К истории росписи Режской церкви

Владимир Минцкер
К истории  росписи Режской  Преображенской церкви

Режская Преображенская церковь в Сямженском районе Вологодской области успешно восстанавливается стараниями неравнодушных людей. В 2013г я впервые увидел д. Монастырская и режские церкви, тёплую Николаевскую и холодную Преображенскую. Здесь жили и служили восемь известных мне поколений вологодских предков.

Сохранилась богатая настенная роспись Преображенской церкви, сделанная в академическом стиле талантливой рукой.

В куполе изображены «Святая Троица», ангелы, архангелы. На стенах - деяния Христа, «Возвращение блудного сына», евангелисты Марк, Матфей, Иоанн, Лука, в полный рост Григорий Пельшемский, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, «Успение Богородицы», «Воскресение Христа», «Рождество Христа», "Сретение", «Снятие с креста», «Сошествие Святого Духа», изображения Марии, Иосифа, Симеона, Анны. Некоторые композиции   утрачены, отдельные сюжеты трудно определить.

Читаю надпись на стене внутри храма  "..... Александръ ?убцовъ и .....  мастер.. живописи Д...???чаковъ…». Краска осыпалась.

Мне  не даёт покоя желание узнать историю мастеров, расписавших храм.

Возвращаюсь к сделанной надписи на стене с указанием живописцев.

Пользователь социальной сети под ником "Лилиана Моор" в 2012г прочла: "...живописец Александръ Рубцовъ … маст. живописи Татчаковым". "Лилиан Моор" сделала подробное описание настенных росписей храма и их состояния. Сейчас, со временем, всё больше утрачивается роспись, осыпается краска.

Читаю с увеличенной фотографии:"...Александръ ??бцовъ … мастером живописи  Д… Т??чаковымъ…". Будете в храме, посмотрите внимательно. Что  прочтёте?

Все же я вижу церковно - славянское написание - не буква "о", а буква "ук". Пишется, как "о" с двумя хвостиками сверху и звук - "у". Имена Д. Турчаков и Александр (Р)убцов. Но "Р" затерта.

Удалось встретить потомка вологодского художника  Д.Турчакова. Рассказывает  правнучка «мастера живописи», Ирина.

«…Прадед Дмитрий Турчаков реставрировал фрески Святогорского храма Воскресения Христова Грязовецкого уезда в начале 20-го века. Над одним из входов в храм  прадедушка оставил надпись: "Реставрировал мещанин Дмитрий Турчаков".
 
Иконописью, настенной росписью и реставрацией занимались и  три его сына, один из них - мой дедушка Н.Д.Турчаков. Семья жила в деревне Святогорье Грязовецкого уезда Вологодской губернии в двухэтажном пятистенном  деревянном доме.

 У прадеда была артель, человек 10 - 15, в которую входили и его сыновья на равных условиях с членами артели. …После революции из-за отсутствия работы Турчаковы большой семьей уехали в Петербург в 1922г…»

Д.П.Турчаков писал и иконы. Известна икона (вологодских) Сямженских чудотворцев Св.пр.Евфимия и Св.пр.Харитона руки этого мастера.
 

Я пытаюсь найти авторов композиции и эскизов настенной росписи Режской Преображенской церкви. Для этого знакомлюсь с традицией церковной росписи, историей росписи известных храмов, вологодскими художниками рубежа ХХ -ХХ1 веков.

Художественное решение росписей нового храма по традиции создаётся в совместной работе священника, архитектора и художника. В храме с имеющимися росписями или  фрагментами задачей их дополнения и обновления является  гармоничное совмещение с учетом стиля и цвета. http://www.projects.uniyar.ac.ru/fresco/russian/techn.
Тотьма. Краеведческий альманах. Выпуск 1booksite.ru

Священник заказывает росписи - выбирает композицию и сюжеты, объединенные общим планом,  определяет их расположение внутри храма, которое должно подчиняться литургическому действию.

Подбираются исполнители росписи храма. Работа художников и мастеров живописи проводится по благословению священника.

Художник выполняет эскизы росписей. Делаются модели купола и сводов. Стиль определяется архитектурой храма и согласовывается со священником храма. Эскизы росписей выполняются на бумаге и  картонах.  Эскизы  художник согласовывает с заказчиком - священником.

По эскизам художника росписи выполняет мастер-живописец с артелью/бригадой. Бригада  должна быть хорошо сработавшейся. Таким вологодским мастером живописи был Дмитрий Петрович Турчаков, который имел артель  из 10-15 мастеров. В артели/бригаде были и три его сына.

