V-4 Тревожная ночь

Михаил Илекский
http://www.proza.ru/2018/11/18/672 


 Наступила ночь, и высыпали звезды. Млада и Гордей шли, взявшись за руки, вдоль укатанной повозками дороги. За их спиной горел огнями стан, отдаленно доносились звуки.

   - Послушай. …  –  Набравшись смелости начал Гордей. -  Мне это важно, кроме тебя мне не с кем поделиться, даже с отцом. …

   Млада, молча слушала.

   - Вот я здесь. …  Живу другою жизнью. … Дышу, и даже мыслю я не так. … И все же, нет-нет, да где-то в глубине, во мне что-то шептало: ты здесь и это твоя жизнь. ...  Иногда хотелось уехать.

   Млада удивленно взглянула на Гордея.

   Я  люблю тебя, Млада. И никуда отсюда не уеду. Сегодня я словно сбросил груз. Что бы ни случилось, я останусь здесь. Навсегда.

   Гордей остановился, посмотрел Младе в глаза и улыбнулся, его сердце билось часто, часто и ему после объяснения на душе сделалось чисто и светло. Это было то самое незабываемое чувство — он сразу вспомнил, в то памятное утро, когда увидел её ... в душе было такое же волнение. Млада нежно прижалась к нему, и они обняли друг друга.

   Издалека, стал нарастать топот всадника, он приближался все ближе, ближе. Всадники появились из темноты. Запах взмыленных коней и серьезные лица навил тревогу в сердца молодых еще минуту, и они пронеслись, мимо Млады и Гордея к городищу. Смотря в след всадникам Млада заволновалась.

   -  Что-то случилось, сердце говорит. Идем назад.

   Всадники подскакали к царскому куреню. Лица их были тревожные...  глаза пугливо бегали по сторонам. Пересохшие от быстрой скачки растрескались губы, бороды встрепаны и густо напудрены степною пылью. Взмыленные лошади тяжело дышали.

   Один из всадников спешился и, обращаясь к стоящему кас-саку у ворот сказал:

   - Буди атамана. Мы с Булгарии.

   - Атаман не спит, ждет вас, идемте, - и кас-сак пошел вперед.

   Они шли следом. Атаман встретил их в грубой рубахе без пояса и босиком.

   Вошедший кас-сак, поклонившись атаману поздоровался:

   - Здорово живешь атаман!

   - Слава Богу!

   - Хорошие вести Амос. Святослав водой и сушей идет на Хазар. Он покорил Вятичей, обложив их данью, вошел в Булгарию и захватил их город Булгар, после разорения оного идет на Итиль.   

   Амос отступил на шаг и присел на краешек лавки, упершись руками в колени. Секунду он молчал, глядя в пол.

   - Время пришло. ... - Набрал полную грудь воздуха и распрямился, встал, обошел стол, взор его был ясен и тверд.  - Зовите атаманов с Танаиса, Днепра, Волги, Алонии и Яика. ... Пришло время нам очувствоваться и здраво подумать. ... 

   На следующее день жизнь в кас-сачьем стане изменилась. Неслышно было смеха, каждая встреча с хазарами вносила всё большее отчуждение и даже неприязнь в отношениях бывших.  Все кас-саки были вооружены, женщины укладывали добро, все знали, что в любой момент станицы встанут на колеса, и будут уходить подальше от войны. Каждый час от станиц прибывали гонцы, чтобы справится о положении дел. Казалось, что в воздухе повисло напряженное ожиданье. На площади у атаманского куреня было много кас-саков. Периодически из куреня кто-то выходил, давал распоряжения, и кас-саки группами срывались с места. Весть о войне донеслась до дальних степных заимок, система оповещений работала безотказно.

   Гордей нашел Дивея в ближайшем умете, где он остановился на время.

   -Гордей, что случилось? Всю ночь кас-саки носились на конях, я не смог уснуть.

   - Война. Святослав идет на Хазарию, на Итиль.

   Дивей радостно улыбнулся:

   - Вот радость то,  какая! Святослав идет сюда! А казаки, на чьей стороне, поддержат ли его?

   - Кас-саки выбор сделали. Я еду к своей семье, могу тебя оставить у своих. Или оставайся здесь, заимка откочует в безопасные места, ты как гость под их защитой. Решай.

   Да, я все понял. Ты езжай, я остаюсь здесь.

   Дивей и Гордей вышли во двор. Гордей подошел к коню.

   - Ну, прощай, друг мой Дивей. Возможно, навсегда.

   - Прощай, Гордей. За все тебе спасибо.

   Они крепко обнялись.

   -  Тебя ждут?

   Поодаль стояла Млада.

   - Да, это Млада.

   - Я понял. Ладно, иди.

   Гордей, ведя под уздцы коня, подошел к девушке.

   - Вот возьми, я сшила. -  Млада протянула ему рубаху из грубого холста, без воротника. По краям рукавов и ворота шла вышивка - красивым орнаментом. Рубаха сшита на выпуск с двумя прямыми полами. Гордей аккуратно завернул ее и положил за пазуху.

   - Гордей знай, останешься живой или несбережошся, я - твоя. Если... не воротишься, то повстречаемся на Небе, после смерти. … - Млада говорила, а из глаз бежали слезы, стекая по щекам. Гордей прижал ее к себе.

   - Ворочусь... Не для того я проделал такой долгий путь к тебе из самой Ладоги. …  Ворочусь.  Гордей нежно поцеловал Младу. - Мне пора. - 

   Млада кивала головой, не в силах говорить. Гордей вскочил на коня. Сорвавшись с места в намет, он остановился, крикнул Младе:

   - Пригляди за Дивеем. Он здесь совсем один. ...

   Млада только махала платком. Гордей пустил коня в галоп. Дивей и Млада еще долго смотрели ему вслед.


  http://www.proza.ru/2018/11/24/958