15 глава повести Егоровы клады

Владимир Герасимов
Как хорошо цельными днями на воле. Ветерок подувает,

солнышко пригревает. Дождь порой сеется. Александра разводит

костерок и варит то похлёбку, то щи, то каши разные,  уж это какие

крупы есть. Тимоха подтаскивает ей дровец, и всё время грустно

смотрит на неё.

- Чего ты какой унылый всё! - подначивает его

Александра.- Смурной ходишь. Вишь, какая красота кругом! Живи

да радуйся.

- Да, конечно. - соглашается Тимоха, как будто

выныривая на время из своего оцепенения, - Да, я ничего. Сам не

знаю, что на меня находит.

- Все бы хорошо, - рассуждает Александра. - а вот куда

зимой пойдём? Через месяц-полтора белые мухи начнут летать.

Шалаш не утеплишь.

- Тебе-то что! - воскликнул Тимоха. - Домой вернёшься к

тяте с мамой. А то ко мне в Вязники,там ведь у меня домишко. -  С

робкой надеждой смотрел паренёк на девушку.- Перезимуем, чай!

- А Егорка куда? Ко мне его не возьмёшь! А без него у

меня уже жизнь не та.    Да и если я в городе появлюсь, до моих

дойдет весть. Меня тут же домой возвернут, под замок посадят. А

пошто мне такая жизнь?

Вот такого Тимоха слышать не мог. Как не уважал он

Егора, а тут дыхание его пресекалось и обида застилала глаза. И

была бы хоть у Егора в Саше тяга, какая бы? А то ведь и не

смотрит он на неё. А Тимоха томится, как услышит от Саши про

Егора, мучается.И как мимо Тимохи промелькнёт. И что главное,

не видит она его мук, лишь удивляется тому, почему он такой

смурной. Но и как бы не замечает от Егора холода. Для неё важно,

чтоб он был рядом, и всё. Вот для Тимохи этого мало. Надо, что бы

о нём сердеченько сжималось, а других не замечало. Не получается

это.. О Егоре бьётся её сердце. А для него мука-мученическая.

И как ввечеру появился Егор, Тимоха стал умолять его

взять с собой на дело.

- Да мне-то что! - усмехнулся Егор. - Не жалко. Дак ведь

одна Александра останется в лесу. Не страшно ей будет? 

Чай,домашняя.

- Да, что ей сдеется. - отрывисто отозвался Тимоха. -

Тутот -ка народ не ходит.

- Я о народе рази? - покачал Егор головой, видя

томления друга. Не отвечает, видимо, Александра взаимностью на

его чувства. - Тут и зверь забегает да и звуки всякие непонятные

эхом рождаются, пугают.

- Она, барышня непугливая. - отозвался Тимоха. -Да и не

зря ты ей ружжо подарил. Она, если что, стрелять гораздая. Её

звери не обидят, напротив она, как бы их не обидела.

- Да уж! - засмеялся Егор. - Ты прав, Саша у нас не

робкого десятка!

- Не обо мне ли баете? - подскочила Александра и стала

разливать по мискам супец, расставляя их на широком пне, как на

столе.

Провозился Тимоха много с этим пнём от упавшей

огромной березы, пока не превратил его в шикарный стол, орудуя,

где ножом, где топориком. Старался. Но опять-таки Александра не

оценила его усердий. Так, взглянула вскользь, цокнула языком, и

всего делов-то. Коли бы его, Тимохи, тут бы не было и не заметила

бы Александра. Вот поэтому-то проснулся он раненько поутру,

когда ещё Саша, клубочком свернувшись, посапывала в своём

уголке шалаша, и отправился вместе с Егором на дело.

Как-то так незаметно, безо всякой усталости, очутились

они на нижегородском тракте. Уж давно Тимоха не удивлялся

Егоровым гигантским перемещениям. Хоть и необъяснимо всё это

было, но привычно стало.

Залез Егор под куст и потянул с собой Тимоху. Сидели

они у самой дороги. Сейчас пыль улеглась, видимо, давно тут никто

не проезжал. Птицы умиротворённо перекликались да

ветерок где-то высоко в макушках сосен шуршал. Дятлы

долбанили по стволам да кукушки чего-то там подсчитывали.

Рядом шмели заполошно суетились. Снижались и заползали внутрь

цветка и затихали там.

- А чего мы тут  ждём? - чесал макушку Тимоха и

пытливо смотрел на приятеля.

- Да, ведомо мне, - широко зевнул Егор. сорвав травинку

и подхватив её губами, перекидывая из одного угла рта в другой. -

что проедет по этой дороге после полудня Сукнёв, богатый и

жадный помещик. Он своих людей общипал,  как липок, и в

Нижний теперче направляется отдыхать да развлекаться. Рази

можно таковое терпеть?

У Тимохи захолонуло под сердцем:

- Так, поди с ним охрана с ружьями?

- Ну да, как без этого! - усмехнулся Егор. -  Вряд ли он

один с деньгами, как на прогулку выехал.

