Моей маме, Лидии Михайловне, посвящается...

Наталья Антимонова
  Мама была талантливым педагогом. Она учитель-методист для многих студентов педагогического вуза. А школьники ценили её как доброго, отзывчивого, внимательного, чуткого человека и талантливого педагога.
Но война нанесла непоправимый удар по здоровью. Пришлось уйти, как только заработала льготную(после 25 лет работы в школе) пенсию. Это была ничтожная пенсия, без права  где -либо ещё работать.

   Как время показало, ни в какие времена, ни при какой власти труд учителя не ценился и, к сожалению, не ценится. Очень больно осознавать, что учителя, преданного проводника политики государственной власти, первого помощника в осуществлении всех их решений. А учителей используют только как рабочую лошадь. И зачем их холить, и нежить, достойно кормить, ведь у них и так на высоком уровне  чувство долга, обязанности . Они всё поймут,  простят и  выполнят профессионально  свою работу.

  И сейчас  я, став пенсионером, проработав  45 лет в школе, не вижу никаких улучшений  в работе и жизни учителя. Всё такая же жалкая пенсия как достойный итог учительского труда, а  редкие прибавки к пенсии  в корне не меняют позорное существование учителя.

  Бедная моя мама! Как она надеялась. что все тяготы жизни, которые она достойно перенесла (война и послевоенное время) ,должны  остаться в прошлом, а хотя бы её дети, внуки дождались светлой, достойной жизни.
Но я, приходя на кладбище к маме, плачу и молю о помощи... Нет, не мне. Я давно махнула на себя  рукой. Мне уже ничего не надо. А  моей пенсии хватит, чтобы не умереть с голода. А что мне, пенсионеру,  много ли   надо? Так считают те, которые  назначают  пенсию учительскую. Как правило, учитель работает до тех пор, пока болезни не свалят его с ног. А это значит, уйдя на пенсию, человеку надо не только прокормиться, но чтобы и на лекарство хватило. А из строя выходят глаза,  ноги, сердце, нервы. Зато реклама  на ТВ вещает, что только на пенсии начинается жизнь.  А вот какая...

  Моя душа болит за моих детей и внуков. С этой же болью ушла из жизни и моя мама. Что их ждёт? Повторение судьбы своих родных.  По всей видимости, что да. Ведь в нашей жизни устоялось правило: сын генерала станет генералом, сын учителя, -  в лучшем случае, учителем.  И никакое чудо не изменит  их судьбу.  И не надо меня убеждать. что человек - кузнец своего счастья. Это только в теории, а  в действительности всё наоборот.  Кузнецом  может быть только тот, которому  "кто- то" помогает. А без протеже ничего не получишь и никуда не устроишься. И как горько было моей маме  осознавать, что её в меру умные, достаточно трудолюбивые, творческие, порядочные, честные внуки не нашли достойное  применение своих способностей в жизни, где правит корысть, нечестность, безразличие, непорядочность, а  порядочность возведена в ранг слабоволия.
 
  Моя мама была порядочным,  воспитанным, культурным человеком, такими она воспитывала своих детей и учеников.  И пока позволяло зрение, она много читала, разгадывала сложнейшие кроссворды. писала стихи, заметки в газеты(воспоминания о войне). А как она радовалась напечатанным научным статьям своего внука! Она была первым его читателем и критиком. 

   И ей, честной и справедливой,  не укладывалось в голове, как можно сокращать  ценных специалистов  по предмету, умеющих  работать  с людьми, имеющих  учёную степень, культурных, порядочных.

   До её сознания так и не дошло то новое, ей неведомое явление как сокращение штата. Сократил людей и высвободил средства , которых так катастрофически не хватает  предприятию.  А у современных руководителей этот метод в чести, он самый лёгкий для них.  При этом никто не думает о кадрах, которые оказались безработными. А это дипломированные, со стажем  работники! Восемнадцать лет их государство учило, вкладывало государственные средства!  И что? Жаль, что за такое головотяпство , бесхозяйственность никаких мер не применяется по отношению к начальничкам, которые порой менее квалифицированные, менее способные, совершенно не подходящие на руководящие должности. И будь хоть сто раз стоумовым, умному, но без блата,  не пробиться туда, куда он соответствует по своим способностям.   

  И видимо, глядя сверху на нашу несправедливую  безысходную  жизнь, в день своего ухода из жизни, когда мы за столом поминали её,  мама  плакала. Весь этот день лил проливной  дождь.