Поиски Пробуждения. Гл. 6-7. Обаяние Индии

Амрита Дхарма
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ФОТО Матери  Мирры  Ришар (1898-1973) в последние годы жизни.


Г Л А В А  6. МАТЬ  МИРРА  РИШАР. Наступил  март, и пришло время решать, что делать дальше.  Я обратилась в  училище, в котором  когда-то работала  директором  клуба и педагогом  по сценической речи, и  неожиданно мне  предложили  половину ставки педагога по религии. По тем временам  это было достаточно смелое  решение. Ни о какой религии  в государственном  учреждении не могло идти и речи, но так как мне предложили  я, особо не раздумывая, согласилась. Помимо этого, так как еще до поездки на Памир я практиковала  хатха  йогу, то решила продолжить  обучение и найти группу по йоге, чтобы  укрепить  здоровье. Поэтому  я  позвонила своему старинному другу Николаю, чтобы   узнать, не порекомендует  ли он  какого-либо хорошего учителя.

Николая  я знала много лет, мы познакомились  с ним на лекциях  по йоге  Шри Ауробиндо  у известного  ленинградского  психотерапевта  Петра Григорьевича Зорина. Одно из собраний актива группы  проходило у меня дома, и Николай был в числе приглашенных участников.

Петр Григорьевич Зорин  - первый  человек  в  России, который привез  информацию об учении интегральной  йоги  Шри Ауробиндо, а затем  и соратницы Шри Ауробиндо и мистика Мирры Ришар об учении  йоги клеток. Даже в то время, когда граница России была накрепко  закрыта для выезда в другие страны, Зорин  регулярно выезжал  в Индию и привозил  книги  по йоге Шри Ауробиндо  на английском  языке. Из своих многочисленных учеников, он находил людей, которые занимались переводами этой литературы, а затем  распространял ее. Мы как дети радовались каждой из новых  книг, и у меня даже  собралась большая  библиотека. Тогда я изучала их и перечитывала  по нескольку раз; позже - раздала  своим знакомым. Мне так же посчастливилось  отредактировать две книги  Мирры Ришар.

Петр Григорьевич собирал на свои лекции полные залы слушателей, кроме  того, он владел  гипнозом  и как психотерапевт  проводил  консультации, помогая  многим  нуждающимся. На какое-то время, пока он не перехал за город, а я жила  в Ленинграде, мы с ним подружились, несколько раз  встречались, гуляли  и беседовали.  В тот период  Мирра Ришар стала  для меня идеалом  духовной  женщины. Биография и духовные реализации  этой женщины казались  уникальными. Мне даже снилось несколько снов, в одном из которых  мы сидели  с ней на берегу океана, она  что-то объясняла, а потом  сняла с себя кулон  с подвеской какого-то индийского божества и одела  на  мою шею, благословляя.  В другом сне, она сказала Шри Ауробиндо, показывая на меня:
- С ней надо только немного поработать и она станет совершенным  сосудом  служения.
 
Скажу о Мирре Ришар  буквально несколько слов. Мирра Альфасса (21 февраля 1878 — 17 ноября 1973), известная также под именем Мать — духовная сподвижница Шри Ауробиндо родилась в Париже  21 февраля  1878 года. Сначала она жила творчеством: состоялась как художник, писательница  и  музыкант; два раза выходила  замуж и родила ребенка. Интересуясь оккультизмом, госпожа Мирра Ришар посетила Тлемсен в  Алжире, где  с  1905 по  1906 годы проходила обучение у адептов  оккультизма  Макса Теона  и его жены. Определенно, нужно  было иметь  огромные заслуги  и способности, для того, чтобы получить  такую возможность. Я видела несколько  фотографий  Матери  Мирры той поры. На одной из них, она была похожа на божественное  существо, ее духовная  и внешняя красота затмевала все вокруг. Это восхитительное фото!
 
