройдем в следующий зал экспозиции, там  я продолжу свой рассказ.
Вся группа двинулась за экскурсоводом стараясь держаться, как можно ближе друг к другу. Поворот, еще один и вдруг со мной  произошло нечто странное. В голове   застучало. Странный отрывистый, но в тоже время правильный звук.
-Морзянка? Откуда?
-С кем вы говорите? - обратился ко мне молодой парень, которого экскурсовод выбрала замыкающим в группе и выдала фонарик. Еще  несколько шагов и тут что-то толкнуло меня  вперед к  стене каменного лабиринта. Я присела на корточки и приложила к камню ладони. Сердце забилось очень сильно, в ушах застучало, голова закружилась так , что казалось еще секунда, и я потеряю сознание.
Сидя у стены ясно видела, как уходит вперед моя группа. Уходит так, как будто меня нет вообще. Смотрела и не могла двинуться, ощущая себя мухой застрявшей в янтаре. Отчаянье  просто разрывало сознание. Сейчас они уйдут, и я останусь одна  в темноте, в этом жутком  месте.
Группа удалялась и вскоре пятна света исчезли, а я   поняла, что нахожусь не в темноте и запах…
Запах жженой резины. Откуда он? Запах был настолько сильный, что в горле запершило. Ощущение тягучего воздуха не ушло, но я смогла встать и идти. Только куда? Осторожно шагнула вперед, нащупывая ногой опору. Еще пара шагов и вдруг совсем недалеко блики света на стенах и хриплое дыхание человека.
Что происходит? Может кто-то отстал?  Может человеку плохо стало? И почему опять этот запах жженой  резины? Почему рядом с ним никого нет?  И что за свет странный?
Осторожно переставляя ноги, я двинулась к человеку, ориентируясь  по звуку, очень боясь  споткнуться о камень и рухнуть.
Уже позже я кляла себя за забывчивость. В сумке лежал маленький, но мощный фонарик. « Хорошая мысля, приходит опосля».
 Но это все было потом, а в этот момент совсем недалеко от меня находился человек, которому явно было плохо.
-Как вы там?
Ответом было лишь хриплое дыхание и тихий стон.
-Сейчас. Подождите. У меня таблетки есть.
Подойдя чуть ближе, я с изумлением поняла, что смутно, но различаю  человека сидящего у стены каменоломни, а рядом с ним стоит странная конструкция удерживающая кусочек горящей резины.
- Что это? Фонариков, что ли нет? Мужчина, вы  живы?
В ответ сидящий человек прохрипел, что-то невнятное.
-Подождите, у меня вода есть -  из рюкзака я вытащила бутылку минеральной воды. Открыла крышку и постаралась влить воду в рот человеку, которого  почти не видела. Как  удалось,  не знаю, но он вдруг судорожно вцепился в бутылку и сделал несколько  глотков, а затем отстранил её.
-Отдай раненым - голос мужчины был хриплым, больным, но ясным и четким.
-Каким раненым? Вы о чем? Не понимаю? Почему вы один, без света и что хрень рядом. В музее закончились фонарики?
Глаза постепенно привыкали к полутьме каменного лабиринта, и я уже более ясно видела своего неожиданного собеседника. Седые растрепанные волосы, очень бледная кожа, странная рваная одежда оставляли необычную картину. Бомж, что ли?
-Музей?  Как это? И бутылка… Я не понимаю. Откуда  ты?- человек говорил с трудом.
-Из Москвы.
-Надо же. Что за музей?
-Мы в нем находимся. Музей Аджимушкайских каменоломен.
- В каменоломнях музей? Надо же. А год? Какой год?
-2018.Ты пьян?
-Нет. Война закончилась?
-Ну, да. В 1945 году. Да, что происходит?
-Вот оно, как. Можно тебя попросить?
-О чем?
-Я дам тебе фотографию. Найди в поселке женщину, что на фотографии. Там фамилия и адрес сзади написаны. Скажи, что я её люблю.
- Сам скажешь. Сейчас позову на помощь. Держись.
-Пожалуйста. Пообещай. Просто пообещай.
-Ладно, только успокойся - я взяла маленький твердый прямоугольник и вдруг  осознала, что как только предмет оказался  в моих руках, мужчина исчез. До меня  донеслись слова.
-Найди, ты обещала.
Все стихло, и я поняла, что  нахожусь в шагах двух от замыкающего нашей группы. И этот замыкающий шарит фонариком. По-видимому,  не обнаружив меня, впереди не понимает, куда я  делась. Секунда и круг света упал на меня, как лассо.
- Как, ты там оказалась? Только, что говорили, и вдруг исчезла, а оказалась сзади. Как, это?
- Не знаю.
-Давай, пошли догонять.
Экскурсия прошла удачно. Потрясенные, молчаливые выходили люди из глубин каменоломен. Страшные, темные глубины казалось, разочарованно вздыхали, отпуская живых.
Я шла на автомате пытаясь осознать, что же произошло. Думать, что это был мираж, обман зрения и слуха мешал небольшой твердый  прямоугольник в кармане и недоуменные взгляды, которые бросал на меня парень, бывший в нашей группе замыкающим.
Отойдя  на некоторое  расстояние от комплекса,   я  вдохнула полной грудью  жаркий воздух,  и вытащила из кармана  предмет, который мне дал странный  человек, встреченный в одном из коридоров.
Это была фотография. Старая семейная фотография. Вернее старой она стала прямо у меня в руках. Женщина ,мужчина в военной форме и маленькая девочка. На  обратной стороне фамилия и адрес.
И вы знаете, я нашла этих людей. Вернее нашла маленькую девочку с фотографии. Правда, она уже  была пожилой женщиной с кучей детей и внуков. Мне  она поверила только после того, как увидела фото.
После беседы с ней  поверила и я. Поверила. Только понять не могу, почему  все это  произошло именно со мной.

«Спасибо, Даша Власенко, 1. „В“ класс, Краснодар. Вечная память!», — старательно выведено крупными буквами на одной из последних страниц.
Книга отзывов лежит на слабо освещенном столе на выставке слева от входа в Аджимушкайские каменоломни, из которых невозможно уйти прежним человеком.
И  где-то в темных коридорах Аджимушкайских каменоломен  отражаясь от стен, до сих пор звучит:
«Всем!
 Всем!
 Всем!
 Всем народам Советского Союза!
 Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!».