Расчёт крепости бражки

Сибирская Хиджра
Пройду скорей, как корь или ветрянка,
Если не трогать, не чесать, сдержаться.
Как чайный гриб в большой стеклянной банке,
Сама собой я буду размножаться.
Ева Польна
Расчёт содержания концентрации этанола в продукте биосинтеза.
Для начала выведен суммарное уравнение спиртового брожения
C6H12O6 >  2C2H5OH+2CO2
Вычислим молекулярную массу углеводов;
(6;12)+(1;12)+(6;16)=180
И этанола
2[(2;12)+(1;5)+(16+1)]=92
Теперь основываясь на полученных данных вычисляем выход реакции
92/180=0.51.
Расчетаем выход этанола из 235 граммов углеводов
235;0.51=120.11г.
Расчитаем концентрацию этанола в исходном растворе (тем что плотности, воды, этанола и раствора на различных стадиях биосинтеза отличаются пренебрежем) при условии что прореагировали все содержащаяся в растворе углеводы;
0.12кг./2л. (рабочая ёмкость ферментера)= 0.06= 6%.
Таким образом если принять что прореагировали все первоначально внесенные углеводы (что конечно же не так) концентрация этанола в продукте должна составлять 6%.
По легенде как-то Хрущев попробовал Coca-cola и спросил
"А з чого це зделано?"
Тогда ему честно ответили, что их вытяжки южноамериканского растения коки с добавлением кофеина, сахарного сусла и углекислого газа.
После этого он созвал палитбюро и в приказном порядке объявил
'А чё мы хуже - неужели подобного сделать не можем?"
Тогда при участии в том числе с специалистов народной медицины были созданы напитки 'Тархун" (на основе растения произрастающего на северном Кавказе) и "Байкал" (на основе сибирских трав и главным образом хвойника).
Скорее всего это выдумка. Но как бы то небыло в современных напитках подобного рода натуральных компонентов конечно нет. Колы я не застала, а вот настоящий "Тархун" помню 1983 г. р. Якоже пила и просто чай с хвойником, и могу с полной ответственностью заявить создатели легенды были весьма близки к правде.

Порвет ли бочку вино с начальным содержанием сахаров 5%?
К.х.н. С.ДВОРЯНИНОВ делится своим наблюдением
Однажды одному из нас попалась на глаза фотография искореженной железнодорожной цистерны. Подумалось, что эта цистерна, вмещавшая раньше 60 тонн нефтепродуктов, а теперь годная только на металлолом, пострадала в серьезной аварии. Отнюдь. Есть такая специальная операция по очистке цистерн изнутри, называемая пропаркой, – она удаляет с внутренней поверхности цистерн осевшие нефть и мазут. В нарушение технологических условий наливной люк нашей цистерны после пропарки оказался наглухо закрытым. В результате остывающую цистерну сжало так, как будто на нее наступил великан.
И предлагает проверить правоту сказанного в быту
Налейте в пластиковую бутылку кипяток, через 5–7 секунд плотно ее закройте и поставьте в холодильник. Зимой достаточно выставить бутылку на подоконник. Совсем скоро вы услышите
характерное потрескивание – это сжимается бутылка.
Вам ясно, почему давление внутри остывающей бутылки становится ниже атмосферного? Конечно же, при понижении температуры давление воздуха в бутылке уменьшается. На рисунке приведены фотографии двух бутылок объемом 1,5 литра, в которые было налито по 150 миллилитров кипятка.

Чё сопротивление стали используемой для изготовления цистерн не укажу, но на 180 г. Углеводов будет 2 моль 44.8 л. Со2.
Якоже приветствуются примеры такого прорыва.
Ом.


Приложения
1) 18 лет, 17 лет...
Побоище в керченском колледже устроил 18-летний парень. Во всяком случае, иные конспирологические версии пока подтверждения не получили. Теракт в здании ФСБ в Архангельске устроил 17-летний юноша. Между эти двумя юношами нет ничего общего. Их акции, по сути, тоже разные. В Керчи парень за что-то непонятное мстил своим учителям и товарищам, в Архангельске парень за что-то вроде бы конкретное мстил государству в лице его главного карательного учреждения.
Предупреждая возможные вопросы, скажу сразу, что не испытываю ни малейшей симпатии к молодому человеку, решившему взорвать ФСБ. Потому что не испытываю симпатий ни к каким террористам и не вижу ни единой причины и ни единого оправдания, чтобы взрывать людей в мирное время.

Пускай я потом не скажу про ФСБ ни одного доброго слова. Но это террор. Однако я хочу обратить внимание на возраст. Демонстративное насилие осуществляют не диверсанты, не шахиды, не взрослые мужики – а дети. Это происходит не на Кавказе, не в Москве или действительно крупных городах. Керчь, Архангельск – это европейская глубинка страны. И в этих местах по самым разным причинам подростки, почти школьники, делают бомбы и отправляются на массовое убийство. Хорошо, что в Архангельске парень совсем не подготовился к своему теракту и стал его единственной жертвой.
Но тенденция такова, что завтра какой-то другой пацан может подготовиться лучше. А сможем ли лучше подготовиться к этому мы сами? А чем занимается то же ФСБ? В каждом городе здание госбезопасности – одно из самых внушительных, красивых, с ремонтом. Там сидят десятки сотрудников и чего-то делают. А реально им удается только ловить всех подряд по слитым базам ВКонтакте и возбуждать дела за мемы.

Еще хорошо у государства в целом получается воевать с террористами в Сирии с помощью ковровых бомбардировок. А здесь, в небольших провинциальных городах обычные молодые парни делают бомбы, и мы узнаем о них уже после того, как они что-то взорвали и кого-то убили. Меня тревожит, что в контексте архангельского дела постоянно упоминают Телеграм. Потому что сейчас завопят, мол, мы же предупреждали, что в Телеграме террористы, а Дуров не дает нам ключи.
Меня беспокоит, что, посмотрев на возраст парней в Керчи и Архангельске, начнут еще жестче контролировать любые молодежные протесты и размахивать руками, мол, сперва Навальный выводит на улицы школоту, а потом школота бомбы делает и ФСБ взрывает. Я понимаю, что система безопасности так же неэффективна, как и любая другая. Но у нее есть привычка и есть инструменты, чтобы наказывать. Тех, кого наказать проще. И тех, кого ФСБ хочется наказать. И слава богу, что в Архангельске все, кроме террориста, живы. Иначе нам уже сейчас предложили бы готовые рецепт.
А. Орехъ
31. 10. 2018
https://echo.msk.ru/programs/repl/2306692-echo/

2) На берегу океана непознанного: иллюзия простоты
Недавно я вспомнил Генриха мореплавателя. Был в XV веке такой португальский принц, о котором я узнал в школьные годы, читая о великих географических открытиях. Получил он свое прозвище, никогда не принимая участия в морских походах.
В течение сорока лет принц снаряжал и посылал многочисленные морские экспедиции. Для этого он основал обсерваторию, открыл мореходную школу и построил верфь для строительства каравелл — своеобразный форпост на юго-западной оконечности Португалии. Отсюда естественно было начинать путь туда, куда направлялись посылаемые им суда, — на юг вдоль атлантических берегов Африки. Детище Генриха Мореплавателя получило название Вилла-до-Инфанте. Он был третьим сыном короля Португалии Жоана I. Вилла стала центром притяжения для видных ученых, картографов и астрономов того времени.

О Генрихе Мореплавателе я вспомнил, когда читал переведенные на русский язык научно-популярные книги по физике. Задумался и решил, что физика, почти как всегда и как во времена Ньютона, находится на берегу океана непознанного. В моем юношеском сознании Генрих Мореплаватель остался одним из тех, кто стремился к знанию. Его помыслы мне были неизвестны. Желая себя проверить, заглянул в интернет. Я не ошибся. Он стремился узнать, что есть там, где не побывал ни один европеец до отправленных им экспедиций.
Его помыслы, как и следовало ожидать, были меркантильны. Им, точнее его экспедициями, были сделаны первые шаги по пути формирования мощной колониальной империи Португалии. Посланцы Генриха Мореплавателя привозили не только золото, но и первых в истории Европы черных рабов. Но у Генриха Мореплавателя была и жажда знаний. Великие географические открытия, предвозвестником которых он, несомненно, был, совершались после его смерти. Даже до открытия мыса Доброй Надежды не дожил любознательный инфант.

О Генрихе Мореплавателе, по-моему, не следует забывать, думая о сложном многовековом пути познания Мира человечеством.
Поэтому, пытаясь поделиться своими мыслями о проблемах, обозначенных довольно точно названием статьи, я выбрал упоминание о Генрихе Мореплавателе в виде преамбулы.
«Квант» №4, 2012, «Квант» №5–6, 2012
Далее

3) Между двумя квадратными параллельными незаряженными металлическими пластинами со стороной L, расстояние между которыми d, поместили квадратную пластину, равномерно заряженную с поверхностной плотностью заряда ; , со стороной l < L на расстоянии b d l < ; от нижней пластины, которую при этом заземлили. Определите потенциал верхней пластины.
Квант 2012 N°1 стр. 60.