В своих дневниках  Мирра Ришар  описывает, что Теон  был реализованным  мистиком и достиг  определенных  достижений, например, он мог  достаточно долго питаться  только  соком апельсинов. Но как! Он  ложился на диван, ставил  в область желудка  фрукты  и моментально апельсины  оставались  без сока, высыхая на глазах. Или он мог позвать свои тапочки из другой комнаты,  и они приходили к нему сами  без посторонней помощи. Думаю, главные его достижения останутся для нас тайной, потому  что о таких вещах не принято говорить вслух. Через  год  Теон  таинственным образом исчез. Хотя его достаточно долгое время  разыскивали друзья, а потом и  полиция, но все было безуспешно. Никто так и не узнал, что с ним произошло.

                В дальнейшем, я буду называть Мирру Ришар - Мать. Вернулась  во Францию Мать посвятила  себя дальнейшим поискам духовного пути. В своих дневниках она пишет: «Между  1911 и 1913 годами серия  психических  и духовных опытов открыла  для меня не только существование Бога, но так же и возможность объединения с Ним в интегральной реализации  его сознания и деятельности. Это знание и практическая дисциплина  для его воплощения  были даны мне во сне несколькими учителями, некоторых из которых  я повстречала затем на физическом плане».

В  1914 году вместе со вторым  мужем, известным французским художником, Мать отправляется в Индию  для встречи со  Шри Ауробиндо. В нем она сразу узнала того, кто на протяжении многих лет  внутренне  руководил ее духовным развитием. Она пробыла в  Индии  11 месяцев, но была вынуждена вернуться во Францию из-за разразившейся  первой Мировой войны. В это время она разводится с мужем, а годом позже  уезжает в  Японию, где живет  4 года. В 1920 году Мать возвращается в Индию. «Индия моя истинная родина, страна моей души и духа»,- пишет она.

 В  ноябре  1926 года Шри Ауробиндо создает  Ашрам (храм)*, который располагался  в  двухэтажном  доме, подаренном  одним из его учеников. Когда, вернувшись в Индию, мать впервые  пришла туда, то  поднимаясь  по лестнице на второй  этаж, где находилась комната  Шри Ауробиндо, что-то заставило ее обернуться и посмотреть  вниз. Неожиданно она  встретилась взглядом  со Шри Ауробиндо, который  там  стоял и внимательно смотрел на нее. Будто молния пронзила их обоих в самое сердце. Они спонтанно  и безошибочно постигли, что не должны больше расставаться, что их связала судьба для очень важной духовной  работы.

Вскоре Мать переехала в  Ашрам,  и Шри Ауробиндо поручил ей решать все материальные и духовные вопросы общины. Она пишет: «Шри Ауробиндо и я всегда являемся одним и тем  же сознанием, одной и той же личностью». Многим  индийским ученикам  Шри Ауробиндо  это не понравилось. Женщина, да еще иностранка!  Однако,  несмотря на это  Мать  продолжала  работать, хотя  ей  пришлось столкнуться  с  множеством трудностей внутреннего и внешнего плана.

Впоследствии  Шри Ауробиндо сообщил  Матери, что для того, чтобы результаты практики  были наиболее  эффективны, одному из них  необходимо оставить  физическое тело и помогать  с тонкого  астрального плана, более эффективно заниматься  интегральной йогой. Мать первая предложила  «уйти», но  Шри Ауробиндо настоял на том, что  это будет именно он. Вскоре Шри Ауробиндо  серьезно заболел, начались проблемы  с  почками  и, через  достаточно короткое время, умер. Мать  стала  ежедневно общаться с ним на тонком плане  и получать инструкции по практике.

После смерти Шри Ауробиндо  Мирра Ришар возглавляла  Ашрам  50 лет, в результате  чего он вырос  в официально  признанное индийскими властями  Духовное общество. В  1952  году она основала  Международный Центр Образования имени Шри Ауробиндо, а в 1968 году  - интернациональный город Ауровиль в  Пондичерри. «Я отдала все - свою волю, жизнь и саму себя только  Богу, ради него я готова с безграничной радостью отдать всю свою кровь, каплю за каплей, если на то будет  Его Воля».

В  последнюю  часть своей жизни Мать подвергалась  безжалостному унижению со стороны некоторых учеников  административной группы  Ашрама, которые полностью изолировали ее  от внешнего мира и перестали пускать к ней даже близких  духовных учеников. Мать сохраняла необычайную  стойкость  духа и преданность  йоге Шри Ауробиндо. При любых  обстоятельствах  она  повторяла мантру  ОМ НАМО НАРАЙАНАЙИ   и утверждала, что ее клетки, преобразуясь, так же повторяют ее.

Поражает  тот факт, что в 1973 году, когда она оставила физическое тело в  возрасте 95 лет, ее останки  сразу  вынесли  на обозрение посетителей. Была весна  и  стояла  50 градусная жара. Ее тело расположили  в помещение, в котором не было ни одного вентилятора, и  специально включили огромной мощности прожектора, направляя  на него лучи. Люди, которые сделали это,   жаждали доказать, что тело  разлагается  и значит Мать не реализовала  йоги клеток, а следовательно ее учение ложное. Тело  действительно моментально подверглось распаду,  и эти «ученики» радовались своим убедительным  доказательствам. Жестоко, не правда ли?

Дело в том, что в ранней индуистской и до сих пор в буддистской традициях тела  некоторых реализованных йогинов  после смерти  могут не разлагаться несколько дней,  а некоторые йогины уходят в мир иной в своих физических телах, не оставляя после себя ни следа. Вспомним Иисуса из Назарета, который так же покинул этот бренный мир. Некоторые тибетские  ученики  проверяют  реализации  духовного  Учителя после его смерти, потому  что при жизни, Учителя  не выказывают  своих духовных постижений  открыто. Они очень скромны  и живут, не привлекая к себе никакого  внимания. А  после кремации их тел, в пепле  находят  различные драгоценные камни, оставшиеся нетронутыми огнем  или хорошо  сохранившиеся внутренние органы, например, сердце или ухо, другие реликвии  или части тела.

Лама  Сопа Ринпоче, один из буддистских учителей ФПМТ*, собрал невероятную коллекцию реликвий   многих великих йогинов  и учителей. В  стеклянных колбочках  собраны реликвии Будды Шакьямуни, Будды Кашьяпы, Кармапы Дусума Кхьенпа, Еше Цогьял,  Ламы Цонкапы*, Ламы Атиши, Йогина Миларепы и многих других реализованных  мастеров. Выставка  реликвий проводилась  во многих странах мира, а когда она проходила в Петербурге в стенах  Буддийского Дацана, то я даже видела реликвии  моего первого  духовного  Учителя  Кирти Ценшаба Ринпоче. Я отдала дань памяти женщине способной поразить воображение - Мирре Ришар. Теперь вернусь к своему скромному пути.


Г Л А В А  7. У Ч И Т Е Л Я  ИЗ  И Н Д И И. Итак, с  Николаем  мы были знакомы много лет, у нас  завязалась дружба. В то время  мы оба были молоды  и искали  духовный  путь. Поэтому, наверное, Николай обрадовался  моему звонку. Я спросила у него, не знает ли он хорошего  учителя  по хатха  йоге.
- Слушай, я тут познакомился с одним монахом из Индии. Мне он показался очень  интересным.  Он практикует  раджа - дхираджа  йогу  и йогу Патанджали, и поселился у одного моего знакомого. Он также обучает асанам. Давай я тебя с ним познакомлю!
 - А ты уверен, что он настоящий учитель?

 В те годы в Ленинграде распространились предсказатели и ведуньи, наследственные колдуны и  «сниматели» порчи. Многие газеты пестрили их фотографиями и предлагаемыми услугами. Они не вызывали у меня  никакого доверия, а наоборот  угрозу, зарабатывая  на страданиях несчастных  людей.
- Ты познакомься для начала, а потом  мы вместе подумаем  и обсудим, какой он учитель, - ответил  Николай.  И мы договорились о встрече.

Это была «двушка»  в Купчино, недалеко  от  Проспекта Славы. Нам открыл двери  мужчина  лет  40, достаточно красивый, смуглый, с  большими темно - карими глазами. У него была длинная  борода  и черные, как смоль вьющиеся  волосы, спускавшиеся  на плечи. Одет  он был в оранжевые монашеские одеяния саньясина.
По квартире разносился  запах индийских ароматических палочек, и стало  как-то удивительно хорошо. Он пригласил нас  пройти на кухню, где было светло и солнечно. Когда  мы сели  за круглый  стол пить  чай и беседовать, я  с любопытством изучала  нового знакомого. В то время  я не говорила на английском,  и пришлось  пользоваться любезностью Коли. Он давно и хорошо владел им, что по тем временам было исключительно редко для русского человека.