Священник на всех этапах сопровождает создание настенной  росписи.

Холодная каменная Преображенская церковь Режского Николаевского прихода строилась и расписывалась много лет. Строительство, по данным имеющихся источников, было завершено к  1886г. Роспись  стен была начата в 1902г и закончена только в 1904г, о чём свидетельствует надпись на стене.

В 1886 - 1904гг в приходе служили и были причастны к строительству и росписи Преображенской церкви клирики:  священник Воскресенский Владимир Николаевич (служил в  1873 - 1896гг) и священник Голубцов Александр Николаевич (служил в    1896 - 1909гг). Несомненно, принимал участие и диакон Мальцев Афиноген Васильевич  (служил  в 1885 - 1910гг), мой прапрадед.



С мастером живописи понятно - Дмитрий Турчаков. Кто же автор композиции и эскизов настенной росписи церкви? Художник Александр Рубцов? Кто он? Народная молва передаёт - из академиков. Найти сведения о нём не удаётся.
 
Рисунки и фотографии  росписи стен известных храмов расходились по России. Знаменитым художникам, рисовавшим эскизы настенной росписи и непосредственно выполнившим её, подражали менее именитые мастера церковной росписи. Наиболее часто копировали настенную роспись Владимирского и Успенского соборов в Киеве и храма Христа Спасителя в Москве.

В конце 19 и начале 20 веков в России приобрел большую популярность стиль модерн.  В это время его приверженцы, живописцы Михаил Врубель и Виктор Васнецов, работали в Киеве, который  стал центром церковной росписи. В моём понимании каноническим является византийский стиль церковных росписей. Этот изначальный стиль сменяется академическим. На рубеже 19-20 веков академический стиль перетекает в стиль русский модерн.

Как создавалась роспись храма Христа Спасителя, которая часто копировалась?  В сооружении и росписи Храма Христа Спасителя участвовали самые известные мастера России.

Проектный чертёж храма выполнил архитектор и инженер К.Тон. Сохранились рисунок общего вида храма Христа Спасителя, выполненный  неизвестным художником по  чертежу К. Тона и  картина 1883г Ф. А. Клагеса, показывающая внутренний вид храма Христа Спасителя.
   
Росписи для храма Христа Сасителя были выполнены знаменитыми художниками: Верещагин, Суриков, Маковский, Бруни, Тюрин, Седов, Крамской, Семирадский и другие. Всего работало  38 живописцев. В списке два вологодца - В.Верещагин и П.Тюрин.

Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А.Т. Марков взялся за композицию  плафона главного купола храма Христа Спасителя. В качестве исполнителя росписи он пригласил воспитанника Академии, портретиста И. К. Макарова. Не удовлетворённый результатами его работы, профессор А.Т.Марков обратился  к воспитаннику Академии И. Н. Крамскому. В свою очередь, Крамской для осуществления работ пригласил  художника Н.А.Кошелева.

Роспись главного купола по композиции А.Т.Маркова делали И.Н. Крамской, Н.А. Кошелев и Б.Б.Вениг.

Эскизы для росписи стен Храма готовил и художник А.А.Иванов, автор картины «Явление Христа народу». Стены Храма расписывали живописцы К.Е.Маковский и В.М. Васнецов. В.И. Суриков создал традиционные для древних храмов изображения Вселенских Соборов.

Сделавшая описание росписей Режского храма "Лилиан Моор" отмечает, что для росписи купола использована композиция художника И.Крамского в плафоне купола храма Христа Спасителя в Москве.

Продолжаю интересоваться вологодскими школами и мастерами живописи, которые могли быть причастными к росписи Режского Преображенского храма.

Весьма вероятно, что на роспись Режской Преображенской церкви большое влияние оказала Стрелицкая Преображенская церковь. Обе холодные церкви принадлежали Тотемскому уезду Вологодской губернии.
 
В конце ХХ - начале ХХ1 веков одним из лучших в Тотемском уезде считался Стрелицкий Преображенский храм с прекрасными настенной живописью и иконостасами. Историки церкви отмечают, что роспись его стен производила сильное и глубокое впечатление на богомольцев. У Режских прихожан, вкладчиков в постройку храма было желание сделать свой храм значительнее Стрелицкого.

Стены и своды Стрелицкого Преображенского храма в 1835 - 36 гг были расписаны знаменитым костромским церковным живописцем И.А.Вагеновым.