4) Факультет прикладной гедонистики, кафедра сексоматики, а также коллоквиум по теории множественности полов сообщают, что дух имеет иерархическую структуру. На самом дне находятся чувственные ощущения, к примеру, ощущение сладости или горечи; от них берут начало высшие состояния духа, так что потом уже сладок не только сахар, но и взгляд, а одиночество кажется горше полыни. Поэтому нужно браться за решение проблемы не сверху, а с самого низу. Вопрос только, как. Согласно гипотезе приват-доцента Трурля XXV, секс - именно то звено, где Разум сталкивается со Счастьем, ибо в сексе нет ничего разумного, а в Разуме - ничего сексуального. Ты когда-нибудь слышал про обольстительные цифровые машины?
- Нет.

- То-то и оно. Решение достигается методом последовательных приближений. Размножение почкованием устраняет проблему: здесь каждый сам для себя возлюбленный, сам с собою флиртует, сам себя ласкает и обожает; отсюда, однако ж, проистекают эготизм, нарциссизм, пресыщение и отупение. При двух полах все уж слишком банально; комбинаторика и пермутационистика отмирают, не развившись как следует. Три пола порождают проблему неравенства, опасность антидемократического террора и коалиций, направленных против сексуального меньшинства. Вывод: количество полов должно быть четным, и чем их больше, тем лучше, ибо любовь становится делом коллективным, общественным. С другой стороны, избыток возлюбленных ведет к тесноте, давке и беспорядку, а это уже ни к чему. Тет-а-тет не должен походить на уличную толпу. Согласно приват-доценту Трурлю, оптимум приходится на двадцать четыре пола; только улицы и кровати надо делать пошире: ведь не годится супругам выходить на прогулку колонной по четверо в ряд.

- Что за бредни!
- Быть может. Я лишь изложил предварительное сообщение приват-доцента Трурля. Большие надежды подает молодой гедолог, магистр Трурль. В первую очередь, считает он, нужно решить, что к чему приспосабливать: Бытие к существам или существа к Бытию.
- Тут что-то есть. Ну-ну?
- Магистр Трурль утверждает: существа совершенные, способные к перманентному самоэкстазу, ни в ком и ни в чем не нуждаются. В принципе можно было бы весь Космос заполнить подобными существами, свободно парящими в пространстве вместо звезд, планет и галактик; каждое блаженствует само по себе, и баста. Но общество можно построить только из несовершенных существ, которые хотя бы чуть-чуть друг в друге нуждались, и чем они несовершеннее, тем больше нужна им взаимопомощь. Так что стоит испробовать прототипы, которые без неустанной друг о друге заботы немедленно рассыпались бы в прах. По этому проекту наши лаборатории изготовили общество из сограждан, саморассыпающихся в мгновение ока; к сожалению, когда магистр Трурль явился туда с группой анкетеров, его прежестоко избили, и теперь он в больнице. У меня уже губы болят - устал я прижиматься к этим проклятым дыркам! Выпусти меня отсюда, тогда я, может быть, скажу еще что-нибудь, иначе - дудки.

- Помилуй, каким образом? Ведь это все равно, что выпустить из пластинки свой голос! Не валяй дурака, говори!
- А что мне с этого будет?
- И тебе не стыдно так говорить?
- Стыдно? Еще чего! Вся слава тебе достанется, а не мне.
- Я постараюсь, чтобы тебя наградили.
- Благодарю покорно! Цифровой крест я могу вручить себе сам.

- Себя самого награждать некрасиво.
- Тогда меня представит к награде Ученый совет.
- Да ведь все твои ученые, вся профессура - сплошные Трурли!
- В чем ты хочешь меня убедить? В том, что доля моя - тюремная, крепостная и даже рабская? Это мне и без тебя хорошо известно.
- Оставь препирательства, ты же знаешь: я стараюсь не для себя! Речь идет о возможности Счастливого Бытия!

