Воспоминания об Ахмедхане Абу-Бакаре

Айша Курбанова 2
Много слов сказано о таланте А. Абу-Бакара, о его произведениях, которые заставили по-новому взглянуть на мир, на отжившие традиции, которые не разрешали горянке учиться, бороться за свою судьбу. Много слов сказано о его драматургических произведениях «Нур-Эддин – золотые руки» и «Кто ищет, тот найдет», украшавших сцену Дагестанского кукольного театра, о кинофильмах, созданных им. Мне хочется сказать о нем, как о Человеке. В 1980 году, готовясь к сдаче вступительных экзаменов в ДГУ, я жила у нашего кунака, лакского поэта и писателя Абачара Гусейнаева, жившего на улице М. Гаджиева № 5. Эта многодетная семья всегда радушна была гостям и оказывала почести каждому человеку, переступившему порог дома. В то время я была приятно удивлена, когда, спускаясь с 5 этажа многоквартирного дома, увидела А. Абу-Бакара. Оказалось, что он жил этажом ниже Гусейнаевых. На месте теперешней детской площадки и кафе, расположенных перед жилым домом на улице М. Гаджиева № 5, был своеобразный «годекан», где собиралась местная творческая интеллигенция. В центре годекана всегда бывал А. Абу-Бакар, юморист, восхитительный рассказчик, душа компании.
В 1983 году кафедра дагестанской филологии ДГУ организовала для студентов встречу с известным писателем. Мы, студенты, много вопросов задавали А. Абу-Бакару. На любой вопрос он отвечал доброжелательно и искренне, не утаивая из своей творческой биографии ничего. Помню, кто-то из студентов, сидящих в актовом зале филологического факультета, спросил: «Вы так много пишете, создаёте фильмы, занимаетесь переводами, скажите, пожалуйста, какие книги других авторов Вы читаете?»
А. Абу-Бакар улыбнулся и ответил: «Пока не закончу своё начатое произведение, никаких авторов не читаю. Завершив произведение, я могу побаловать себя чтением советских и зарубежных прозаиков. Люблю читать произведения Р. Роллана, Э. Хемингуэя».
После многочисленных вопросов студентов и я осмелилась задать ему вопрос: «Вы работаете редактором журнала «Дружба», у Вас, как у Абачара Гусейнаева, много гостей, Вам, наверное, не удаётся уединиться, когда же Вы пишете свои произведения?
А. Абу-Бакар с той же неподдельной улыбкой ответил: «А не надо уединения. Мне пишется даже в воскресные дни и в праздники. Сын громко включает музыку, может себе позволить пригласить к себе друзей и потанцевать, жена может на кухне хохотать с единомышленницами. Если меня осеняет какая-то идея, я просто никого и ничего не слышу, ставлю перед собой цель: не вставать из-за письменного стола, пока не напишу минимум три страницы. Исключение из своего правила я делаю только тогда, когда ко мне приходят друзья или гости».
Но больше всего А. Абу-Бакар меня удивил тогда, когда проходил 8 съезд молодых писателей ДАССР. Заседание молодых писателей, где должен был выступить Р. Гамзатов, намечено было провести в малом зале Русского драматического театра. До начала заседания оставалось немного времени, поэтому я, приглашенная на съезд, поспешила к громоздким дверям театра. Но сколько бы я ни тянула к себе массивные двери, они не открывались. И вдруг рядом со мной оказался  А. Абу-Бакар. Он легонько толкнул двери во  внутрь и сделал жест: «Входи! А ларчик открывается просто».
Я была поражена, так как А. Абу-Бакар вместе с Г. Багандовым, С. Рабадановым, Р. Рашидовым, М. Гамидовым стоял поодаль, мог не обратить внимания на мои безуспешные усилия открыть двери. Отделиться от других литераторов и прийти ко мне на помощь, со стороны известного писателя и кинорежиссёра мне показалось особенной деликатностью, его уважением к простому человеку.
Я запомнила его благородным, доброжелательным человеком. Жаль, что он рано ушёл из жизни. Если бы он дожил до сегодняшнего дня, представляю, каких творческих высот он достиг. Пусть же дагестанский народ чтит его память!




Курбанова А. Х.,               
   член Союза журналистов России, член Союза писателей России, учительница МКОУ «Новокаякентская СОШ», научный сотрудник  Каякентского научно-методического центра стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений