Дом крестьянина Еремина

Александр Зельцер 2
Воспоминания череповчанки Веры Смирновой, 1956 г.р.

Мой прадед по материнской линии Андрей Викулович Еремин родился в с.Любец в 1863 г. Был крестьянином, (знаю, что дед мой тоже родился в Любце, а вот младшая его сестра уже в Череповце, были еще три брата) затем переехал в Череповец, в 1904 г. получил разрешение от городской управы на строительство дома (см.фото). По семейной легенде он служил писарем у И.А. Милютина, но в Вологодском архиве, к сожалению, не удалось найти сведений об этом.
Этот дом на переулке Диктатуры пролетариата, 13 (до революции – Тюремный переулок) я хорошо помню и двухэтажным и, позднее, перестроенным в одноэтажный. В нем жили мои дедушка с бабушкой и некоторое время наша семья, а когда мы переехали, я просто часто гостила у них.
По моим воспоминаниям (1960-1968г.г.) дорога на переулке была грунтовая, тротуары посыпаны кирпичной крошкой или черным шлаком, по бокам дороги были канавы, заросшие травой, там мы играли в «канавчики». Дед расчищал снег в своем дворе и на прилегающем участке тротуара (и все так делали, поэтому всегда было расчищено), носил воду с колонки, которая располагалась на другой стороне переулка через дорогу Советского проспекта, дрова покупали в ДОКе (один раз брали меня с собой), потом пилили двуручной пилой, дед колол. Бабушка и мама полоскали белье на Ягорбе, в том числе и зимой, в проруби.
На углу (через дом) переулка и Советского был магазин «Керосинка» из красного кирпича, немного дальше деревянный магазин №6 (все звали его «шестой»), я любила туда бегать, когда бабушка посылала что-то купить. А если сдать молочную бутылку за 15 коп и добавить 3 коп, можно было купить 100 г шербета, кто-то писал про кубики какао, их мы покупали, когда уже жили на Бардина, точно – первейшее лакомство.
На четной стороне Советского в сторону Красноармейской площади была ветеринарная станция, мы с бабушкой понесли туда нашу кошку, и как раз привели корову, тогда еще у некоторых были коровы, там было много места, и для коров были специальные приспособления типа стойла.
На углу Красноармейской, где сейчас ломбард (видимо, он и раньше был там), но во времена моего детства там был молочный магазин, внутри все было отделано белым кафелем.
Оканчивался переулок улицей Дзержинского, она была асфальтированной, мой старший брат катал меня по ней на самодельном самокате, машины, видимо, ездили там очень редко. На Дзержинского находилась трикотажная фабрика, у ее ворот иногда удавалось найти лоскутки для кукол.
Параллельно переулку Диктатуры пролетариата шла улица Заря Свободы и на ней Северный бульвар, его особенность в том, что в каждом квартале были высажены разные породы деревьев – липы, сосны, березы.
Еще мы ходили к трамвайным путям около училища связи и подкладывали на рельсы металлические пробки, трамвай проходил, пробки расплющивались.
В 1968г. дом пошел под снос, бабушке с дедушкой дали вместо него крохотную (21 кв.м) двушку недалеко, на пр.Луначарского. Все старинные вещи – дубовый стол, старинное зеркало, угловые столики, сундуки и пр. - пропали, т.к. некуда было их ставить. Раньше я не понимала, а сейчас очень жаль. И даже кот Мурзик не захотел жить на новом месте, ушел и пропал… Бабушка тоже вскоре умерла. Сейчас на месте дома примерно территория ТЦ «Океан». Я пыталась найти место точнее, во дворе росли две большие березы и липа, но, видимо, и деревья срубили…

На фото: Прадед Андрей Викулович Еремин, прабабушка Мария Дмитриевна Друговцева, дети Леонид, Борис (мой дед), Виктор, Владимир.