Джон Арчибальд Уилер о времени и существовании

Сергей Горский Москва
Отрывок из англоязычной статьи «Герман Вейль и единство знания» (“Hermann Weyl and the Unity of Knowledge” by John Archibald Wheeler. American Scientist, Vol. 74, July-August 1986, pp. 366-375.)  http://www.weylmann.com/wheeler.pdf


          ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?


Среди всех понятий в мире физики время оказывает наибольшее сопротивление тому, чтобы быть свергнутым из идеального континуума в мир дискретного, информации, битов. Сердцевиной физики является динамика, а сердцевиной  динамики служит время. Тем не менее этот параметр, параметр времени, мы трактуем сегодня по указке свыше наподобие тому, как наши предки рассматривали упругость сто лет назад. В наше время мы узнали, что нет такой вещи, как упругость в пространстве между электроном и ядром. Благодаря физике твердого тела, упругость была редуцирована из первичной и точной науки во  вторичную, приблизительную и производную. Время сегодня требует подобной редукции.

Редуцировать время? Идея редукции стара. Вейль напоминает нам, что «доктрина субъективности смысла качества была тесно связана с развитием науки с тех пор, как Демокрит установил принцип: «Сладкое и горькое, холодное и теплое, а также цвета, все эти вещи существуют, но по субъективному мнению, а не на самом деле; что действительно существует, так это неизменные частицы, атомы, которые движутся в пустом пространстве». В соответствии с этой точкой зрения Демокрита, мы понимаем сегодня зеленый цвет как характерную частоту 5,7•10^14 колебаний в секунду; замораживание как характеристическую энергию 3,7•10^-14 г см2/сек2; и слышимый звук как амплитуду давления воздуха.

Но время: как время свести к более примитивным понятиям? Свести от континуума до чего-то, построенного на битах?

         ЧТО ТАКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ?

И наряду с редукцией времени, как нам следует понимать это загадочное сохранение «я» из  десятилетия в  десятилетие, столь ярко выраженное Вейлем в его цитате из [комической оперы Штрауса] «Кавалер розы», где жена маршала смотрит в зеркало и спрашивает себя: «Как так может быть, что я была когда-то маленькой Реси, но однажды превращусь в старуху?».

Из всех препятствий на пути к смыслу существования ни одно из них не удручает больше, чем "время". Объяснить время? Невозможно без объяснения существования. Объяснить существование? Невозможно без объяснения времени. Раскрыть глубокую и скрытую связь между временем и существования ... является задачей будущего».

               
              ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ


1) Свой ответ на вопрос редукции времени из мира континуума в мир квантинуума, «построенного на битах», даёт скромный прозаик из Москвы: http://www.proza.ru/2017/10/15/690http://www.proza.ru/2018/10/02/332

2) Свой ответ на вопрос о существовании «я» из  десятилетия в  десятилетие, столь ярко выраженное Вейлем в его цитате из [комической оперы Штрауса] «Кавалер розы», дают буддисты:

«Почему буддизм отрицает существование вечного «я»? Отвечая на этот вопрос, мы сразу же сталкиваемся с отличием индийского мышления от европейского. ...Отрицается именно индивидуальное «я», личность как сущность, простая и вечная, тождественная самой себе субстанция. Таковой буддизм не находит в нашем опыте и рассматривает её как иллюзорный продукт ментального конструирования» [1].

Ни индивидуального «я», ни личности как вечной сущности в буддизме не существует. Вместо них есть поток элементарных психофизических элементов, дхарм, которые и конструируют иллюзию «я», «эго», личности:

«Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как "живое существо"» [1].

3) Всё СУЩЕСТВОВАНИЕ есть космическая игра, непрерывная комбинация и перекомбинация дхарм в потоке ВРЕМЕНИ, творящем все эти комбинации в процессе скачкообразного, дискретного движения из прошлого в будущее. Время — Великий Комбинатор!

«Задача будущего» успешно решена! Получите решение на блюдечке с голубой каёмочкой!


Примечания:

1. Е.А.Торчинов, «Введение в буддизм», глава 2