- Ну а мы-то только вдвоём да без ружей! - развёл

руками Тимоха. - Хоть бы Александрово ружьё для страха взять.

- А пошто нам народ да ружьё? От него вдруг кто-то от

страха помрёт, а на нас свалят. Да и будут потом баять, что Егор

убивец. - засмеялся он.  - Не надобно мне такой славы.
 
- Ну ты и отчаянный!

- Погоди охать, дело ещё не сделано.

Долго они сидели. Уж и дождик несколько раз брался и

солнце вымаривало траву, поднимая над ней туманец. Сороки

прилетали на разведку и потом всему лесу растрезвонили о

непонятных людях у дороги. Проезжали несколько возов с сеном,

наспех утисканных в телегу. На Егора с Тимохой упали даже

несколько клочков сена.

- И что так погано затарили? - сердился Егор. - Видать

не своё!  Полтереги потеряют. пока довезут.

Промчалась коляска-двуколочка. Какой-нибудь чин из города

ехал-спешил.А уж вот свою жертву новоявленные разбойники чуть

не упустили. Малость вздремнул Егор, да и Тимофея сморило.

Тут-то  чуть и не  проехал мимо помещик, которого стерегли.

Только глянул, очнувшись, Тимофей  вослед коляски, в коей было

несколько человек, а среди них полицейские в форме в околышах

да с ружьями. Так и пригнулся он в высокой траве, толкнул Егора

локтем в бок и прошипел:

- Полиция!

Вскочил тот во весь рост. к великому ужасу Тимофея,

вместо того, чтобы спрятаться в траве, пригнувшись, выскочил на

дорогу и крикнул вослед недалеко уехавшей коляске, размахивая

руками:

- Эй! Я Егор! По вашу душу здесь да про ваши деньги!

Коляска встала, и с неё к Егору, соскочили с ружьями

наперевес, и затопали в  сапожищах  двое здоровенных

полицейских. Тимофей  аж от страха глаза зажмурил. Сейчас и

стрельба будет и  скрутят Егора и увезут. Но тишина и топанье

прекратилось. Опять Тимофей глаза раскрыл, и они у него

округлились. У полицейских ружья лежали на земле, а они около

них кружились, как заколдованные. Егор вскочил в коляску,

скинул с него еще какого-то мужика, и позвал товарища:

- Тимоха, шустрее в коляску запрыгивай!

Тот, не помня себя, оказался рядом. и Егор, наяривая

лошадей кнутом, помчался. что есть силы от места разбоя.  Через

некоторое время скорость сбавил и, свернув в лес, по

вздыбившимся корням деревьев да по ямам поехал тише. Тимофей

не мог ни слова выговорить, до того он перепугался. А Егор

смеялся, глядя на него.

- Ну. как получилось-то? Гоже?

- Да уж... - выдавил он из себя.

А Егору и горе нет.

- Средь полицейских сам пристав Прокофьич был. То-то

у него глазки заблестели, когда меня узрел, а вишь ты, как

получилось...

Остановил Егор коляску и вытащил с заднего сидения

пузатый баул. Открыл его и на колени ему посыпались пачки

денег.

- Ого! - воскликнул Тимоха. придя в себя. - Это же

грабёж называется!

- Как посмотреть! - покачал головой Егор. - Коли я

раздам эти деньги, какой же грабёж. Помещик вёз всё это в город,

прогулять может быть. А я, да и Господь, может быть, этого не

допустил.

Егор опять запихал эти деньги в баул и щёлкнул

застежку.

- Прокофьич с полицейским охраняли, поди его. Теперь

без оплаты остались, и солоно не хлебавши. Теперь дерьмом

исходят.

- А может, тебя на живца брали? Захотели так вот

поймать. - предположил Тимоха.

- Да оно, може и так!

Егор спрыгнул с коляски с баулом в руке. Что-то

пошептал на ухо лошади. Та качнула головой и, развернувшись, 

уверенно пошагала, таща коляску по своим же следам.

Тимоха от удивления глаза вытаращил:

- Чего ты ей сказал?

- Сказал, спаси Бог за помощь и привет от Егора

хозяевам послал:

- И... она поняла?- недоверчиво спросил Тимоха.

- Ну, коль переспрашивать не стала. значится всё

уразумела. - хохотнул Егор.

Совершенно не понял Тимоха то ли шутит тот, то ли взаправду. Всё

у него на хохмах. Но и не верить нет резона. Одни чудеса да и

только. Только вот на глазах Тимохи все происходит, попробуй, не

поверь.
Саша их встретила нелюбезно.

- Чтой-то вы меня бросили одну середи леса? -

набросилась она на них. как только они вышли из зелёной поросли

на свою полянку. - Не предупредили, что оба уйдёте.

- А ты разве ничего Саше не сказал? - удивлённо спросил

Егор у остолбеневшего Тимохи. А ведь и правда, как оно вышло

погано. Стоял Тимоха и обалдело моргал глазами.
-  Я ж тебя искликалась повсюду, по лесу ходючи, аж

охрипла! - Саша подошла близко к Тимохе и дергала его за

поддевку.
На её глазах стояли слезинки:

- Уж думала тебя зверь задрал! Ружьё всё при себе

держала. Думала медведь и за мной придет.

