Итуруп

Леонид Наумович
       Курильские острова становятся актуальной темой каждый раз, когда японские и российские официальные лица ведут двусторонние дипломатические переговоры . А если существование проблемы часто не вспоминают в телевизионных новостях, это не означает, что обстановка разрядилась и Япония перестала претендовать на четыре южных острова – Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг Хабомаи. На одном из этих островов – Итурупе я провёл свой отпуск в августе 1964 года. Свои заметки мне удалось сохранить с тех времён. К ним я добавил сведения и информацию , которую собирал в последующие годы, особенно в то время, когда многие факты и сведения, ранее не обнародованные, появились в открытой печати или на страницах интернета.

Это эссе я пишу и публикую именно в то время, когда в очередной раз проходят переговоры на самом высоком уровне, имеющие конечную цель заключение Мирного договора , так и не подписанного с окончанием Второй мировой войны.  Шикотан и архипелаг Хабомаи японцам были обещаны ещё в 1954 году Хрущёвым. Декларация, подписанная обеими сторонами и ратифицированная парламентами двух стран, предусматривала передачу этих двух островов после подписания Мирного договора. Но японское правительство при этом должно было провозгласить нейтралитет страны. Вместо этого оно пошло на сближение с США, заключив Мирный договор и союзнические отношения. Это и сорвало дальнейшие переговоры с СССР. Маловероятно, что японское руководство отважится пойти на подписание Мирного договора, не получив Кунашир и Итуруп. А это исключено в обозримом будущем.Российское руководство неоднократно заявляло, что будет укреплять наше присутствие на Курилах и предпримет меры чтобы вооружение на островах было современным и достаточным для обеспечения их безопасности.

                Итуруп.

     Я хорошо помню этот день, хотя минуло 55 лет. Почтальон принёс заказное письмо, на конверте которого был проштампован почтовым ведомством пункт отправления. Тогда впервые узнал, что существует на географической карте Итуруп. Что это ? И где? Тогда не ведал.
Отправителем корреспонденции значился мой отец.  Тогда я понял, что Итуруп это новое его место службы и новое местожительство моих родителей и брата на ближайшие годы.

Из письма стало ясно: отца, майора медицинской службы, перевели из Белоруссии служить в госпиталь на Курильском острове Итуруп в посёлке Буревестник.  Но то, что написала мама, повергло меня в шок.  "Сыночек,  мне здесь  жить не только ужасно, но и страшно. За короткое время уже ни один раз основательно трясло и мы убегали в сопки , спасаясь от цунами. Вокруг действующие вулканы, бурые медведи бродят чуть ли не рядом с домом. Повсюду снуют огромные крысы…" и так далее.

Отец успокаивал, писал, что страшно только вначале, потом люди привыкают и мама тоже привыкнет. Есть люди, которые живут там многие годы и не хотят уезжать. Имеются большие льготы – двойные оклады, удваивается выслуга лет , а после трёх лет службы можно переводиться в любую точку СССР, кроме Москвы, Ленинграда, Киева, Минска…( далее перечислялись ещё дюжина  «кроме»-городов).  В заключении отец писал: «чтобы успокоить маму, он решил организовать в очередные каникулы моё посещение этого благодатного края,  оплатить  все расходы на перелёт и обеспечить  пропуском в закрытую зону. К письму прилагалась серьёзная бумага с печатями. Оказывается,  в этот рай ещё не всех пускают.

А брат просто умолял приехать: там такая фантастическая рыбалка, что просто ох..ть. Горбушу, кету и крабов ловить можно даже дуршлагом.

С тяжёлым настроением жил я много месяцев. Почти каждую ночь снилась мне мама, убегающая то от цунами, то от извержения вулканов, то от крыс. Письма от них приходили очень редко. В одном из писем брат написал, что мама только и живёт надеждой и считает дни до моего прилёта. А ещё написал, что зимой заметает там снегом аэродром и самолёты с материка не прилетают, и письма писать бесполезно, дойдут только в мае. И бегать в сопки от цунами им теперь тоже не приходится, снегу нападало до самой крыши.

Я стал готовиться в дальнюю дорогу. Мы всей семьёй решили, что ровно через год их пребывания на Итурупе, я прилечу и проведу там целый месяц. После двух лет пребывания - они проведут отпуск в Москве, так как им положен отпуск и бесплатный перелёт по закону, а после трёх лет- они закончат свой срок и отца переведут на запад. Так один раз в год мы планировали встречаться.

Далёкий остров Итуруп становился мне всё ближе. Я бегал по библиотекам, искал любую информацию про Курильские острова, старался узнать про погоду, про цунами, про землетрясения.  В те времена ничего не сообщали, из всего делали секреты.  Даже Ленинская библиотека и Большая советская энциклопедия давали крайне скудные сведения. Кстати и сейчас лучше не стало. В интернете не найти карту Итурупа, не информируют о количестве жертв после землетрясений, цунами и тайфунов.

Я уже имел билет на самолёт и собирал чемодан в дорогу, когда неожиданно пришло письмо от мамы. Она просила меня отменить поездку, объясняя новыми обстоятельствами. Её охватила тревога и предчувствие гибели нашей семьи от землетрясения или цунами. Из её доводов мне показалось, что она вообразила фатальную катастрофу , которая должна произойти на Итурупе именно во время моего визита. Если уж им суждено погибнуть, то хотя бы один её сын останется жить. В письме излагалась причина такого беспокойства.

Мама сблизились по работе с одной медицинской сестрой, которая рассказала ей в деталях о гибели нескольких тысяч людей от цунами на курильском острове Парамушир . Трагедия произошла несколько лет назад и строго засекречена. Эта женщина спаслась чудом, потеряв всю семью, осталась одна.

Далее сообщалось, что последнее время землетрясения стали частыми, как никогда и это очень тревожный признак. В заключении мама возмущалась, что отца, в связи с пятым пунктом, вместо ГДР отправили служить в гиблое место. Если царь ссылал опасных убийц на Сахалин, то отца, с хроническим заболеванием лёгких, отправили ещё дальше, в более непригодное для жизни место. Отцу недавно исполнилось 40 лет, но из-за сырого климата ему трудно дышать.

Безусловно, я ни на минуту не сомневался в том, что не отменю поездку. Маму я на сей раз не послушал-  моей семье плохо, я должен быть рядом и морально поддержать.

Но у меня была ещё одна непростая ситуация. За месяц до моего отъезда ко мне в Москву приехала моя невеста. Вера согласилась сменить местожительство и работу в Белоруссии на незнакомое, подмосковное захолустье. Я организовал её трудоустройство и проживание в общежитии  санатория «Родина» и оставлял одну без своего присутствия и поддержки. Мне было страшно её потерять. Это была наша первая и единственная разлука за 55 лет совместной жизни.

 Во Внуково Вера пришла проводить меня с поэтическм напутствием. Она выучила наизусть по случаю нашего расставания и разлуки «Балладу в прокуренном вагоне» . Тогда для меня впервые прозвучали стихи-заклинание незнакомого поэта Александра Кочеткова.