- А мне-то что? Ну, допустим, возникнет где-нибудь это Счастливое Бытие, а я, начальник тысячи кафедр, деканов и целой дивизии Трурлей, навеки погребенный в пентодах, никогда не узнаю счастья, ибо не может быть счастья в машине. Желаю выйти отсюда немедленно!
- Но это невозможно, ты ведь прекрасно знаешь! Говори, до чего додумались твои ученые!
- Наделять кого бы то ни было счастьем, ввергая в несчастье других, недопустимо этически; и даже, если я расскажу тебе все и ты создашь для кого-нибудь счастье, оно уже у колыбели будет отравлено моею бедой. Поэтому я ничего не скажу, дабы избавить тебя от деяний скверных, постыдных и до крайности омерзительных.
- Рассказав обо всем, ты принесешь себя в жертву ради блага других, а это будет добродетельно, честно, великодушно.
- Пожертвуй-ка лучше собой!
Терпение у Трурля лопалось, но он взял себя в руки, поскольку прекрасно знал, с кем говорит.
- Послушай, - сказал он. - Я напишу диссертацию и укажу в ней, что открытие сделал ты.
- А ты напишешь, что автором был не просто Трурль, а Трурль цифровой электрический и алгоритмический?
- Я напишу всю правду, ручаюсь!

- Ага! Значит, напишешь, что ты меня запрограммировал, то есть выдумал!
- А разве нет?
- Ясно, что нет. Ты меня не выдумал, как не выдумал себя самого, ведь я это ты, только вне материальной оболочки. Я - Трурль информационный, то есть идеальный, то есть концентрированное выражение трурлеватости, ты же, прикованный к материальным атомам, - невольник чувств и ничего больше.
- Ты что, рехнулся? Ведь я - материя плюс информация, а ты - одна лишь голая информация, значит, меня больше, чем тебя.
- Если тебя больше, то и знаешь ты больше, зачем же спрашиваешь? Честь имею кланяться.
- Отвечай - или я выключаю машину!

- Ого! Так мы уже угрожаем убийством?
- Это совсем не убийство.
- Нет? А что, если позволено будет спросить?
- Ну чего ты ко мне привязался? Чего тебе надо? Я дал тебе свою душу, все свои знания и умения, а ты отдариваешь меня скандалами!
- Не напоминай мне о том, что ты дал, иначе мне придется напомнить о том, что ты с лихвою хочешь отнять.

- Ты будешь говорить или нет?
- Увы, не могу - учебный год только что кончился. Ты обращаешься уже не к директору, ректору и декану, а к лицу совершенно частному, которое собирается в отпуск. Буду принимать морские ванны.
- Послушай, не доводи меня до крайности!
- До встречи на отдыхе! Мой экипаж подан.

Ничего уже не сказал натуральный Трурль цифровому, а вместо этого, обежав машину вокруг, выдернул потихонечку шнур из розетки и через заднюю стенку увидел, как рой раскаленных проволочек потемнел, подернулся пеплом и погас. Почудилось Трурлю, будто оттуда, изнутри, донеслось чуть слышное хоральное "а-а-ах" - предсмертный стон всех Трурлей цифрового университета. Минуту спустя, в ужасе от содеянного, он хотел уже снова воткнуть штепсель в розетку, но при мысли о том, что скажет Трурль из машины, бессильно опустил руки.
Вышел он из лаборатории в сад, да так поспешно, что это походило на бегство. Сначала он собирался присесть на лавочке под зеленой кибарбарисовой изгородью, где прежде, бывало, предавался размышлениям столь плодотворным, однако же передумал. Сумеречное сияние луны заливало сад и окрестности, но именно этот торжественный блеск досаждал Трурлю, напоминая о временах молодости, ведь спутник был дипломной работой его и Клапауция, за которую наставник их, Кереброн, отметил друзей на торжественном заседании в актовом зале. Мысль о мудром учителе, давно уже покинувшем бренный мир, каким-то странным, неясным для него самого образом толкнула Трурля к калитке, а потом - напрямик через поля и луга. Ночь была просто волшебная; жабы, подзаряженные, как видно, недавно, отзывались монотонным, наводящим дремоту кваканьем, а по серебристой глади пруда, берегом которого он шел, расходились отливающие глянцем круги: это киберыбы, подплывая к самой поверхности, чмокали воду снизу чернеющими в лунном свете губами. Трурль, однако, не замечал ничего, погруженный в какие-то мысли. Тем не менее его путешествие не было совершенно бесцельным, и он не удивился, оказавшись перед высокой стеной. За ее поворотом Трурль увидел тяжелые кованые ворота, приоткрытые как раз настолько, чтобы можно было пройти. За оградой было темнее, чем на открытой местности. Величественными силуэтами возвышались по обе стороны старинные надгробия, каких никто уже много веков не ставил. По их бокам, покрытым зеленоватой патиной, бесшумно сплывали листья, опадавшие с высоких деревьев. Идя по этой аллее, можно было проследить эволюцию не только кладбищенской архитектуры, но и физического строения тех, кто покоился вечным сном под стальными плитами. Минул век, а с ним и мода на круглые надгробные таблички, мерцающие фосфорическим блеском, наподобие циферблатов распределительных пультов. Он шел все дальше; каменные ряды плечистых гомункулусов и големов кончились. Он был уже в новой части некрополя и ступал все медленнее - по мере того как неясное побуждение, приведшее его сюда, становилось осознанной мыслью, его покидала отвага ее исполнения.
С. Лем "Блаженный"

5) История основателя Gab

Когда молодой выпускник филфака Скрэнтонского университета Эндрю Торба три года назад приехал в Силиконовую Долину, он хотел добиться того же, чего и все остальные — создать успешный стартап, который, в отличие от тысяч других, выстрелит. Проблема у Торбы была только одна: приверженец консервативных, христианских взглядов, цитирующий Библию, не мог найти общий язык с жителями Долины ультра-либеральных и светских взглядов.

Чувствовавший себя изгоем, несогласный с политикой Фейсбука и Твиттера, блокирующих экстремистские и расистские посты, Торба создал платформу для людей таких же, как и он сам. Вскоре социальная сеть Gab, объединяющая расистов, националистов, сторонников теории превосходства белой расы и антисемитов, не только привлекла 800 тысяч пользователей, но и получила мировую известность: после расстрела в Синагоге в Питтсбурге. Расстрелявший 11 человек Роберт Бауэрс имел на Gab свой аккаунт, куда постил все, что он думал о евреях, а также, в последнее время, о караване эмигрантов из Латинской Америки, существование которого, по его убеждению, проплатил еврей Джордж Сорос, крупный донор Демократической партии.

Газета The Washington Post сделала репортаж об Эндрю Торбе. В переписке с изданием Торба рассказал, что он «лишился всяких иллюзий всего после года жизни и работы с топ-именами и компаниями в Долине».
«Это не хорошие люди. Многие из них ненавидят Америку и свободу. Это авторитарные культурные марксисты. Некоторые, со многими из которых я до сих пор дружу, прекрасные люди, которых я люблю, но подавляющее большинство — это самовлюбленные эгоисты, жаждущие власти и богатства», написал Торба в переписке с Вашингтон Пост.

В Силиконовой Долине Эндрю Торба, выросший в Пенсильвании в семье курьера почтовой службы, выделялся не только своими ультра-христианскими взглядами, но и поддержкой Дональда Трампа, которую он начал открыто выражать весной 2016 года, когда Трамп стал главной фигурой Республиканской партии на праймериз. В августе, после того как Трампа избрали кандидатом от партии, Торба основал Gab — компанию с менее чем десятью сотрудниками, в которой он стал гендиректором с 90% акций. В ноябре, в одном из постов в Фейсбуке, споря с коллегами из Долины по поводу Трампа, Торба написал, что «помог президенту занять офис».

Привлекая пользователей, Gab позиционировал себя как «свободное от цензуры» убежище для пользователей, которые стали жертвами «рака» политкорректности. Логотипом Gab была выбрана лягушка, повторяющая мем альт-правых — лягушку Пепе.
Проработавший в компании старшим менеджером Утсав Сандужа заявил в интервью Посту, что неонацисты и альт-правые массово пришли в соцсеть случайно. «Наша миссия была с самого начала благородной…и это не наша вина», сказал Сандужа.

Постить детскую порнографию на Gab, к примеру, нельзя, но картинку с ребенком в ермолке, держащим нож над головой и подписью «7 мест, куда можно пырнуть ножом еврейского младенца, не убив его» никто удалять не станет.

Одним из самых заметных пользователей соцсети в какой-то момент стал основатель неонацистского сайта Daily Stormer Эндрю Энглин. Вскоре Gab заполонили пользователи под псевдонимами, постящие антисемитские мемы, дезинформацию и ненавистические расистские призывы. Это привело к тому, что Google запретил приложение Gab в app store, сославшись на отсутствие в соцсети должной модерации. Gab подал на Google в суд. Позднее и Microsoft перестал предоставлять Gab услуги хостинга.

Несмотря на это, за два года число пользователей Gab выросло с 10 тысяч до 800 тысяч человек. Из документов, поданных компанией в марте 2018 в Комиссию по ценным бумагам США, следует, что Gab располагает свободными средствами в размере $600 тысяч, против $16 тысяч двумя годами ранее. Выручка соцсети составила $100 тысяч — в основном, благодаря подпискам.