- А мы о тебе вчерася говорили, что ты у нас

бесстрашная, ничего не боишься. Уж прости нас, дураков. -

виновато оправдывался Егор.

Тимоха ничего не мог сказать в своё оправдание. Просто

слов не находил. Вот до чего доводит глупая обида? Да и объяснить

эту обиду не знамо как. Девушка не обращает на него внимания, а

он от этого позабыл всё на свете. Только и думает, как больно его

сердцу. А как это на других людях отзывается, уж и не смотрит. 

Как же стыдно!
Взглянула Саша в Тимохины глаза. сколько в них страдания и

покаяния, и её обида улетучилась. Отходчивая она была. Высохли

и слёзы и все страхи пропали.

- Ну, ладно уж! - провела она рукой по Тимохиным

волосам и улыбнулась - Кормить вас буду. Хотя вы и не

заработали.

- Не, мы заработали! - потряс Егор баулом, туго набитым

деньгами.

Саша опять нахмурилась и как-то вся сжалась.

отрывисто спрося с придыханием:

- Вы кого-то... ограбили?

- Не ограбили. - посерьёзнел Егор. - А хотим возвернуть

бедным людям. Вот их-то в разное время ограбили.

Неуверенно пожала Александра плечами:

- Всё равно, вышли на большую дорогу с кистенём да с

ножами, да и отняли.

Вспыхнул Егор лицом:

- Никогда у меня не водилось ни кистеня, ни ножей. Ни

одной христианской душеньки я не погубил,  какая бы она ни была

поганою. Даже случайно...

Сказал он это и после паузы пристально взглянул на

девушку. Она поняла его намек, но не смутилась, а в пику

ответила:

- Не старайся Егор, не выйдет. Узнала я нонче новость,

коя ослобонила мою душу от тяжкого камня. Я тоже не виновна в

душегубстве. Не застрелила я насмерть Осипа. Живой он!

- Как живой? - в один раз воскликнули Егор и Тимоха. -

Сорока что ли тебе эту весть на хвосте принесла.

Скомканной получилась эта его шутка.

- Ох, благо бы  сорока эта была, ан нет! - ответила Саша,

тяжело вздохнув. - Приходили старушонка, страшненькая на лицо

такая! Не говорит, а шамкает. Я у неё еле  и понимала.

- Уж не баба ли Феня это? - воскликнул Тимоха,

вдрогнув всем телом.

- Да, она вроде так назвалась - задумавшись ответила

Саша.

Тревогой заполнились глаза Егора:

- И что нужно было этой ведьме?

- Спросила, не тут ли стоит станом вор Егор? Я вроде

спервоначалу прикинулась не ведающей ничего. Какой, мол, вор? 

Какой Егор? А она мне, ты девонька не крути. Я тут давно прячусь,

да всё спознала. И вот уж, как мужики твои убегли, то и решила

тебя спервоначалу навестить. Скажи мужикам-то, говорит, что жив

Осип и что интерес ему к твоему Егору имеется. Немощен пока

Осип и сам-то придти не могёт. Но чует он, что не просто так его

подстрелили и что придёт времечко, что явится он со своей ватагой

выяснять суть да дело.

Побледнели Егор и Тимоха.

- А как я перепужалась-то. - лепетала Саша. - Знать не

ведают они пока, кто стрелял в Осипа, а то удавили бы меня тут же

на месте. Ожидаючи вас, я все глаза проплакала.Все казалось мне,

что придут тати,и будет мне конец.

- А чего же она сразу к нам не подошла, а ждала пока мы

уйдем? - задумчиво произнес Тимофей. - Нам бы все сказала. Чего

пугать девчонку?

- Она сказала, что бы мы подумали. - выдохнула Саша. -

Я вот никак не пойму, почему меня не тронули?  Молва о том, что

хозяйская дочь стреляла, по всем Вязникам разошлась.

- Ну это-то понятно, почему.- убеждённо ответил Егор.

- Всё-то тебе понятно! - взвился Тимоха. - А я вот тоже не

разумею, как и Саша.

-Поясни. - миролюбиво положила руку на плечо Егору

девушка.

- Чего уж тут не понять? - выдохнул Егор. - На Саше,

что, написано, что она хозяйская дочь? И уж никак они не

подумают, что нежная барышня будет в лесу сидеть и приключения

искать.

Саша расхохоталась:

- Ведь и правда!  А я боялась, дура. Сейчас у меня от

души прямо отлегло.

- Они все люди нищие, завидущие. Им и в страшном сне

не приснится, что богатая наследница все бросит за просто так. -

улыбался Егор.

Легче стало и на сердце Тимохи. Он всё винил себя, что

Саша оказалась брошенной и беззащитной. А ведь ей могли и

отомстить за выстрелы в Осипа
Как же умеет Егор из всякой ситуации выйти, не

напрягаясь.