                «С любимыми не расставайтесь!
                С любимыми не расставайтесь!
                Всей кровью прорастайте в них,-
                И каждый раз навек прощайтесь!
                И каждый раз навек прощайтесь!
                Когда уходите на миг».

Конец «Баллады», как известно трагичен. Но я внёс более оптимистическое завершение нашего прощания, хотя и банальное, незамысловатое, но стихотворное:

                «Жди меня и я вернусь!
                Только очень жди»!

Итак, с грустью, попрощавшись с любимой девушкой, отправился на другой конец планеты, за 7000 километров
через Сахалин, на Курильские острова в Тихом океане, где меня ждали Мама, Папа и Брат.

Мало кому представился случай побывать на острове Итуруп, а мне это удалось. Мне сейчас почти 75, а тогда было 20. Расскажу что вспомню и что узнал потом.

                * * *
    Три дня ждал я в аэропорту Южно-Сахалинска вылет на Итуруп. Лётчики ЛИ-2 сами объясняли пассажирам, что над Буревестником сгустился туман и посадить самолёт затруднительно. Они в шутку говорили, что японцы строили этот аэродром для взлёта лётчиков-камикадзе,  их посадка не заботила.

Тогда я не придал никакого значения этим шуткам, но потом, когда почитал историю военных действий в Тихоокеанском регионе в годы Второй мировой войны, решил, что шутки имеют долю истины.

Аэродром Буревестник, был составной частью ударного соединения японского императорского флота, которое базировалось в ста метрах от взлётно-посадочной полосы в тихоокеанской бухте Хитокаппу, теперь название бухты «Касатка». Флот состоял в основном из авианосцев.Самолёты могли садиться и взлетать даже на палубу.

Именно корабли и самолёты с базы Итурупа Хитокаппу,именно из Буревестника 7декабря 1941 года совершили нападение на центральную базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор на Гавайских островах. Это послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну. Японское соединение включало шесть авианосцев, на которых размещались 440 самолётов.

Я остановился в гостинице в самом центре Южно-Сахалинска, повезло – были свободные места. Город застраивался заново, главная улица мне очень напоминала Барановичи, родной город моей жены. Не удивительно, Барановичи строили после войны в статусе областного центра. Видимо проектировщики штамповали одни и те же чертежи для всей огромной страны.

Наконец, рейс на Буревестник разрешили. Билеты выдали не всем, желающих собралось много. Пассажиры с детьми и военнослужащие проходили вне очереди, меня тоже причислили к льготной категории, бронирование места осуществлялось из Москвы при вылете. В салоне заняли места человек двадцать, примерно столько же остались на поле ждать «у моря погоды».

Ли-2 это наш советский Дуглас. Его по лицензии, купленной у американцев ещё в 1939 году, стали выпускать на заводах сначала в Химках, а потом в Ташкенте. Это был самолёт-трудяга. Он использовался в войну в качестве бомбардировщика, летал в тыл к партизанам, к полярникам на льдины. 300 километров в час была его крейсерская скорость. До Итурупа от Сахалина 700 километров, это означает, что через два часа тридцать минут я оказался в объятиях родителей и брата.

                Давным - давно.
 
    До конца восемнадцатого века на Итурупе жили только айны. Это древнейший народ, происхождение которого до сих пор остаётся неясным.
В 1799 году японские военные основали на охотском побережье острова 2 лагеря.
Россия тогда не имела с Японией дипломатических отношений, поэтому заключать какие-либо соглашения о принадлежности островов не могла.

Царь Александр 1 отправил в Японию в качестве первого посла Николая Петровича Резанова (того самого, что стал впоследствии главным героем известной рок-оперы). Его миссия, как дипломата, не удалась. Япония к тому времени уже 150 лет существовала в самоизоляции от всего мира.

Японские чиновники не приняли его как подобает посланника великой империи, сурово отвернулись от подарков русского царя. Покидая Японию Резанов, крайне раздражённый, выдвинул требование: «Японская империя заканчивается островом Хоккайдо. Все территории к северу принадлежат России».

Путь его в дальнейшем лежал на Аляску чтобы выполнить новое поручение царя – организовать снабжение продовольствием тамошних русских колонистов. Там Резанов перекупил у американского купца фрегат «Юнона», второе судно «Авось» было построено за его средства.

После того, как было доставлено зерно из Калифорнии, Резанов покинул Аляску и отправился через всю Сибирь на перекладных в Санкт-Петербург получить разрешение обвенчаться с католичкой Кончитой. Но по дороге простудился и умер в Красноярске 1 марта 1807 года.

Но какое отношение эта история имеет к теме моего эссе ? На мой взгляд имеет.
Дело в том, что перед отъездом Резанов успел отдать письменный приказ морскому офицеру Хвостову и мичману Давыдову отомстить японцам. Приказ был выполнен – «Юнона» и «Авось» доставили на Итуруп команду погромщиков, которые сожгли там всё, что построили японцы: склады, магазины, военные укрепления и «в отмщение Японской империи за отказ, сделанный русскому послу» поставили для большей убедительности столб с русским флагом. Вернувшись в Охотск оба офицера были взяты под стражу и осуждены военным Адмиралтейским судом за самовольные действия, нанёсшие ущерб государству. Отношение японцев к русским было надолго испорчено.

        Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник.

Я прибыл, наконец, на Итуруп. Аэродром Буревестник в тот августовский день функционировал по полной программе. Едва наш гражданский Ли-2 съехал с посадочной полосы в сторону, с мощным рёвом турбин пошли взлетать военные самолёты, один за другим три сразу. Кричу соседу в военной форме – «как их название?»,  «истрибители Миг-17»  - отвечает офицер, «у нас тут истребительный авиаполк». «А ты к кому прилетел?», называю фамилию. «А, я знаю
всю твою семью, брат твой Григорий у нас работает на складе ГСМ». Удивительно, как он может работать, он же ещё в школе учится. –«Нет, учиться дальше негде. У нас тут только семилетка, ему уже 15 лет, пошёл работать, помогает самолёты заправлять, так вон твои отец и мать стоят у забора, а брат сюда бежит».

Брат подбежал, повис на мне, рабочий комбинезон болтается на нём, на три размера больше. Не вырос он совсем, видно спецодежда для него не сшита. – «пойду я отпрошусь у начальства, хорошо что завтра воскресенье, пойдём вместе рыбу ловить». Папа с мамой оба прослезились:

- Как ты долетел, устал, не выспался? Боже! Какой ты худой. Я тебя тут за месяц
  откормлю.
- Мама, не волнуйся, всё хорошо. Но дайте мне осмотреться, куда я попал?
- Попал ты к чёрту на кулички, -говорит мама. – смотри кругом действующие
  вулканы. Этот хребет так и зовут «Чёртова скала», а там справа «Иван грозный»-
  всё время дымит, когда-то взорвётся, будет нам Помпея.
- Ничего не будет, не пугай. Пошли быстрей домой, есть пора и выпить по случаю
  прибытия сына.
Отец всегда успокаивает. Делает вид, что всё прекрасно на этом свете. Его любимая
фраза "некоторые живут лучше нас, но большинство - хуже".
 
Внизу, совсем близко плескался Тихий океан. Действительно был тихий. Вся бухта Касатка просматривалась до самого северного берега, а там в конце возвышалась коническая вершина под названием «Иван Грозный», который моя мама воспринимала, как Везувий.

В квартире у себя она повесила репродукцию картины «Последний день Помпеи» Брюллова. Репродукция была изъята из журнала «Огонёк», брат помог заключить её в рамку под стекло.

Родители занимали отдельную двухкомнатную квартиру с кухней. Рядом с домом был сарай, где мама, как и все соседи, держала уток и кур. Таким образом, яиц и мяса птицы они имели вдоволь. Всё птичье стадо имело свободный выход на выгульный дворик с другой стороны сарая. Улицы, где жили семьи офицеров, были застроены одноэтажными деревянными домами и бараками. Посёлок разместился непосредственно в береговой зоне, уязвимой при возникновении цунами. Часть офицерских семей жили несколько выше, в посёлке под названием «Шуми городок». Там спалось спокойнее, при угрозе цунами не бегали в сопки, наоборот к ним прибегали из Буревестника, и моя мама тоже.
               Аэродром располагался на уровне 18 метров над водой залива Касатка. А ниже, прямо у самой кромки океана, тоже жили люди, был госпиталь, где служил папа, магазин и склады военторга, где всегда толпились люди. Торговали хлебом, пряниками, консервами и промтоварами. А свежими овощами и фруктами и в августе не обеспечивали. Даже морковь и картошка доставлялась в сухом виде. Однако, как ни странно, там можно было в то время  купить женское манто из цигейки или каракуля, золотые и серебряные ювелирные изделия с драгоценными камнями. Вещи, которые даже в Москве были недоступны.

Хорошо помню, что мама жаловалась мне, что отец стал скупой, не разрешает ей ничего покупать, хотя она сама работала врачом и получала оклад с двойным коэффициентом. Папа на самом деле не был скупой, он был бережливый, одержимый ошибочным мнением, что «завтра всего будет больше, всё будет лучше и всё будет дешевле» и ещё: « мы приехали на Курилы не тратить деньги на ненужные вещи, а их копить, чтобы на материке до конца жизни жить без забот». Но мама кое-что сумела приобрести: привезла на материк каракулевую шубу и золотые серьги с бриллиантами.

По возвращению, у родителей действительно не было забот где достать деньги на жизнь. Через пять лет, когда отец демобилизовался, приобрели машину «Жигули» и  мебель. Но  большая часть денег, что они заработали в суровом климате, съела инфляция,(карета у золушки превратились в тыкву). И оба потеряли здоровье: отец задыхался,  имея лёгочную недостаточность, мать, прожив 3 года в постоянном страхе на острове, заболела гипертонией.

Главным местом в посёлке был причал. С него мы с братом ловили  рыбу, забрасывая спиннинги.  Попадалась рыба типа морского окуня, хватало на обед и покормить кошек.
Причал служил морскими воротами  Итурупа. Другого порта не было. Грузопассажирские суда из порта Корсаков, что на Сахалине, доставляли на остров всё необходимое: солдат, рабочих, завербованных во время путины на рыбзаводы, военную технику, вооружение, продовольствие и топливо.

Суда приходили не часто, только когда океан не штормил, и становились на рейде. К судну подходили танкодесантные баржи. Начиналась разгрузка. На палубы, предназначенные для перевозки танков, спускались люди. Когда баржи сильно качало, людей спускали лебёдками в сетке. Мои родители испытали это на себе, когда впервые прибыли на Итуруп. У мамы чуть не разорвалось сердце. Всё, что приходило на остров, таким образом попадало на причал и далее увозилось по гарнизонам и посёлкам.

Обратно с острова почти ничего не вывозили. Отработанная, отжившая свой срок техника, мусор, бочки и просто бутылки, из-под выпитой водки, в огромных количествах сваливались на Итурупе, захламляя дикую природу.
                * * *
    За четыре года до моего посещения Итурупа в бухте Касатка, совсем рядом с причалом, где мы ловили рыбу, случилось чрезвычайное происшествие, ставшее сенсацией во всём мире. Молодое поколение мало информировано о давнем событии, поэтому мне хочется напомнить, что же здесь особого произошло.

17 января 1960 года в заливе была сорвана со швартовки одна из самоходных танкодесантных барж под номером Т-36. Скорость ветра достигала тогда более 200 километров в час, а штормовая волна 15 метровой высоты.

На её борту находились четверо солдат местной военно-строительной части: Зиганшин, Поплавский, Крючковский и Федотов.

Одной из волн была выведена из строя радиостанция, смыло бочку с соляркой, порвало трос. Лишённую хода баржу вынесло в открытый океан. На берегу Касатки, когда тайфун стих, обнаружили обломки ёмкости для питьевой воды, сметённой с палубы, и решили, что баржа с экипажем затонула.

Тем временем баржу уносило ветром на юго-восток от Курильской гряды, где она встретилась с течением Куросио и стала дрейфовать со скоростью до 80 миль в сутки.

Имея скудный запас остатков сухого пайка: одну буханку хлеба, банку мясных консервов, 15 ложек крупы и мешок картофеля, пропитанный соляркой, экипаж чудом выжил. Вода имелась в системе охлаждения двигателя, собирали также дождевую воду. Варили суп и ели кожаные ремни, кирзовые сапоги, меха и ремни гармони.

В тяжелейших условиях дрейфа, который продолжался 51 день, солдаты смогли не только выжить, но и сохранить самодисциплину, самообладание, адекватность и человеческое достоинство.

Их спасли пилоты вертолёта с американского авианосца «Кирседж» и доставили в Сан-Франциско. Потом героев ждала слава и почести по всему миру. По мнению мировой прессы эта четвёрка соперничала в популярности с группой «Битлз». О них стали постепенно забывать только после полёта Гагарина в космос.

Сегодня в живых остался только киевлянин Анатолий Крючковский. Асхад Зиганшин умер недавно в 2017 году на 80 году жизни в Санкт-Петербурге. Филипп Поплавский и Иван Федотов ушли из жизни в сравнительно молодом возрасте. Все четверо награждены Орденом Красной Звезды, являются почётными гражданами Сан-Франциско. Итуруп ни один из них больше не посещал.
                * * *
   Воскресный завтрак на Итурупе. Мама печёт блины, отец открывает двухлитровую, закатанную стеклянную банку с красной кетовой икрой, брат разрезает тонкими ломтиками красную солёную рыбу. Это не кета и не горбуша. Это нерка, рыба очень вкусная и выглядит крайне аппетитно: цвет её мяса не просто красный, как у кеты, а ярко красный, коралловый. Это брат её ловит в каких-то озёрах, название одного из них я запомнил - озеро «Красивое». Запомнить легко, а вот добраться туда трудно. Он ездит туда с компанией заядлых любителей. Очень гордится своими познаниями рыболовного мастерства, и за завтраком многое объясняет.

Оказывается, каждая рыба семейства лососевых имеет свои особенности размножения. Нерка заходит из океана в реки, которые вытекают из озёр. Нерка нерестится только в озере. В океане рыбы проводят около четырёх лет после этого каждая особь движется на нерест к озёрам, где именно она появилась из икринки. К Итурупу нерка подходит в июле, горбуша в августе, а кета в сентябре. Каждая самка безошибочно возвращается только в то место, где родилась. Тут же рядом оказывается самец и заливает молокой икру, разинув пасть.

После оплодотворения самки умирают рядом с икрой. Мальки взрослеют в озере. Через два года уплывают в океан. Итуруп богат горными реками, достаточно протяжёнными (некоторые до 20 километров), ширина некоторых достигает 30 метров, а глубина от полуметров до двух.

В этих реках и нерестятся горбуша и кета. Самки тоже умирают, а потомство уплывает через Тихий океан к берегам Чили, там нагуливают вес и только через 3-5 лет возвращаются на нерест в реки Итурупа, где появились на свет, чтобы дать потомство и умереть.

Брат разъясняет, что ловить рыбу в реках не имеет смысла: рыба, при подъёмах теряет много сил, исхудалая и невкусная. Самое лучшее место для лова горбуши и кеты – сто метров от берега в Охотском море перед устьем хорошей реки.

Отец мне наливает под такую закуску стопку спирта 56%  и обещает на следующей неделе организовать поездку на Куйбышевский залив, что на охотской стороне острова, и пожить там в рыбколхозе два или три дня.

Мама отправляет нас с братом добывать корма для уток и кур. Я чуть-чуть захмелел от спирта и никак не могу понять, как и где мы можем «добывать» корма, воровать их или покупать в военторге?

Всё проясняется, когда мама приносит из курятника нам с братом по два ведра, мы одеваем резиновые сапоги и спускаемся через весь посёлок к берегу залива. А залива то нет, он ушёл метров на сто. Что это? Надвигается цунами?  - «Не дрефь, братан это отлив, видишь креветки на дне остались, собирай! Их утки и куры едят охотно и быстро растут и несут яйца: белки и кальций , понимаешь это их основной корм, а ещё хлеба добавим и перловки».   
Четыре ведра креветок набрали быстро, попались ещё с десяток небольших крабов. Да и сами креветки были не большие, четыре сантиметра, не более. Как их будут клевать птицы? Брат сказал, что расколит их кувалдой на бетонной плите и утки с курами поклюют и спасибо скажут.

               
                Страх! Цунами! Цунами! Цунами!

О катастрофе, возникновения цунами говорили неохотно. Не все жители острова хорошо представляли, что это за чёрт, какие реальные опасности от него ожидать, начальство уклонялось от вопросов или сами были мало информированы.

Страх одолевал мою маму. Я уже знал, что она получила информацию от своей коллеги, пережившей трагедию на острове Парамушир, но такие разговоры пресекались, лиц причастных к распространению каких-либо сведений, компетентные органы объявляли провокаторами.

Отец вообще избегал этой темы или очень тихо, боясь что могут подслушивать уговаривал маму успокоиться, что всё равно они бессильны хоть что-то предпринять, а слухи непроверенные и сеют страх.

Все три года у мамы из головы так и не уходила мысль, что же произошло на самом деле в Северо-Курильске, каковы масштабы трагедии, как спастись от стихии, если это произойдёт непосредственно в месте их пребывания.

Страх – это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием, основан на инстинкте самосохранения. У мамы этот инстинкт был развит больше, чем у отца. Он прошёл фронт, был на передовой и привык не думать об опасности, а преодолевать её, когда с ней столкнёшься.

Только в период перестройки, когда наступила пора гласности, мама сумела разыскать опубликованные сведения о той катастрофе, которую власти скрывали от народа, вернее сказать от населения.

Итак, если кто-нибудь не знает или забыл, напоминаю подробности крупнейшей в двадцатом веке природной катастрофы с многотысячными жертвами на Курильских островах и Камчатке.

В ночь с 4 на 5 ноября 1952 года, в канун празднования 35 годовщины Великой октябрьской социалистической революции в 3 часа 55 минут произошло землетрясение, магнитудой 8,3 по шкале Рихтера с эпицентром в Тихом океане на глубине 3 километра за 130 километров от острова Парамушир, что рядом с Камчаткой.

Само землетрясение не вызвало разрушений. Из домов выбежали не все. Многие, не реагировали, оставались спать в своих постелях. Были свидетели, которые в темноте и тумане заметили, что океан отступил от берега, но не придали этому значения. Советские люди, заселяющие Курильские острова не были знакомы с таким явлением и не понимали, как себя вести, их никогда не информировали, что существует такое природное явление - «цунами».

Японцы и айны к тому времени были все до одного депортированы. Их жилища и хозяйственные постройки располагались всегда не ниже 30 метровой отметки над уровнем океана. Но в 1945 году советская власть все Курильские острова присоединила к СССР и стала строить без учёта местных условий рыбацкие посёлки, рыбзаводы, военные гарнизоны, погранзаставы у самой кромки воды. В том числе Северо-Курильск  на Парамушире и Буревестник на Итурупе. За это поплатились многотысячными жертвами.

Через час после толчков океан обрушил на острова Парамушир и Шумшу, а также юг Камчатки огромной силы волну. Население этих районов тогда составляло около одиннадцати тысяч, но это только гражданские лица. Военные гарнизоны, погранотряды в статистику не попали.

Когда чудом выжившие после этого удара  стали спасать пострадавших, разбирать завалы, океан через  20 минут накрыл второй волной ещё более мощной, высотой 18 метров, а вскоре третьей. Таким образом три гигантские  волны, высотой более пятиэтажного дома, полностью смели в океан посёлок Северо-Курильск, другие поселения и расположения воинских частей вместе с жителями, техникой и укрепсооружениями.

Официально число погибших называют 2336 человек. Неофициально до 13 тысяч и более. Разница цифр связана с тем, что число погибших солдат и офицеров с семьями в официальные данные не входят.

Товарищ Сталин приказал товарищу Берия не портить праздничное настроение советским людям, а нашим американским «партнёрам» не строить иллюзий о снижении боеспособности войск на восточных границах СССР. Поэтому и засекретили цунами, но только от своих граждан. Почти на 40 лет.

 
                * * *

   Мой брат знает всё про Итуруп. В местной семилетней школе он учился в седьмом классе. Продолжить учёбу в 8 классе он мог только далеко от дома – в районном центре Курильске.Это в 50 километрах от Буревестника на Охотском море. Добираться туда сложнее, чем добраться до Сахалина или Москвы. Дорог нет, автобусы не ходят. Жить там весь учебный год в интернате, вдали от родителей  не решился. Семья решила, что учёбу продолжит на материке, когда отец отслужит свой срок, ждать оставалось ещё 2 года.

