Малаховы

Наталья Еремеева
    «Родился я в Алтайском крае», - начал говорить Павел Андреевич Малахов. Он надолго замолчал, лицо его стало печальным. Достав из кармана пиджака платок, утер нахлынувшие слезы и продолжил: «Мне было два года, когда напал на деревню мор. В одну неделю я потерял отца, дедушку, бабушку, сестру и брата.  Вот так без выходных каждый день по покойному. Мама тоже сильно болела, уже совсем слегла. Но вероятно сильный страх за меня и сестру Матрену, которой тогда было только одиннадцать, поднял ее. Мама выжила и вырастила нас одна. Сейчас я понимаю, как ей было тяжело, но ребенку не ведомы трудности взрослых. Конечно, не доедали, и одеть то толком было нечего, но мама была рядом. Она и пожалеет, и приголубит, и даст хоть призрачную на тот момент, но надежду.
      В 1939 году призвали меня в армию на границу с Японией. Начиная с того времени и до конца войны прослужил я на востоке. И повоевать пришлось. Такое не забывается. А как хочется стереть все увиденное и испытанное из своей памяти.

      Я всегда дружил с двоюродным братом Василием. Воевали на разных фронтах, но постоянно переписывались. Раненного его отправили в Сталинский госпиталь. После лечения брат решил остаться в городе. Устраиваться пошел на алюминиевый завод. Но чтобы получить работу и жилье,  каждый должен был пройти санобработку в заводской бане. Только со справкой от санитарного контролера можно было идти в общежитие. В бане он обратил внимание на кассиршу. Приветливую, улыбчивую девушку. Василий и Мария поженились.  Молодым выделили четырнадцатиметровую комнату в деревянном бараке, что стоял, когда то напротив здания Кузнецкой милиции. К нему в эту комнату приехал и я в 1946 году. Там же в бараке я познакомился с начальником турбинного цеха Никитиным Борисом Петровичем. Он предложил мне работать машинистом турбины, их к тому времени функционировало только две. Меня приняли на Кузнецкую ТЭЦ. Никогда не пожалел. До самой пенсии работал в цехе, ставшим мне родным.

      Рос поселок Кульяновка. Брат получил денежную ссуду, лес, шифер на строительство собственного дома.  Я помогал ему. Дом поставили по улице Зольной.

      На ТЭЦ я обзавелся друзьями, особенно подружился  с  Шаломай А.Т. Он уже был женат на фельдшере детского дома Надежде Порфирьевне. С ее подружкой Ниночкой Тимофеевой, она работала там же воспитателем, познакомил меня он. Я был счастлив со своей женой. Сына и дочку подарила мне Ниночка. Она была замечательной мамой Светлане и Валерию и всем ребятишкам детского дома №4, где позднее стала директором. Ведь не зря существует в народе пословица: «выбирай жену по теще». Родители Ниночки все совместные годы прожили, как молодожены. Отец Трофимов Петр Васильевич, умный, интеллигентный человек, долгое время работал начальником первой в городе почты. Отделение почты уже закрыли, но здание ее, как исторический памятник, до сих пор стоит на Советской площади.

      В 1949 году поселились рядом с Шаломай в маленьком финском домике  по улице Водосливной. За огородом теплый канал, перед домом красивое озеро, на берегу которого колонка с очень вкусной водой. Сразу же привез с Алтая маму и сестру. Мотя всегда жила со мной, вела хозяйство, растила наших детей. А когда выплатил заводу ссуду за дом, начал его расширять, достраивать, благоустраивать. Спасибо Нине Петровне, моей Ниночке, она создала хлебосольный и гостеприимный дом. Мы дружно и весело жили своей семьей и со всеми соседями».

P.S.
 Павел Андреевич прожил более 90 лет.  Дочь, живущая рядом (после сноса поселка Е.Н.), в одном подъезде, хорошо ухаживала за отцом.  Но к концу жизни он сильно болел.  Врачи в связи с его возрастом отказывали в помощи. Нестерпимая боль не отпускала. Силы ее терпеть закончились, и старый солдат ушел из жизни, вывалившись с балкона.


   *на фото. Дом слева это тот самый маленький финский домик.
             Справа он стал таким, каким мы его помним с самого детства.