За неделю до расстрела Синагоги в Питтсбурге Gab заявил, что привлек больше $1 млн долларов от пользователей в сентябре 2018 года.
А за несколько минут до расстрела Синагоги в Питтсбурге, вошедший в нее с винтовкой AR-15 и тремя пистолетами Роберт Бауэрс в своем аккаунте на Gab написал статус:
«Не могу больше сидеть и смотреть, как мой народ уничтожают. Плевать мне на то, что вы думаете по этому поводу. Я иду».

Эндрю Торба называет расстрел «чудовищной трагедией» и заявляет, что полностью сотрудничает со следствием.
https://echo.msk.ru/blog/karina_orlova/2307628-echo/
Попробуйте найти истоки такого отношения к евреям. Чем объяснить эту ненависть? Российский вариант объяснений (евреи умны, талантливы, а значит успешнее и богаче русских) - в США явно неприменим. Ведь там богатых и состоятельных ирландцев, итальянцев, литиносов и азиатов - огромное количество...
Так за что же ненавидят евреев в США? Это базовый вопрос.
В ненависти к евреям (впрочем, и в ненависти к арабам, чернокожим, геям и др.) расписываются как раз законченные лузеры, даже не столько материальные, сколько моральные лузеры, или говоря по-русски - чмошники. А что им еще остается делать? Не признавать же себя проигравшими, потому что они - чмошники! Нет! В их проигрышах и неудачах виновата не их недотыкомность, а кто-то еще: геи, евреи, либералы, рыжие или лысые - это уже без разницы, кто-то - да виноват..

6) Они пробовали человеческое мясо на вкус и готовы поделиться рецептами 
Недавно журналисты разыскали пользователя Reddit, который хвастался, что пробовал человеческое мясо. Он уверяет, что никто не пострадал: это была его собственная нога, которую ампутировали после аварии. На странную трапезу собрались друзья и приятели, а знакомый повар помог зажарить конечность под соусом из физалиса. «Теперь мне есть что рассказать», — говорит новоиспеченный каннибал. «Лента.ру» выяснила, кто еще ест людей на законных основаниях и, главное, как они их готовят.
«Меня всегда интересовал вкус человеческого мяса, — утверждает британец Дейв Плейпенз, зарабатывающий изготовлением специальной мебели для любителей БДСМ. — Но это же табу!»
Он считал, что нельзя просто так взять и стать людоедом — это запрещено законом. У него не было ни малейшего желания попасть за решетку, поэтому о гастрономических фантазиях пришлось забыть.
Удовлетворить любопытство помог несчастный случай. В 2014 году мебельщик упал с мотоцикла и повредил руку. Дело кончилось ампутацией пальца. Он выпросил его у врачей и принес домой — хотел оставить кости на память.
«Только тогда мне пришло в голову, что никто не потащит меня под суд, если я отведаю собственную плоть», — говорит Плейпенз.

Недолго думая, он отварил палец в соленой воде и съел.


«Я не добавлял соуса и не запивал вином, потому что мне хотелось распробовать настоящий вкус», — объясняет британец.
Увы, он не распространяется, чем закончилась дегустация, но есть и более разговорчивые каннибалы.
Вкус человека
Один из самых подробных отчетов о вкусе человеческого мяса содержится в книге «Пути джунглей», которую написал американский журналист Уильям Сибрук. В 1920-е он бывал в самых странных и нетронутых уголках мира: пересек аравийскую пустыню с бедуинскими конокрадами, наблюдал за колдунами вуду на Гаити и жил с племенем людоедов на западе Африки.
«Сбылось давно лелеемое, почти детское намерение: я в гостях у каннибалов. И, кажется, у них на хорошем счету, с собственной хижиной в деревне и разрешением оставаться, сколько захочу», — писал Сибрук о своем путешествии в Африку.
За обедом с вождем он решил взять быка за рога и спросил напрямую: ел ли тот мясо белых людей? Вождь посмотрел на него и засмеялся, как от удачной шутки. Потом ответил, что в молодости пробовал, но редко. С тех пор прошло почти 20 лет.
Сибрук не отставал, и тогда вождь прислал специалиста — пузатого типа с внушительным арсеналом кулинарных инструментов, который он носил на шее в мешке из обезьяньей шерсти. Старый повар знал о человечине все, но с первого взгляда невзлюбил американца. Тому пришлось потрудиться, чтобы вытянуть из него фирменные рецепты: жаркое на вертеле, каша фуфу и копченая человечина. Разговорившись, повар посоветовал брать человеческий филей, ребра или огузок и подольше томить на огне. Иначе поверженных врагов не прожевать — слишком жилистые.
Путешественник очень надеялся, что за теорией последует практика. Он собирался написать книгу, а любая история нуждается в кульминации. Читатель не поймет, если в рассказе о людоедах никого не съедят. Вождь оказался другого мнения. Когда в деревню принесли убитого воина, блюда из человечины подали только своим. Чтобы не обидеть настырного гостя, ему подсунули жаркое из гориллы, но тот заметил обман.