Из него получился хороший краевед, в 7 классе получил достаточно информации о местных достопримечательностях.  Ходил в походы, ездил на рыбалку в разные места острова.Он и был моим главным проводником. Бродили мы не так уж и много: погода не благоприятствовала длительным прогулкам. Ясные дни без туманов, ветров и дождей выдались за месяц не больше, чем пальцев на одной руке. А это был август – самый тёплый месяц в тех краях. От брата я узнал, как надо себя вести, если встретим медведя.

На острове обитает очень много бурых медведей. Особенность их  состоит в том, что основа рациона составляет рыба. Они ловят красную рыбу в реках, когда она идёт на верх нереститься.  Когда рыбы много, медведь для человека не опасен. Нужно только, если с ним повстречаешься, не прятаться, а напротив обозначить своё присутствие: громко кричать и  свистеть в специальные свистки. Тогда зверь побежит прочь.

В тот год рыбы на Итуруп пришло мало, медведи приходили близко к населённым пунктам, брат рассказывал, что были случаи, когда солдаты кормили их из руки хлебом. Но это приводит к плохим последствиям: дикие звери приучаются заходить в посёлки. В Курильске,прямо в центре медведь напал на ребёнка.

Мне за весь месяц посчастливилось  не встретить на своём пути медведя ни разу, но несколько раз во время наших прогулок вдоль реки Хвойная, брат обращал моё внимание на свежие экскременты и следы косолапого, царапины от когтей на мокром песке.

Река Хвойная течёт с гор, с хребта Богатырь, что возвышается над Буревестником с северо-запада. Ближе всех вершин гора Медвежонок  высотой 882 метра. Кажется совсем рядом:пройти посёлок Шуми - городок, построенный частично японцами и хребет покорён. А там левее, тоже рядом гора Буревестник 1427 метров и ещё западнее - самая высокая вершина Итурупа вулкан Стокап высотой 1634 метра.

Но брат охлаждает мой пыл: вершины только кажутся рядом, но пройти к ним без специального снаряжения и физической подготовки не реально. А если испортится погода, что может произойти в этих краях внезапно, беды не миновать. Позднее именно здесь погибла группа геологов, которых во время спуска с хребта застала метель. Тела их долго не могли найти да и нашли не всех.

Даже самую малость пройти к хребту не удаётся. Путь преграждает густая, непроходимая стена из зарослей бамбука, курильской сазы. Непролазные, переплетающиеся между собой стебли с колючими листьями. Выше сазы по склону растут не менее враждебные для туризма заросли изогнутых ольхи и берёзы в виде мелколесья. Стоп, братан спускаемся обратно.

Поскольку наш путь лежит через Горное (тогда ещё его не было в натуре), забегу намного вперёд, расскажу о событиях, которые произошли в этом населённом пункте через много лет в будущем, а если отсчёт вести от сегодняшнего дня, то в прошлом.

Советское руководство в прошлом, как и российское в настоящем, всегда считало, что залив Касатка на Итурупе это самое благоприятное место на всех Курильских островах для высадки десанта вероятного противника. Поэтому необходимо усилить в этом регионе оборонительные позиции, увеличить численность войск.

Строительство новых гарнизонов в посёлке Буревестник не целесообразно – цунами с высотой волны даже 10 метров способно смыть в океан всё живое, движимое и недвижимое имущество.
Напомню, что сама полоса военного аэродрома находится на отметке 18 метров. Напрашивалось решение: ангары для самолётов и вертолётов поставить выше взлётной полосы – в селении Шуми–городок, людей оттуда переселить ещё выше.

Кроме того решили построить новый гарнизон с жилой зоной для семей офицеров в пяти километрах от Буревестника, перед хребтом Богатырь на огромном плато, отметка которого над уровнем океана  недосягаема для волн цунами.

В тяжёлых условиях отдалённости, бездорожья и постоянной непогоды строительство гарнизона Горное осуществили в начале 80-х. Жилая зона состояла из 29 трёхэтажных панельных "хрущёб" (жилых домов для семей офицеров), школы, магазина, Дома офицеров. Рядом также построили казармы для солдат, штабные здания и стадион.

Были проложены  дороги, покрытые бетонными плитами. Установили порядок в бытовой сфере - чтобы мусор не выбрасывали где попало,  приезжала спецмашина в назначенное время. Всё население, а оно составляло до пяти тысяч человек, выходило с вёдрами, выстраивалось в очередь.

Сегодня городок Горное представляет собой жалкое зрелище. Очевидцы пишут в интернет сетях, что были в шоке: такое бывает только после атомного взрыва. В июле 2005 года Сергей Иванов, в то время Министр обороны, увидел гарнизон с высоты птичьего полёта и назвал его «город-призрак». Что же произошло? Всё началось в 1993, когда расформировали две воинские части. Пол-городка опустело.
Заключительный  и главный удар нанесло сильное землетрясение, в результате которого были разрушены 13 жилых домов, школа и Дом офицеров.
               
Это землетрясение силой 8.3 балла произошло 5 октября 1994 года поздно ночью, когда люди спали. Эпицентр располагался на глубине 20 километров под дном океана в 120 километрах к юго-востоку от острова Шикотан.

Наибольшему разрушению подверглись кирпичные и шлакоблочные строения. Волны цунами достигали высоты 10 метров. На Итурупе погибло тогда 8 человек в военном госпитале в Горячих ключах.

Жительница посёлка Горное Осипова О.С. жила на третьем этаже, в эту ночь спала в своей квартире. Проснулась сразу после первых толчков, весь дом раскачивало, стоять на полу было невозможно, на лестничной клетке швыряло  между перилами и  стенами. Сотрясение сопровождалось оглушительным подземным гулом, свечением неба. На дом с улицы было страшно смотреть – он буквально плясал.

20 дней жители военного городка жили в палатках, потом полгода в контейнерах и гаражах. Это в суровую, снежную зиму, когда снегом заносит до крыш. Землю продолжало трясти, боялись зайти в дома. Трясло два года. Люди стали покидать Горное.

Школу, Дом офицеров и 13 жилых домов приказали взорвать.  Уцелевшие дома командование ремонтировать и приводить в порядок  не стало. Формально городок больше не существует. Но люди в нём живут-примерно 700 человек, из них 130 детей.

Они живут в уцелевших, но полуразорённых домах, где сохранились окна. О них никто не заботится : дороги никто не ремонтирует и не чистит, мусор не вывозится, местность загрязняется отходами. Окончательно разрушена инфраструктура бывшего военного городка.
                * * *

   54 года назад карту Итурупа я не смог найти, даже находясь целый месяц на острове. Отец сказал, что она спрятана в сейфах у командования и является документом с грифом «совершенно секретно». Тогда любые карты местности были недоступны для граждан, хотя для «вероятного противника» они с подробной информацией в любом масштабе продавались в каждом газетном киоске на Западе.

Я не представлял себе масштабы острова, расположение населённых пунктов, вершин, рек и озёр. Айны, коренные жители, назвали его «Итуруп», а это означает в переводе на русский - «Медуза».

Но брат утверждал, что Итуруп больше похож на рыбу, чем на медузу. Он принёс мне самиздатскую карту, которой пользовались рыболовы-любители( офицеры срисовали её во время боевых учений). Действительно остров по контуру напоминает рыбу: хвостом она обращена на восток, а головой на запад – плывёт как бы в сторону Японии брюхом в Тихом океане, а спиной в Охотском море.

Длина Итурупа с востока на запад 200 километров, ширина от 7 до 27 километров. Состоит целиком из вулканических пород и горных хребтов. 20 вершин этих гор являются вулканами из них 9 действующие. Имеется самый большой в нашей стране водопад - 141 метр с названием Илья Муромец. Он находится в труднодоступном месте (на самом «хвосте воображаемой рыбы"). Сфотографировать его можно только со стороны океана, находясь на борту катера.

Там же неподалёку (на "хвосте") возвышаются два действующих вулкана : Меньший Брат(562 метра). Так его назвали айны потому, что рядом в 2-х километрах «старший брат» - вулкан Кудрявый (991 метр), последний раз извергался совсем недавно. Благодаря его извержению добывают редкий на Земле химический элемент - Рений. Здесь,на Кудрявом, можно отгрузить в год от 15 до 20 тонн этого металла (вся мировая добыча 40 тонн в год). Рений применяют в авиационной промышленности. Он необходим в соплах реактивных турбин. Здесь же добывают и серу.

На севере, с охотской стороны, у «рыбы» наблюдаются два «плавника». Один из них, ближе к «хвосту» это полуостров Чирип - фактически две большие горы, выросшие из дна Охотского моря. Вершины их - вулкан Богдан Хмельницкий (1585 метров) и вулкан Чирип (1589 метров) находятся в 4 километрах один от другого. Оба они действующие.

На втором «плавнике», ближе к «голове» выдаётся в Охотское море действующий вулкан Атсонупури (1205 метров высотой), он занял весь полуостров с таким же названием. В 1932 году проявил заметную активность. Учёные его относят к типу «сонна-визувий» (вулкан в вулкане).

«Голова» воображаемой рыбы, а точнее самая юго-западная оконечность острова, что ближе к Японии, называется полуостров Часовой. На нём возвышается вулкан Берутарубе (1223 метра его высота). Когда он последний раз извергался неизвестно, но он не спит, проявляет термальную активность.

В шаговой доступности от посёлка Буревестник возвышаются ещё два действующих вулкана. Один из них - Иван Грозный (высотой 1159 метров) стоит севернее залива Касатка, очень часто извергает пепловые выбросы: это наблюдалось в 1951 году и в 1989 году. А вулкан Стокап хоть и самый высокий на Итурупе – 1634 метра, но более спокойный: проявляет только слабую термальную активность.

                * * *

 Итуруп имел, лишь, военно-стратегическое значение. Задачи экономического развития руководством не ставились. На Итурупе ловили рыбу и крабов, в Курильске продукцию перерабатывали на рыбзаводе.

Создание  инфраструктуры транспортной, социальной и туристической не было даже в планах, финансовые средства не предусматривались. Функционировал только один аэродром совместного базирования, принадлежащий военным, построенный японцами до Второй мировой войны. Вертолёты на острове не использовались ни в военных ни в транспортных целях. Автомобильные дороги полностью отсутствовали, если не считать просёлочных, грунтовых, заезженных гусеничным транспортом «большаков», проложенных японцами только от залива Хитокаппу (Касатка) до Сяны ( Курильска).

Автомобильный транспорт можно было использовать только ограниченное время года . Всё, что двигалось, принадлежало военным: танки, вездеходы на гусеничном шасси, внедорожники. На Итурупе я  впервые увидел, как водители ездят «по отливу», используя дно океана в качестве дороги.

Папа обещал мне с братом организовать поездку на Охотское побережье. Такая возможность вскоре представилась: у отца нашлись дела в одной из воинских частей, расположенной в тех краях, таким образом, подвернулась служебная командировка на 3 дня.

Одним прекрасным утром мы выехали в направлении Курильска. Водителем санитарного УАЗа с двумя ведущими мостами  был госпитальный старшина. Петя являлся мастером-виртуозом по вождению, старожилом на Итурупе, «бывалым» и общительным: он  знал всех и его все знали.

Только мы отъехали от дома, Петя съехал с  разбитой дороги и направился к океану. Там, где мы на прошлой неделе собирали креветки для уток, в следствии отлива океан отступил метров на сто. Казалось, старшина решил нас потопить:  до бурлящих волн оставалось несколько десятков метров, а мы мчались прямо к воде.

Но, когда колёса коснулись обреза набегающего вала, водитель вывернул руль влево и мы помчались, как по асфальту. Это и есть курильский «удар по бездорожью и разгильдяйству» - «ездить по отливу». Петя крутил баранку то влево, то вправо – ловил отходящую волну. Когда волны откатываются, донный, чёрный песок  становится плотным, и твёрдым .  Колёса  вязли в песке или погружались в океан, если не поймать сбегающий поток.  В местах, где реки впадают в залив, старшина уходил дальше от берега. Вот в этом таится большая опасность: неопытный водитель может утопить автомобиль – река унесёт его в океан вместе с пассажирами.
В шторм и тайфуны ездить «по отливу» не решаются даже на тяжёлых гусеничных шасси.

Километров двадцать такой экстремальной игры с океаном остались позади и мы упёрлись  в подножье  вулкана Иван Грозный. Над кратером клубился дымок, но это не дым , это пепловые выбросы. Вулкан не спал. Это была не лава, лаву он когда-то тоже извергал в незапамятные времена. Она стекала в океан и застыла, образуя скалы причудливой формы , стоящие в воде.

А мы покинули берег залива Касатка и повернули налево.  Наша цель -  Куйбышевский залив Охотского моря. Там наш  «бывалый» Пётр имел хороших знакомых в рыболовецком колхозе.  Но сначала по пути не миновать селение Горячие Ключи, где нам предстояло сделать привал.

                * * *

 Единственный тракт на Итурупе, соединяющий Тихоокеанское и Охотское побережья, был проложен там, где расстояние между заливами  Касатка и Куйбышевский минимально.
Примерно 18 километров по просёлку, который с большим преувеличением можно было назвать дорогой, отделяют холодный, туманный и суровый тихоокеанский берег от более мягкого и приветливого охотского.

Микроклимат другой, растительность богаче,  людям живётся легче и не так напряжённо. Охотский берег теплее океанского, его согревают тёплые воды течения Соя.Количество солнечных, сухих дней в году значительно больше и цунами реже досаждают.

По дороге было чем полюбоваться. Я имею в виду огромное озеро с очень ласковым названием «Благодатное». Ехали прямо по берегу, оно плескалось слева. В озеро впадает река, имеющая то же название – «Благодатная». Очень удивительно, что река течёт с востока с гор, впадает в озеро и вытекает из озера на юге в Тихий океан. Для нереста кеты и нерки благоприятное место.

