С юбилеем, Нурулгуда

Айша Курбанова 2
                Люби жизнь, и жизнь тоже полюбит тебя.
                Люби людей, и люди ответят тебе любовью.
 
                А. Рубинштейн

Куда бы я ни ехала, где бы ни оказывалась, я люблю знакомиться с окружающими людьми. Вот так в 2010 году я познакомилась с Нурулгудой Раджабовой. В то время в редакции газеты «Замана» она вела рубрику «Исламские вопросы».  Мы разговорились, как давние знакомые. Каково же было её удивление, когда узнала, что её родной брат, профессор Расул  Магомедов, был в с.  Карбачимахи Дахадаевского района ДАССР, откуда я родом. 
Случилось это в 1976 году. Молодые люди, Магомедзагир ва Абдулла Зайпуллаевы, лишившиеся папы-кормильца, самостоятельно решили обновить отцовский дом. Для этого им нужны были бутовые камни. А их заготавливать вручную, без специальных орудий труда, было нелегко. Поэтому братья решили собрать камни в местности Издаг, где располагались развалины древнего села, и наткнулись на старинные захоронения. В них были найдены глиняные сосуды, разного рода бусы, браслеты, кольца, кувшины, трубы, изготовленные из бутового камня и другие предметы. Такие находки были найдены и в местности Кана, только другими односельчанами. Все находки были переданы историческому музею ДГУ. Дагестанские учёные, в том числе и профессор Расул Магомедов, подтвердили, что обнаружения братьев Зайпуллаевых относятся к пятому-шестому веку нашей эры. 
По словам учителя-методиста Тагира Алибековича, преподававшего в Карбачимахинской СШ, занимавшегося изучением родного края,  Расул  Магомедов, осмотрев развалины села Издаг, пояснил: «В местности, где располагаются развалины древнего села, в четвёртом-пятом веках нашей эры жили вольные армяне. Эту мысль доказывают находки, обнаруженные здесь: орнамент на гончарных изделиях, каменные трубы, изготовленные вручную, каток для ремонта глинобитных крыш, бусы, браслеты, кольца, кувшины, характерные древней армянской культуре».   
Профессор Расул Магомедов заверил, что в трудах Страбона — античного историка и географа Римской Греции, есть упоминание о том, что в Древней Албании (государстве, занимавшем часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана), по соседству с горцами разных национальностей мирно уживались армяне.
В своём труде «История армян» Мовсес Хоренаци, Моисей Хоренский – крупнейший армянский средневековый историк, один из выдающихся представителей мировой историографии, автор «Истории Армении», пишет о том, что в Армянском нагорье в V веке происходили крупные сражения за свою независимость».
Профессор Расул Магомедов добавил: «Таким образом, недалеко от селения Карбачимахи, точнее, в поселении Издаг, жили вольные армяне. А в седьмом-восьмом веках армяне, не желая принять ислам, распространяемый арабами в те века, покинули поселении Издаг и переселились ближе к сородичам». 
Узнав от меня об исследовательской работе, проведённой её братом в высокогорной местности, Нурулгуда Раджабова очень обрадовалась. С этой беседы, произошедшей в 2010 году наша дружба с журналисткой Н. Раджабовой укрепилась. Когда бы я ни зашла в её кабинет,  она встречала меня с искренним радушием и с неподдельным интересом поддерживала беседу. Когда бы ни оказывалась в её кабинете, она потчевала меня и ароматным чаем и традиционными пирогами с разной начинкой, испечёнными ею и принесёнными из дома. Меня удивляла её простота в общении:  она умела быть равной, даже с теми, кто был младше её возраста, оставаться гостеприимной хозяйкой, будучи на работе.
Слушать её, находясь в редакции газеты, мне было очень интересно, потому что в каждой её реплике чувствовалась эрудированность и желание сделать что-то доброе окружающим людям. Желание сделать что-то душевное своим читателям чувствовалось в каждом материале, опубликованном ею в СМИ, в каждой изданной ею книге. А издавалась она немало: книги «Они останутся в наших сердцах» (2011), «Это не рассказ, это жестокая правда» (2012), «Дагестан: 20 лет между миром и войной» (2013)» и другие удивляют своей искренностью. В ближайшее время будет издано еще несколько книг и брошюр Нурулгуды Раджабовой. Во всех её публикациях  красной нитью проходит стремление автора сохранить мир в родном регионе, желание сберечь и развить нравственные ценности.
В них её склонность уберечь земляков от радикальных взглядов в исламе и приверженность традиционным истокам в вероисповедании. Ведь она – не просто верующая. Она – переводчица. С целью культового просвещения дагестанцев, она перевела на даргинский язык многие брошюры и выпустила их в свет.
Став первым редактором республиканской газеты «Ассалам», выходящей на даргинском языке, она девять лет старалась дать читателям возможность разобраться в пёстрой путанице исламских течений и избегать крайностей.
Правительство высоко оценило творческую и общественную деятельность Нурулгуды Раджабовой. Ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры ДАССР». Она является победителем многих конкурсов, за что удостаивалась Государственных наград: лауреат конкурсов «Золотое перо», «Золотой орел» и «Белые журавли России». Она удостоена Почетной грамоты Госсовета РД, ордена Дружбы народов и многих других наград.   
Республиканское телевидение (РГВК) подготовило фильмы о её творческой деятельности: «Осенние строки о маме», «Линия судьбы» и другие. С её участием снимаются и документальные фильмы. 
Мудрой наставнице подрастающего поколения,  всесторонне развитой журналистке Нурулгуда Раджабовой хочется пожелать здоровья, радости и счастья.
Милая Нурулгуда Магомедовна, с юбилеем Вас! Пусть сбудутся все Ваши мечты! Успехов Вам в творчестве!

 
Курбанова А. Х.,               
   член Союза журналистов России, член Союза писателей России, учительница МКОУ «Новокаякентская СОШ», научный сотрудник  Каякентского научно-методического центра стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений