Приказал Вам долго жить...

Александр Зельцер 2
Рассказ череповчанки Алиной Елены Александровны, 1964 года рождения, о своем прадеде - Барашеве Михаиле Яковлевиче, погибшем в Первую Мировую войну.

Барашев Михаил Яковлевич – мой прадедушка по линии отца. Он погиб в Первую Мировую войну. В нашей семье сохранились 16 его писем с фронта к жене Нюше - Барашевой Анне Павловне. Судя по штемпелям на конвертах, он был призван на фронт в 1916 году. Последнее письмо - от его товарища, в котором тот сообщает о гибели Михаила Барашева. Каждое письмо начинается с поклонов жене, родителям и разным родственникам, благословений дочерям Насте и Наде, приветствий и пожеланий здоровья. Это большая часть каждого письма. Слова и выражения в этих частях писем практически неизменны. Такой стиль писем был принят тогда в крестьянской среде, и все следовали ему. Много в письмах вопросов об оставленном крестьянском хозяйстве, иногда он дает советы, как поступить в том, или ином случае. О своей фронтовой жизни, о войне Михаил Яковлевич пишет очень скупо. Привожу одно письмо полностью, затем выдержки из писем с сохранением стиля и орфографии автора в первых двух, далее - отредактированные. Адрес на всех конвертах следующий: Станция Покров Рогули Ярославской Губерни, деревня Иванники, Анне Павловне Барашевой.

"22-го Мая 1916-го Воскресенье
Дорогой Супруге Анне Павловне отъ супруга вашего Михаила Яковлевича посылаю свой ниский поклонъ и желаю быть здоровой Дорогим моим детямъ Насте и Наде вкупе посылаю Свое Заочное родительское благословение погроб моей жизни и навеки нерушимо посылаю свой ниский поклонъ и желаю быть здоровыми первым долгом спешу я вас уведомить дорогая Нюша что я всем письма пишу часто но отъ васъ только получил всего 3 письма Как письмо получишь пиши отъветъ и пиши что теперь работаете опиши что на участке делаешь и еще я васъ проздравляю съ праздникомъ съ пресвятой троицей Адрес Действующая армия 437. Сестрорецкий пехотный полкъ 2. Баталион 7 рота 1 взводъ Михаил Яковлевичъ Барашевъ Дорогая Нюша опиши мне ково взяли после меня навоенную службу затем прощай дорогая Нюша остаюсь живъ и здоровъ тогои вам желаю Опиши Козлоские отъ городили свой участок или же нетъ быстрому поклонъ".
Примечание: «быстрый». по всей видимости, любимый конь. Написано с маленькой буквы, но в конце каждого письма обязательно шлет поклон Быстрому или спрашивает, чем его кормят, где живет и др.).

"8-го Марта
(...) дорогая Нюша можетъ быть мне от васъ письма больше неполучить потомучто мы едемъ напозицию во вторник помолитесь Богу что бы мне вернуца живымъ и невредимымъ дорогая Нюша скажи всемъ моим родным понискому поклону дорогая Нюша жди письма второва я пришлю вамъ съ дороги когда сядем на машину нюша меня провожали панко и ванюшка изъ гари они умня ночевали в красном селе затемъ прощайте остаюсь живъ изъдоровъ того и вамъ желаю скажи быстрому поклонъ может быть больше непридетца видетца".

"19 апреля
(...) в боях не были еще. Ходили на занятия и на работу. Находимся на задних линиях (...)".

"29 апреля
(...) нас разбили по ротам. Я попал в другую роту с Сальниковыми и Александро Сиротиным из Болванки. Больше никого нет знакомых (...)".

"3 сентября 1916 года
(...) А мы находимся за Ригой, верст 50 за городком Асерной. У нас боев нет, держим оборонительную линию (...)".

"6 октября 1916 года
(...) Дорогая Нюша, вы мне пишете, что не еду домой нарочно, но ты сама знаешь, что я живу не на своей воле, что захотел и поехал, а когда отпустят. Я бы сам радехонек домой, да никак не могу. Молитесь Богу, чтобы мир был, тогда бы скорей попал к вам побывать. А теперь не знаю, когда придется с вами встретиться. Мне больше писать нечего, остаюсь покудова жив и здоров, того и вам желаю. Напиши, чего у нас нового. А у нас не от кого узнать, даже и газетки не достанешь . Дорогим моим родителям Якову Никитичу и Устинье Никифоровне вкупе посылаю свой сыновницкий поклон и желаю быть здоровыми навсегда (...) дорогой тятенька, пишите мне письма чаще (...)".

"1 января 1917 года
(...) еще я вас уведомляю, что мы праздник никогда так не встречали, как это Рождество. Мы ходили в пятницу на ночь в наступление….и бой был 6 суток, но все-таки Бог спас меня. Я покудова жив и здоров".

"13 января 1917 года
Многоуважаемая Анна Барашева! Извещаю Вас о Вашем муже Михаиле Яковлевиче, что он убит в бою 10 января 1917 года. Приказал Вам долго жить. Писал товарищ его с деревни Болванки Александро Арсентьевич Сиротин. Адрес мой: Действующая армия 437 Сестрорецкий полк, саперная полковая команда 2-го взвода, Александру Сиротину".

Анна Павловна Барашева жила долго, как приказал ей муж, и умерла в 1996 году в здравом уме, не дожив до своего столетия 6 месяцев.

На фото:Барышев Михаил Яковлевич (справа).