                Монах  представился  нам  Дадой*  Шивананда. Во время  разговора  я уловила  будто  знакомые выражения  лица и манеры  поведения, свойственные именно  индийцам. Было ощущение, что  я раньше  встречала  этого человека, хотя в  реальности  это было невозможно. В то время  я очень  поверхностно знала  индуизм, но  мы все же немного поговорили о нем. Вскользь  мы коснулись различных  Божеств  и направлений  йоги,  и Дада сказал, что он поклоняется  Тримурти, то есть  Шиве*, Брахме* и Кришне*. 

Я  спросила, чему  учит  йога, которую он проповедует. И он охотно рассказал, что его учитель Шри Шри Ананда Муртиджи*, который  основал  в  Индии  5 января  1955 года организацию «Путь к  Блаженству», впоследствии  она выросла в социально - духовное движение, филиалы которого работают  более, чем  в  200  странах мира. Наиболее крупные центры созданы  в  США, Италии, Дании, Франции, Германии, на  Филиппинах, Тайване и в других странах.

Девиз  «Пути к  Блаженству» - самореализация и служение всему сущему, поэтому она занимается не только йогой и медитацией, но и созданием социальной помощи. Открываются  детские сады, школы и колледжи, строятся  больницы, дома  для пристарелых и отделения  для  помощи  женщинам, находящимся в сложных ситуациях, а также оказывается психологическая и гуманитарная помощь, раздача продуктов  и одежды неимущим. У организации  также есть своя социально экономическая теория, основанная на универсализме и важнейших человеческих ценностях.

Шри Ананда Мурти - переводится, как воплощение Блаженства, но ученики часто называют его просто Баба, то есть Отец  или самый любимый. Сначала Баба работал бухгалтером на железной дороге и был обычным  человеком, но затем  получил духовное посвящение  у  одного  реализованного йогина, стал практиковать  и  развил в себе неверояные способности, сиддхи.  Через  некоторое время  Баба  дал посвящение  в йогу нескольким знакомым, постепенно  вокруг него собралась большая группа людей, индийских  духовных искателей. Тогда он создал не только сообщество  мирских семейных  духовных  Учителей, но с  1962 года начал обучать монахов, авадхутов  или санньяси, а с 1966 года и монахинь, авадхутика.

Баба обучал учеников  по сахаджа* йоге, которая  состояла из 6 уроков, а потом  по вишеша*, садхарана* и прарамбхика* йоге. Он также  давал уроки  по  асанам*, мудрам*, бандхам*, пранаяме*, духовным  танцам для женщин - каошики*, для мужчин - тандава*. В целом, Баба называл свою йогу Раджадхираджа йога, то есть королевская йога  или Тантра йога, а выпускники получали звание ачарьи*.
Баба придерживался  теистической  традиции, считал, что Бог, Парама Пуруша*, создал всю Вселенную, и она существует  в нем, поэтому все существа  его дети. Благосостояние одного человека неразрывно связано с коллективным благополучием, с принципом справедливости, безопасности и мира для всех. 
- К великому  сожалению  21 октября 1990 года Баба ушел из жизни, но его дело продолжается и я один из многих, кто служит  ему до сих пор.

Меня заинтересовал рассказ Дады, я почувствовала сильную связь с индуизмом, потому  что  он был наиболее близок моему сердцу. 
- Дада, а вы можете  научить  меня йоге?-  вдруг  спросила я.
- Да, конечно, но только  хатха, остальному  я  обучаю  мужчин. Но у нас есть  учителя  женщины,  и  я смогу вас познакомить с ними, прямо здесь, в Ленинграде. Именно они  и обучат вас  йоге.
- А они тоже монахини?

