Пережить ненастье. О новом фильме Сергея Урсуляка

Марина Кэч
     Смотрели фильм Сергея Урсуляка «Ненастье», находясь в таком состоянии, которое отдыхом после трудового дня не назовёшь. Да и сейчас не отпускает… Попробую объяснить.

   Интерес к сюжету соединился с чувством горечи, что такое НЕНАСТЬЕ выпало на долю поколения, выжившего в Афганистане, но утратившего страну родную по возвращении. И это погружение в шальные, злые, угарные девяностые,  время, которое до сих пор мало отражено в кино, стало событием для очень многих зрителей. Эмоциональный накал, который Урсуляк умеет держать исподволь, незаметно, не ослабевал  от серии к серии. Отдельные сцены до слёз и боли в сердце!

  Действие сериала начинается, когда посреди заснеженного промышленного города на Урале внезапно происходит дерзкое ограбление: бывший афганец Герман Неволин похищает из спецфургона 145 миллионов рублей – деньги местного воротилы. Разумеется, сразу же начинаются его поиски, а в процессе расследования становится понятно, что толкнуло его на такой отчаянный поступок…

  Как теперь понимаю, криминальная часть  фильма не главное. Это рассказ о людях, оказавшихся ВОТ В ТАКИХ обстоятельствах, и зритель сочувствует им, потому что  сам в подобные ситуации попадал.
               
  На интернетфорумах, где  фильм и сегодня обсуждается, спорят: было-не было…могли «афганцы» такой «Коминтерн»-банду целую!- сколотить или нет.   Жаль, что глубину замысла Урсуляка, который взял за основу  роман  Алексея    Иванова с одноименным названием, не каждому зрителю удалось постичь.

  По-моему мнению, сценаристу  Илье Тилькину удалось представить через судьбы героев так  честно и точно 90-е годы, потому что  начались они именно с ГКЧП, Горбачёва в Форосе, а закончились уходом Ельцина в последний день 1999 с пожеланием счастья, которое «ВЫ ВЫСТРАДАЛИ…». И вот под эти слова происходит финал драмы. В романе А.Иванова  временные рамки до 2008.

  У режиссера в фильме символичны даже телевизоры: черно-белый в Доме культуры города Бачуева, где штаб «Коминтерна» в начале фильма, и экран на панели «Мерседес-Бенса» Щебетовского  в заключительной серии.

  Сергей Лихолетов/актер Александр Горбатов, известный по экранизации  «Тихого Дона»Урсуляком,там он Степан, муж Аксиньи / и его коминтерновцы честны перед самими собой: «Мы кто? Бандиты. А ты кто?»

    Да, огня много в этих парнях, прошедших Афганистан, опыта, а силы применить негде. Родине не нужны: «Вот и всё. Больше нет твоей страны!» Разочарование гасят водкой, идут за новой идеей- «деньги,деньги» /разве не тем же вдохновлялись Саша Белый, Космос и др.из «Бригады»? /А деньги будут у того, кто рынок под себя подомнёт. И хоть предупреждает командир: «Руки-ноги продавцам не ломать, по головам не бить»-,не каждый удержался…Урод Басунов(вот уж удаются актёру Александру Голубеву подобные роли!)первый раз тут своё зверство показал.

    А я так долго видела на снегу эту первую кровь парня, за чьи кассеты Немец рассчитаться не успел…

   Создают семьи- жилья нет; обещанное, уже готовое к сдаче, несправедливо хотят передать какому-то банку, - отсюда  якобы самозахват многоэтажного дома. Но как организован командиром Лихолетовым!/А  ведь  сколько  бумаг,подтверждающих право  бывших  афганцев  на  жильё Собрано,представлено,да  ещё  и  на  видео  заснято  для  подтверждения.../
 Как  ни восхититься зрителю переезжающими в новые  квартиры прекрасными мадоннами,которых полон автобус и чьи лица, нет, лики, -рассматривает в зеркало водитель. Прекрасные кадры, где пространство дышит счастьем. А мелодия-то, мелодия! Далида, «Мужчины моей  жизни».  Вот они,МУЖЧИНЫ, встречают - дружеская помощь в переноске  мебели и празднование новоселья  всем двором!
Боишься: вот сейчас ОМОН высадится и вышвырнет уже спящих малышей из их колясок-кроватей…

  Все до последней детали, крупные планы и пейзажи, штрихи к портрету героев работает на восприятие  идеи: «Дай Бог остаться человеком, когда жизнь тебя ломает, когда один афганец  «подставляет»,а то и убивает другого».
 
  Судьба загоняет  в угол Германа Неволина, и спасти может только вера в себя, в святую дружбу. Урок преподнес ему там, на войне, командир Лихолетов: «Не трусь!» Афганистан-это то место, где завязались отношения главных героев. Ретроспектива военная очень драматична и очень важна.

  Сергей Урсуляк в каждом своем фильме – философ: кадры, где в самую страшную свою в Афгане ночь Герман Неволин смотрит на звезды. Это ещё отважиться надо так наплевать на смерть, чтобы почувствовать всю полноту жизни. Умереть не страшно и жить не так горько, если ты прикоснулся к Вечности. Космос!

  Александр Яценко – прекрасный трагикомический актер,  играет превосходно: растерянность и удивление,  стыд за содеянное и заснятое на камеру, немой восторг перед незнакомкой у фортепиано  такой силы, что зрителю ясно: навеки,безраздельно полюбил. Потому и не женится долго,ОНА для него одна. Молчание, терпеливое созерцание жизни любимой с тем, кого неопытная девчонка    выбрала.  Настоящий мужик, хоть и не брутального вовсе вида. Сергей Урсуляк считает: «Там не нужен был брутальный мужчина, скорее другой человек. Его призвали в армию защищать Родину, а дальше он попал в ситуацию, при которой он был тем, кем он  был».

   Много споров  среди зрителей о том, как Герман решился на ограбление инкассаторской машины ,удачно всё провернул, но глупо «спрятался» на проданной уже даче в Ненастье…не поделился, мол,с другими инкассаторами…А ведь инвалиду принес 4 миллиона! Невнимательно смотрели..
   
   Немец из тех, кто живет под девизом «Не трусь!», поэтому и пошел на риск. Не хочет и не может  ТАКОЙ жизнью больше жить, узнал, что есть надежда на рождение ребенка, надежда уехать в Индию навсегда и, любя Таню, решился !
  Режиссер признается в одном из интервью: «Мне очень повезло с молодой актрисой театра «Современник» Татьяной Лялиной». И нам, зрителям, повезло встретиться с непосредственной, наивной, несмотря на некие сцены, оставшейся  для меня, например, чистой(потому и на аборт пошла, что так по времени сложилось: в один и тот же день в тюрьме с Лихолетом простилась, поняла, что свободна, и с  Германом соединилась,наконец).
  Как  её экспрессивный танец  в электричке передаёт состояние «душа поёт»! …Урсуляк гениален!

  Спасти может только любовь.
  Идея эта продублирована и парой Лихолет -Алевтина.

  С какой любовью перед нарастающей опасностью смотрит на него женщина, и ЧУВСТВУЕТ  ЭТО упрямо стоящий на своём /а на выборах его уже прокатили/ Серёга Лихолетов.   Главное -  его слова (10 серия): "Бога-то нет, коммунизм мы решили не строить, а причина верить другим все равно нужна. Афган у нас внутри, всегда должны быть свои, а СВОИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВМЕСТЕ".   
Нельзя жить без веры в людей. А они все разные: есть слабые и сильные, продажные и преданные.

   Можно ли предательство друга оправдать обстоятельствами, мировоззрением? На мой взгляд, НЕТ, если оно замешано на крови и на деньгах. Открытые глаза убитого и вопрос: «Немец, а почему снег?» просто преследуют меня. Сильно придумано!!!

   За предательство Ян никогда не будет прощен зрителем, а капитан милиции, следователь  Дибич, мчавшийся в поселок Ненастье, чтобы убийство Германа предотвратить :пусть перед законом отвечает, -в глазах зрителя- спаситель.   
   Губы Тани, склонившейся над телом Неволина, произносят беззвучно: «Жив!»

    Хочу обратить внимание на то, как значительны фамилии в романе Иванова, а значит, в фильме Урсуляка: Лихолетов в какие годы живет…Неволин мог пойти своей дорогой, а остался и невольно втянут в события, которые совесть его не позволяет нормой считать…КАЖЕТСЯ БЕЗВОЛЬНЫМ, но ведь именно он сказал Басунову: "Мне Серёга был свой, а вы шакалы Щебетовского!"
 
   Таких "культурных" и щебечущих-образованных  Щебетовских (актер П.Ворожцов сыграл великолепно!) полно. Когда их хваткой и миллионами в банках восхищаются, хочется спросить, к какому светлому будущему мы придем.
   Фильм-то философский, а не картинка для сравнения: так или не так запечатлелись в вашей памяти 90-ые.

    И я  в ТЕ  годы, увидев просторный дом на берегу океана, где чисты отношения и где смеются дети, спросила бы: «Это… рай?!»
 

 P.S.  Прошло после  премьеры больше  года. Решила,что  стоит ещё  раз  обратиться  к  статье,добавить ПОСЛЕСЛОВИЕ.
 
   -Кинопремия "Золотой орёл" (номинация "Лучший телевизионный сериал, 2019) - за художественный фильм "Ненастье".

  - Сериал Сергея Урсуляка "Ненастье" (Blackout) по одноименному роману Алексея Иванова выиграл главный приз Международного фестиваля ТВ- и веб-сериалов Serial Killer. Вот уже несколько лет в Брно (Чехия) проходит фестиваль Serial Killer, который объединил всю Европу в поисках лучших сериалов – и телевизионных и сетевых. В 2019 году, в конце сентября, авторитетное профессиональное жюри, гости и зрители фестиваля посмотрели и оценили более 40 эпизодов сериалов со всей Европы . Этот  наш  сериал оценён  по достоинству.

  Посмотрите ,канал  РОССИЯ показывает фильм с 15 июня.