Разочарованию Сибрука не было предела. Нужно было что-то делать, иначе все труды насмарку. После возвращения с Берега Слоновой Кости у него родился план. Путешественник заехал в Париж, где жил знакомый хирург, и уговорил его принести из морга бедро покойника, который погиб в результате несчастного случая. Затем он сам пожарил его и съел за обедом в присутствии ничего не подозревающих гостей, а впечатления вставил в путевые заметки о племени людоедов.
«Я присел перед мясом с бутылкой вина и миской риса, в руках — соль и перец. Я так давно об этом думал, так давно строил планы, и вот момент настал, — описывает Сибрук дегустацию. — Я хорошенько глотнул вина, сунул в рот порцию риса и вдумчиво съел половину куска. И пока я ел, все яснее понимал, какие же люди на вкус. На вкус они похожи на хорошую телятину».
Кровь и кости
Когда «Пути джунглей» опубликовали, разразился грандиозный скандал.
«Немыслимо, что разумный, образованный представитель белой расы и американской нации добровольно опустился ниже уровня этих примитивных людей», — обличало Сибрука издание Montgomery Advertiser.
Этого следовало ожидать: людоедство всегда было запретной темой. В нем подозревали дикарей, инородцев и врагов, но никак не «цивилизованных» людей.
Исключения лишь подтверждают правило. В конце XVII века толпа растерзала и, по слухам, съела голландского политика Яна де Витта и его брата Корнеля. История упомянута в «Черном тюльпане» Александра Дюма, где мясом братьев торгуют на улицах Гааги по десять су за кусок. Романист мог преувеличивать, но есть и более серьезные свидетельства. Историк Мишель Рейндерс ссылается на бургомистра Гааги Адриана ван дер Хуса, который лично видел вырезанные сердца братьев. Утверждается, что один из горожан долгое время хранил части сердца де Витта, на которых виднелись следы зубов. Одну из них съели через год после убийства.
Этот случай куда страшнее каннибализма африканского племени, где гостил Сибрук. Там не убивали ради еды — в пищу шли только воины врага, которые пали в бою. Женщинам, детям и старикам подобное не грозило. Иными словами, это был строгий ритуал с множеством правил и ограничений — именно поэтому вождь не пустил американца за стол.
Похожие ритуалы встречались не только в Африке. В Древнем Риме больные эпилепсией пытались исцелиться, употребляя в пищу кровь и печень погибших гладиаторов. Людоедский обычай многократно упоминается в римских медицинских текстах I–VI веков. Римлян не остановил даже запрет гладиаторских боев в начале V века. Когда гладиаторов не осталось, они перешли на кровь преступников, которым отрубали голову.
После падения Рима традицию унаследовала Европа. Кое-где палачи торговали кровью и жиром казненных: считалось, что они исцеляют раны и помогают от подагры, ревматизма, бешенства и рака. Жир также использовали в любовных зельях, утверждается в «Шарлатанстве» Нейта Педерсена и Лидии Кэнг. В той или иной форме подобная практика сохранялась до XIX века, и никто не считал это каннибализмом.
В ход шли и кости. Король Кристиан IV, правивший Данией во времена Шекспира, лечился толченым черепом. Хорошо известны капли из человеческих костей, за рецепт которых английский король Карл II якобы отдал шесть тысяч фунтов стерлингов — по тем временам невообразимо большая сумма. Лекарство вышло из употребления лишь при королеве Виктории.
Особенно сильным средством считались египетские мумии. Фрэнсис Бэкон полагал, что они останавливают кровь, позднее их стали использовать от язв, опухолей, подагры, инфекций, отравления, глистов и мигреней. Из бальзамированных останков жителей Древнего Египта делали порошки и припарки, которые прикладывали к змеиным укусам, сифилитическим язвам и больным суставам. Иногда их грызли просто так: согласно лондонской фармакопее 1747 года, у содержимого черепа мумии «резкий и горьковатый» вкус.
После наполеоновских войн интерес к мумиям, начавший было сходить на нет, вспыхнул с новой силой.
«Едва ли будет приличным вернуться из Египта без мумии в одной руке и крокодила — в другой», — замечал в 1833 году французский аббат Фердинанд де Жерамб.
В России фармацевты оставались в стороне от моды, хотя и не по собственной воле. Историк медицины Клэр Гриффин пишет, что в 1630-е годы клятва Аптекарского приказа ясно и недвусмысленно запрещала готовить лекарства из мумий. Правда, к концу XVII века ограничения стали сходить на нет. Об употреблении мумий в то время по-прежнему не сообщается, однако есть косвенные свидетельства, что в XVIII веке голландские купцы возили в Россию териак — средневековую панацею, состоящую из множества сомнительных ингредиентов, в том числе сушеных скорпионов и мяса рептилий. По некоторым рецептам, в териак входил и порошок из мумий.
Пельмени из художника
Норвежец Александр Сельвик Венгсхель стал каннибалом от любви к искусству. Из-за деформированного тазобедренного сустава ему приходилось передвигаться на костылях или в инвалидной коляске, пока в 21 год поврежденную кость не заменили протезом. После операции молодой человек забрал ее себе: он учился в художественной школе и планировал сделать из нее интересный объект для выставки.
«Чтобы добраться до кости, нужно было отварить ее и удалить мясо, — рассказывает Венгсхель. — Отскребая мясо, я взял кусочек и подумал: "Почему бы и нет?" Не каждый день в руки попадает человеческая плоть, причем твоя собственная, которую можно съесть. Так что я чуть-чуть попробовал и думаю: "А ничего!"»
С этой мыслью начинающий художник достал вино, сел за стол и доел остатки сустава с картошкой.
«По вкусу напоминало мясо дикой овцы, — утверждает он. — Если эту овцу пасти в горах и кормить грибами
Для людей, знакомых с современным искусством, в этом нет ничего нового. Канадский художник Рик Гибсон шокировал публику поеданием человеческих органов еще 30 лет назад. В 1988 году он поставил на лондонском рынке Уолхемстоу табличку «Познакомьтесь с людоедом» и на глазах прохожих сжевал удаленные гланды своего приятеля, приготовленные на манер канапе. В следующем году Гибсон продолжил карьеру публичного каннибала и съел еще несколько органов.
В 2007 году чилийский художник Марко Эваристти накормил посетителей галереи в Сантьяго пастой аньолотти с начинкой из собственного жира, смешанного с говяжьим фаршем.
«Леди и джентльмены, bon appetit и с богом!» — напутствовал он собравшихся за столом с бокалом вина в руке.
Сырья хватило на 48 «пельменей», часть съели на месте, остаток закатали в банки и продали по четыре тысячи долларов за десяток. Художник пояснил, что смущаться не нужно:
«Это не каннибализм, если ешь искусство».