- Да, конечно. Они прошли специальное обучение и получили  сан  брахмачарьи* или ачарьи. Совсем скоро сюда приедет  Диди*, и я обязательно вас познакомлю с ней. Обещаю! А  для начала, приглашаю вас придти на занятия по хатха йоге.
Дада  был прост в общении, говорил мягким голосом и много  улыбался. Я не нашла ничего в его рассказе, что  могло бы  насторожить.  Пожалуй, впервые я  встретила  настоящего практика йоги, да еще из самой Индии. Чувство радости  и надежды охватили мое сердце, и мы с Колей обещали придти к нему на асаны. А через некоторое время  Коля сообщил, что из  Финляндии приехала монахиня, которую  звали  Диди Шьяма, она была родом из Бразилии, но закончила обучение  в  тренинг  центре в  Швеции и была распределена в Ленинград.

                Диди Шьяма оказалась  молодой и достаточно полной женщиной, но с очень милым  личиком и курносым  носиком. Она была в оранжевых одеждах саньясина, как и Дада, но в отличие от него, носила не оранжевое, а белое сари. Она была брахмачарьей*, а Дада ачарьей*. На голове  Дады  красовалась  оранжевая  чалма, а Диди покрывала голову и плечи специальной оранжевой накидкой.
 
Диди Шьяма  показала мне несколько асан специально предназначенных для женщин, которые я должна была выполнять регулярно два раза в день. При этом  она так  ловко и легко владела своим полным телом, что  вызывала удивление. После нескольких встреч, я  попросила ее об инициации*, и  она обещала  в скором времени  дать духовное посвящение. Припоминаю, что это было начало апреля. На улице еще лежал  снег, и было холодно. Диди пригласила  меня  на  Парголовсую, в квартиру, которую она сначала снимала, а затем  выкупила  у хозяев.

Одна из комнат в квартире Диди была практически  пуста, а все пространство пола покрывал  белый палас. У окна стоял только  журнальный столик, на котором  в большой рамке находилась  фотография  Шри Шри Ананда  Мурти. Когда  я увидела фотографию, то отчетливо вспомнила, что  уже видела ее раньше. Однажды в Аибге  кто-то оставил  у нас  журнал с фотографиями  современных идуистских Учителей  по йоге  и,  пролистывая его, я  мысленно выбрала подходящего  для себя. Это был  Шри Шри  Ананда Мурти.
 
Занавеска  на окне, сквозь рисунки которой можно было видеть падающий хлопьями снег, слегка покачивалась от ветра, проникающего в щели плохо закрывающейся балконной двери. Пахло ароматическими палочками. Мы сели с Диди на ковер напротив друг друга, и она дала мне посвящение, проведя специальный ритуал, а потом дала  духовное имя. Она назвала меня Акальпа, то есть та, что  за пределами проявленного  мира. После посвящения  на  душе стало спокойно  и легко.

Вообще  вся практика, которую мне постепенно начала давать Диди, заключалась в 6 уроках, их нужно было делать четыре раза в день, но Диди дала мне сначала только первый урок. Потом  она рассказала о Шиве, просветленном йогине, который жил в Гималаях около 7500 лет назад и практиковал Тантру, которая  возникла в  Индии. Шива первый  систематизировал и обобщил все существующие в то время Татры, а затем  передал  учение своим ученикам.

 Шри Шри  Ананда Мурти положил  учение Тантры в основу  своей  Раджадхираджа йоги, он назвал ее  фундоментальной духовной наукой, которая управляет всеми  сферами  человеческой жизни  и включает в себя способы познания, восприятия и обработки  информации, выходящей  за рамки ограниченного мышления. Он  так же считал, что Тантра является пробуждением скрытой духовной силы в  человеке и объединением  ее с  Космическим Сознанием.

Потом  Диди  подробно  расспросила  о моей жизни, и я рассказала ей о Аибге.
- Хорошо, что ты уехала оттуда, - сказала она, выслушав меня. - Только тебе нужно обязательно вернуться, чтобы поставить окончательную точку в этой истории, а заодно забрать вещи.  По возвращении, если  захочешь, можешь переехать  жить ко мне.
- Как?
- Прямо так! Переедешь и будешь жить со мной в этой квартире. Но сначала забери свои вещи и освободись  от связи с теми людьми.
Она  считала  это очень важным  и потому  я пообещала, что съезжу  в Аибгу  как можно скорее.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