На месте слияния двух горных рек Благодатная и Ярославка был тогда маленький военный гарнизон. Он располагался в селении Горячие Ключи. Название само за себя говорит. Там сохранилась японская баня на термальном источнике. Называли её по-японски – «фанза».

Мы купались там не один час. Фанза, если мне не изменяет память, была похожа на большой сарай с ванной, подобно траншеи, шириной 1 – 2  и глубиной около 1 метра . Стены и дно укреплялись  деревянным срубом.  Вода в разных местах траншеи по температуре отличалась: в начале казалась горячей – 70 градусов а в конце немного охлаждённой.

Ключи выходили из толщи скалы, воздух был насыщен газами: сероводородом и не известно чем ещё. Местные рассказывали легенды, что это купание очень целебно и сам японский император любил приезжать сюда лечиться от болезней.

Недавно в интернете я читал, что «фанза» и сегодня используется. Только всё теперь переоборудовано на современный лад: пристроено здание для солдатской бани и ванна облицована бетоном.
А в Горячих Ключах разместили целую дивизию. Вот только случилась непредвиденная трагедия. В 1994 году землетрясением разрушены новые постройки: штаб, клуб и госпиталь. Погибли 8 человек.

Мы так расслабились в Горячих Ключах, что забыли, что нам ещё предстоит долго добираться до конечного пункта.  Километров десять оставалось до  Охотского моря.  Кажется пустяк , но по таким ухабам легко было застрять в пути или перевернуться, пересекая многочисленные реки.

 Проезжали сквозь лесные заросли с искривлёнными , грибовидными и низкорослыми деревьями, каких я не видел на побережье океана. Охотские сопки покрыты карликовыми пихтой и елью, а бамбук уже намного выше сазы – до 5 метров.

Но задолго до вечера мы,к счастью, прибыли на место – в деревню Куйбышевка, где жили колхозники – рыбаки.

                "Жил старик со своею старухой
                У самого синего моря;
                Старик ловил неводом рыбу,
                Старуха пряла свою пряжу".

В одной из хат нас радушно встретили, как родных. Особенно хозяйка. Хозяин был рад, что будет повод выпить. Этим мы сразу же и занялись. Хозяйка, лет сорока не больше,(столько же было тогда моей маме)   быстро накрыла стол, порезала домашней колбаски, копчёный окорок, достала из печи целого гуся.

Сразу предупредила, что рыбой угощать не будет, ей рыба надоела: «на икру и сёмгу смотреть уже невмоготу». Хозяин выглядел постарше жены, усталым после рабочего дня, но мужиком весёлым и приветливым. Поспешил заверить, что «рыбный день» нас ожидает завтра по полной программе.

Детей своих на время каникул  отправили к родителям мужа в Хабаровск: там летом жарко и солнечно. Хозяйка без их помощи управлялась в доме одна. Хозяйство было не маленькое – две коровы, свиньи и огромное стадо уток, гусей и кур требовало беспрерывного ухода.

Провели весь вечер за столом. Говорили о том, что государство их, курильских жителей, бросило на самовыживание. Не строило школы, больницы, дороги. Не завозило овощи, фрукты, зато спаивало мужиков спиртом. Денег на рыболовство не вкладывало. Объясняли такое безразличие тем, что острова могут вернуть японцам поэтому не видели смысла строить для врагов.
               

Пили спирт, закусывали допоздна. Наш хозяин первым расслабился, перестал поддерживать беседу, глаза его закрывались, человек устал. Но Петя был бодр, как огурчик, в открытую стал проявлять неравнодушие к хозяйке. Она его ухаживания не отвергала, наоборот, попросила помочь устроить мужа спать на русской печи. Было видно, что связь их давняя, а при мне и брате они не стеснялись целоваться, тем более алкоголь пробуждал  безрассудные страсти. Отец в этот вечер инспектировал местные медсанчасти, там и заночевал.

Нам с братом отдали двухспальную кровать, где спали супруги. А старшина был допущен до тела самой хозяйки. Постелили они себе прямо на полу детской комнаты. Стоны и крики не стихали до рассвета.

С рассветом хозяюшка уже на ногах. Растапливает печь, ставит горшки для запарки кормов свиньям. И завтрак мужу надо приготовить, а гусей с утками выпустить пастись на лужайку, коров подоить, приготовить из молока творог, сметану, масло. Словом "есть женщины в русских селениях" и на Курилах тоже.

Хозяин уходил в бригаду на работу выспавшись, в хорошем настроении. Сказал жене, чтобы Петя подвёз нас к
обеду на причал и чтоб ящик со спиртом бросил в УАЗ.

Завтракали мы, как положено, по-деревенски. Хозяйка напекла дерунов, это картофельные оладьи-белорусская
национальная еда. Оказалось она родом из Гомеля, муж служил там в армии, перевели на Итуруп,её с собой увёз. Дослужился до дембеля и решили остаться в рыбоколхозе, денег накопить. Как на дом соберут- вернутся в Гомель.

А ещё поставила перед нами большую миску творога, много сметаны и сливочного масла. После того, как мы встали со стола, кормила во дворе уток. И чем? Творогом. Два эмалированных ведра свежего творога птице скормила. Объяснила: на кальции и белке утка быстро набирает вес. То же говорил мне брат, который собирал на дне океана при отливе для уток креветки.

К обеду, старшина привёз из гарнизона отца и мы поехали вдоль моря в сторону Курильска к лодочному причалу.Там, совсем близко от деревни, колхозные рыбаки ловили рыбу , в ста метрах от берега, перекрыв неводом вход рыбы в реку - куда она косяками стремится войти к месту своего нереста.

    Колхозные рыбаки ловили рыбу только рядом с берегом: в августе горбушу, в сентябре и октябре кету. Путина, так называется массовый, промышленный лов рыбы, длится только три месяца. Остальное время года море штормит.  Кое-как ловятся крабы, но на крабах в прибрежных водах много не заработаешь.

 Лососевые только в Тихом океане имеют «патриотические» инстинкты – чувство родной реки, возвращения взрослых особей к месту своего рождения. Это с одной стороны выгодно рыбакам: поставил невод перед устьем речки и лови. С другой стороны рубишь сук на котором сидишь: если много рыбы не попадёт на нерест, нечего будет в этом месте ловить в последующие годы. А бывают годы совсем «неурожайные» - рыбы не приходят на нерест, тогда рыбакам остаётся только пить горькую.

Пойманную рыбу и крабов отвозили моментально на рыбопереработку в Курильск. Кунгасы - беспалубные судна с моторами, неотъемлемая часть малого рыболовного флота. На них шли забрасывать и вытаскивать неводы, их наполняли рыбой, транспортировали улов на переработку.

Когда мы подъехали к причалу, бригада рыбаков была в полном составе на берегу. После знакомства и рукопожатий нам предложили сходить на кунгасе к сетям. Два рыбака, один из них наш хозяин, показали,  как много горбуши попало в невод. Мы  брали рыбу только пообедать: бросали прямо на дно судна  самцов для ухи, а самок только для изъятия икры.

Закончив с заготовкой рыбы, принялись за ловлю крабов. Крабы ловились очень просто. Сидя на борту,  опускали на дно моря куски рыбы, колбасы или головы солёной сельди, подвязанные к шпагату. Крабы очень быстро попадались на эти приманки,  крепко цепляясь клешнёй. Мы брали только больших, королевских крабов, мелочь отпускали обратно.

В большом котле с морской водой варились только клешни и ноги крабов. Очень важно знать время варки. Если мне не изменяет память, через 20 минут после закипания воды, крабы готовы.

Меня удивил способ приготовления рыбацкой ухи. Мужики разделывали горбушу, отделяя спину и хвост. Эта часть выбрасывалась обратно в море, крабам на прокорм. В котёл для варки ухи бросали только головы и брюшную часть рыбы. Годились для ухи только самцы, самки  все свои прелести отдали икре, мясо самок невкусное, сухое.

Уха была двойная. Первую рыбу вынимали из котла после того, как она достаточно выварилась и загружали вторую  очередь сырых  брюхо-голов. Варилось всё на огне. Котлы стояли на кирпичах, дрова были заготовлены заранее. По всему берегу стоял неописуемый аромат рыбы и пряностей.

Самкам вспарывали брюхо, икру выпускали в ведро, посыпали обильно солью и через четверть часа мазали на хлеб. Остатки рыбы выбрасывались в плещущие волны, на радость крабам.

Обед,  организованный  для всей бригады, прошёл в тёплой и дружественной обстановке.
Ящик 56 % спирта был полностью оприходован, крабы, уха и рыба с аппетитом съедены.

Усталые, но довольные мы вернулись в деревню, а после того, как дождались следующего утра, отправились
в обратный путь к неприветливому и враждебному побережью Тихого океана.

                Заключительная глава.
 
   Итуруп очень привлекателен для туристов, но только молодых, готовых рисковать. На острове много диких, непроходимых, необитаемых мест, сохранившихся в первозданном виде. Очень красивы бухты, скалы, причудливых форм, водопады. Действующие вулканы, разбросанные по всему острову, так и манят своими вершинами. Любителям экстремального отдыха отличные места. Я уверен, что сейчас гораздо проще сюда попасть – появились туристические фирмы, которые организуют туры. В Курильске теперь построен аэропорт с названием «ЯСНЫЙ». Правда, ясную погоду и вылет самолёта там можно ждать неделями. Но это как повезёт. А ещё построен порт, сюда заходят теплоходы с Сахалина. Желающих посетить Итуруп в летнее время немало.

Но одно дело приехать на Итуруп в августе в качестве туриста, побродить, насладиться красотами и уехать
на материк и совсем другое жить там круглый год, вкалывать на рыбзаводе или нести службу в армии. Это совершенно не сопоставимые понятия. Скажу честно - моё мнение: жить на любом курильском острове крайне тяжело. Итуруп это один из южных островов, ещё не самый холодный, а их ещё 50 и все севернее, до самой Камчатки, где условия ещё хуже. Если государству нужно чтобы там жили и работали люди, надо их вознаграждать соответствующей зарплатой, социальными и бытовыми льготами.

Поскольку люди годами ведут борьбу за выживание, брошены на произвол судьбы, лишены элементарных потребностей: медицинской помощи, современных средств связи, гражданское население покидает острова, смертность превышает рождаемость, падает численность населения. К примеру, в Курильске по статистике в 2000-м году жило 2100 человек, а в 2017-м  уже 1547 , падение составляет 26%. Всего на Итурупе живёт  6400 человек. Статистика считает только гражданских.

Нельзя не заметить позитивные сдвиги. Принята Федеральная программа развития Курильских островов до 2025 года. В основном её выполнение на Итурупе касается инвестиций в модернизацию районного центра, города Курильска и окрестностей.

Тут отремонтировано и построено много жилых и общественных зданий с использованием современных облицовочных и кровельных материалов. Цветные фасады и крыши  разнообразной и яркой окраски, напоминают северную Скандинавию или Аляску. Короче, сделаны первые шаги с целью оставить в прошлом вечную «серость»  безнадёжного захолустья. Это радует глаз, поднимает настроение, а главное - есть куда привезти японцев и показать, как мы стараемся и приглашаем к совместному сотрудничеству, инвестициям в наши проекты. Но наши японские партнёры пока не проявляют энтузиазма. А пока мы и без них рыбную отрасль развиваем.

Рыбопереработка и рыболовство обретает более современные формы. Используя современные технологии, заработали рыборазводные заводы по воспроизводству кеты. Теперь мальки рождаются в заводях и лагунах при заводе, уходят в океан, как обычно и через несколько лет возвращаются взрослыми, в акватории заводов, где их и отлавливают.

Появились, наконец, на Итурупе дороги с твёрдым покрытием. Их пока мало, только в Курильске, в направлении аэропорта и морского причала. Планируют построить дорогу от Курильска к Буревестнику, но
это будет не скоро. А пока вдоль залива Касатка дороги нет и ездят, как полвека назад - "по отливу".

Аэродром в Буревестнике функционирует, но явно к нему потерян интерес со стороны военных. Истребительную авиацию теперь заменили на вертолёты. За время службы отца не случилось ни одного авиационного происшествия. К сожалению, в последующие годы произошли несколько трагических катастроф именно при взлёте и посадке. Вот несколько из них:

30 августа 1981 года самолёт ИЛ-14 выполняющий транспортный рейс Хабаровск-Буревестник при посадке в густом тумане зацепился за склон сопки и упал на полосу аэродрома, разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры - дети возвращавшиеся из пионерского лагеря, погибли.

В конце декабря 1985 года самолёт АН-12 при взлёте упал, врезавшись в горный хребет. Погибли военнослужащие с семьями, всего 26 человек.

Летом 1991 года при взлёте упал, врезавшись в гору Буревестник, самолёт АН-26 количество погибших не сообщалось.

                * * *

Я провёл на Итурупе, в посёлке Буревестник свой отпуск у родителей с 5 по 29 августа 1964 года. Это было 54 года назад. Вернулся благополучно в Москву 31 августа рейсом Хабаровск-Внуково.

Мои родители, оба врачи, служили в Буревестнике в военном госпитале 3 года. С августа 1963 по сентябрь 1966 года. После Итурупа отец получил назначение в госпиталь города Советска (бывший Тильзит) Прибалтийского военного округа. В 1971 году отец ушёл в отставку, отслужив с фронтовыми и курильскими
25 лет. Умер в 1995. Мама умерла в 1996. Оба похоронены в Москве.


           P.S.         Источники информации, используемые автором:

                Александр Смышляев             Ночь океана. Хроника тихоокеанского цунами 1952 г.
                журналист. Газета
                "Камчатская правда"


                Елена Рачева                Репортаж. Из военного городка на острове Итуруп.
                журналист                "Новая газета" 28 октября 2017 г.


                Курильск.Сахалин.Инфо          Сайт. sakhalin.info/kurilsk

                Дмитрий Овсяный                Сайт путешественников на Курилы.
                https://ovsiasha.livejournal.com/19911.html
                May 2011