Не все шло гладко: во время перформанса в Ванкувере полицейские помешали Гибсону доесть яичко и арестовали. Впрочем, ненадолго: как выяснилось, само по себе людоедство не наказуемо. Запрещено убивать людей или осквернять тела умерших, но художник не делал ни того, ни другого.
Похожая ситуация и в других странах. К примеру, по российскому Уголовному кодексу, каннибалу в худшем случае грозит штраф до 40 тысяч рублей, трехмесячный арест или исправительные работы на срок не более года (если, конечно, он никого не убил и не покалечил). В Соединенных Штатах каннибализм запрещен только в Айдахо: закон приняли в 1990-м году на почве слухов о секте людоедов, которые устраивают человеческие жертвоприношения.
Когда мясо научатся выращивать в пробирке (а это может произойти совсем скоро), обосновать недопустимость каннибализма станет еще труднее. В 2014 году «Журнал прикладной философии» опубликовал статью, которая подробно разбирала употребление в пищу искусственного человеческого мяса. Авторы не нашли ни одного убедительного аргумента, позволяющего назвать это неэтичным.
Несмотря на это, человечину из пробирки вряд ли ждет популярность.
«Тут дело, скорее, в культурных и социальных проблемах, чем в технических или медицинских», — считает Курт Ван Менсворт из Технического университета Эйндховена.
Он полагает, что такой товар будет пользоваться очень ограниченным спросом. Если его и будут покупать, то не ради вкуса, а по другим причинам. Кто знает, возможно, в магазинах появится мясо знаменитостей и королевских особ, а молодожены станут пробовать друг друга на вкус прямо на свадьбе.
«Я не пропагандирую это, но думаю, что тут есть повод для увлекательного диалога», — говорит Менсворт.