В  куполе Стрелицкого храма изображен Единый Бог в Трех Лицах. Над окнами и между окнами купола на простенках изображены Ангелы, славящие Бога Творца.
По церковному своду в восьми картинах изображено сотворение мира и человека.
Под связями по четырем стенам, над верхними окнами в одинадцати картинах представлены: земной рай, грехопадение прародителей, наказание за грех, изгнание из рая, события до и после потопа.
Между верхними и нижними окнами по стене в пятнадцати картинах изображены события от Моисея до пришествия Христа  и события Евангельской Истории. В простенках между нижними окнами написаны в пяти картинах чудеса и деяния Апостолов.
Живопись в главном алтаре Преображенского храма также исполнена И.Вагеновым. Всего в храме им написано 77 картин.

В 1898-99 годах Вагеновская живопись была переписана без  изменения рисунка вологодским живописцем В.И. Шаховым (1874 - 1945). Он имел в Вологде иконописную мастерскую.

В.Шаховым также произведена новая роспись стен в трапезной.

В арке, ведущей из трапезной в церковь,  Шаховым изображены во весь рост Преподобные Феодосий Тотемский Чудотворец и Васссиан Тиксненский Чудотворец. На потолке в трапезной написаны  картины большого размера с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве. В центре - Преображение Господне, на правой стороне  - Сошествие Св. Духа на Апостолов,  на левой  - Успение Божией Матери. На восточной стене написаны  картины - " Тайная вечеря" и " Воскресение Христово". В простенках между окнами  написаны изображения по  притчам "О блудном сыне",  "О Мытаре и Фарисее".

Кто ещё из вологодских художников мог оказать влияние на росписи Режской церкви?

Известный и значительный вологодский живописец Платон Тюрин (1816 - 1882) выполнил роспись стен Вознесенского собора Тотемского Спасо - Суморина монастыря в 1860 - 70гг. Роспись стен утрачена. Сохранилась роспись купола. "Троица" - тот же сюжет, что в Режском Преображенском храме. П.Тюрин - участник настенной росписи храма Христа Спасителя в Москве. http://www.booksite.ru/fulltext/1to/tma/alm/ana/17.htm

Художники вологодского края начала XX столетия - А.А.Борисов и Ф.М.Вахрушов, А.Н.Каринская и Д.Э.Мартен. Богатырски сказочной видит природу Александр Борисов. Мягкую трепетность подмечают Феодосий Вахрушов и Анна Каринская. Седая старина затерянных деревянных скитов поражает у  Дмитрия Мартена.

Феодосий Михайлович Вахрушов (1870-1931) - пейзажист, портретист и монументалист.
Большинство его работ связано с природой и архитектурой Русского Севера. Исследователь и собиратель народного искусства, основатель собрания краеведческого музея Тотьмы. В 1913г расписал по собственным эскизам кафедральный Тотемский Богоявленский собор и домовую церковь Тотемского духовного уездного училища. Стеновая роспись Тотемского Богоявленского собора, выполненная Ф.Вахрушовым, утрачена безвозвратно.

Вахрушов родился в Тотьме. С 1889г он учится в Академии художеств в Санкт-Петербурге,  ученик И.Е.Репина. В 1897г получает диплом и свидетельство  преподавателя рисования в средних учебных заведениях.

Вахрушов в 1897г зачисляется в штат помощников профессора живописи, вологодца В.П. Верещагина, возглавлявшего работу по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. В период с 1897 - 1913гг  Вахрушов занимается монументальной живописью, изучает стиль росписей В.М.Васнецова, работавшего в Киеве во Владимирском соборе в 1885–1895 гг. Влияние этого мастера проявляется в работах Вахрушова, выполненных в храмах Тотьмы.

Среди картин мастера начала ХХ века выделяется «Портрет Елены Михайловны Рябковой» (1905г). Портрет посвящен дочери именитого купца и первой красавице Тотьмы. По легенде, молодой художник Вахрушов познакомился с ней незадолго до отъезда в Академию художеств и страстно влюбился. В расписанных им храмах Тотьмы в образах Девы Марии и одного из ангелов отмечались черты купеческой дочки. http://www.krassever.ru/articles/society/orthodoxy/48.

Лики архангелов на росписи купола Режской Преображенской церкви Тотемского уезда  имеют несомненное сходство с  «Портретом Елены Рябковой» Феодосия Вахрушова.


История  настенной росписи Режской Преображенской церкви ещё ждёт разгадки.