Телефон

Магда Кешишева
 - Скажите, кого сегодня можно удивить телефоном: стационарным, в квартите, или мобильным? Верно, никого. Но так было не всегда. Вспоминается время, когда  - по причинам хорошо известным - люди стали разбегаться по национальным квартирам. Так и мы, скрепя сердце, оставили родной Тбилиси и переехали в Ереван, - начала свой рассказ немолодая уже женшина, и посетовала, что сегодня у каждого первоклассника телефон.
 - Как нам было непривычно всё... И языка не знали хорошо... Что делать... В Тбилиси все армяне ходили в русские школы, потом - в институт, на русский  сектор.Стыдно даже признаться, что грузинский знали, а свой армянский не знали.
 - Как не знали?! Я бывала в Тбилиси у родственников, все говорили по - армянски!
 - Какой это был армянский! Местный диалект из смеси армянских, грузинских и русских слов...
 - Почему так говоришь?
 - Знаю, потому и говорю. Вот послушай тбилисский армянский:
     Угловой магазинум колбаси очереда.
     Эмпес сирун ухаживатер анум, букетнеров, конфетнеров.
     Эс галустик иски сазакан чи. Аба посмотри, друст эм асум.
     Ари мтаценк, инч закуски шиненк.
     Вахон вашкаца, вашкац! Мишт машинова танум - берум Соняин.
     Семушкен лавна че, кубанския.
     Школум собраниер, эмпес хогнелем. Миат растворими кофе сарки, хмем.
     Пуриин наи, горячи горячия, иф, иф!
     Эс кастрюлян покра, вай те мечиц тапви.
     Эсорва перашкин что - то ни тоя.
     Борши хамар карнес: картошка, комбосто, морков ев петрушка.
     Сонян болорис канчела, гнанк, тече обижаться клини.
     Поездов гнанк, те машинов?
     Эсорва жарити хет пива ксази.Ты не скажи, амен инч гитеин! Значит, хапумеин,
     сволчнер!
     Нор магазинум лав кторнер кан: гладки, полоскеков, клетков, горохов.
     Зонтик чи окни, посмотри, инч андзрева.
     Ва, генацвале, вонцес, шени чири ме!
     Что говоришь, ай тха, гагижди!
     Будельникс что - то лав чи ашхатум.
     Болгарски кармир перици консерв шат хамова, особено еревани перециц.

   Женщина говорила а соседи смеялись. К сожалению, всё сказанное поймут только тбилисцы...
 - Подожди, ты начала про телефон, а ушла в Тбилиси,- сказала одна из соседок.
 - Я помню. Когда мы приехали, нам не сразу поставили телефон. Наконец появился телефон, и я обзвонила всех знакомых и родственников, поделилась новостью. На работу я не сразу устроилась. И где - то через дней 5-6, к вечеру раздаётся звонок. Подхожу, говорю "алло" и слышу:
 - Привет, твой фраер дома?
 - Вай, кто это был?
 - Это был мой муж, и я сказала: - "Моего мужа дома нет, но скоро будет." А он молчит. Тогда я говорю: - "Рубик, хотя бы голос поменял, что, думал я не узнаю тебя?" Тут он засмеялся:
 - Ладно. Я именно это хотел сказать -  скоро буду.
 - А сегодня слышишь звонок и всё видишь - номер телефона, кто звонит.
   Времена...времена...