Рейс длиною в жизнь стр. 92

Наталья Якубович
 
                МАЙОР ЯКУБОВИЧ
   В мае, когда начался очередной весенний призыв, возвраща-
ясь из Владивостока, наш поезд остановился на станции Хаба-
ровск I. Обычно, когда наш поезд следовал без пассажиров, смена
локомотива происходила на сортировочной станции Хабаровск
II, за несколько километров до вокзала. Почему-то мне сразу же
подумалось о том, что-то должно случиться впереди, на станции
Хабаровск I. И я не ошиблась.
На перроне, от звёзд на погонах, зарябило в глазах. Спустив-
шись с подножки вагона, я оказалась в центре внимания не только
военной комендатуры, но и генералов, которые радушно улыба-
лись мне. Ничего не понимая, что происходит, я пыталась вник-
нуть в смысл того, о чём они говорят. Кое-как, придя в себя, я
поняла, чего хотят от меня военные. Они просили меня увезти
курсантов учебной части в Новосибирск, на что я, естественно,
согласилась.
В Хабаровске ко мне отношение со стороны военных всегда
было хорошее. Пока я давала команду проводникам для погрузки
курсантов учебной части, я не видела, что происходит в штабном
вагоне. Проводники штабного вагона грамотные, коммуникабель-
ные, им моя опека не требовалась.
Пришло время отправления эшелона. Ко мне подошёл гене-
рал и спросил, улыбаясь: «Ну, довезёшь?» «Конечно, довезу»,-
ответила я, не подозревая, что мог означать этот вопрос.
Прощаясь с офицерами на перроне, я в последний момент
заскочила на подножку уже отходящего поезда. За моей спиной
топтался какой-то капитан. До конца перрона я махала рукой
из открытой двери всем провожающим офицерам. Затем закры-
ла дверь, вошла в вагон и опешила. Там стояла мёртвая тишина.
Офицеров штаба эшелона не было. На мой вопрос к капитану,
где штабисты, он ответил: «Эшелон ведёте Вы, а я дан Вам в по-
мощь». Теперь мне стал понятен смысл вопроса генерала о том,
довезу я учебку, или нет?
Посмеявшись над словами капитана, приняв его ответ за шут-
ку, занялась своими служебными делами.
На вторые сутки нашей поездки состав нашего поезда подъ-
езжал к станции Карымская, где в комендатуре дежурил молодой
офицер, недавно прибывший на службу. Со мной он ещё не был
знаком. Время было вечернее, мы с капитаном сидели в одном из
купе штабного вагона, после ужина пили чай.
Поезд остановился, мы услышали громкие шаги по коридору.
К открытой двери купе подошёл лейтенант. Отдав честь капитану,
он сказал, что ему нужен майор Якубович. Капитан невозмутимо
показал на меня. Я рассмеялась, сказав, что это не так, что капи-
тан пошутил, что фамилия моя Якубович, но я вовсе не майор.
Молоденький лейтенант растерянно потеребив бумажку в руках,
протянул её мне со словами: «Вот, по «циркулярке» пришло»
(циркулярная связь – это многоадресная связь, электросвязь, при
которой сообщение, передаваемое из одного пункта, поступает
одновременно на несколько других пунктов). И продолжил: «На-
писано, что воинский эшелон ведёт майор Якубович Н.А.». Когда
я прочитала телеграмму, мне стало не до смеха. На протяжении
двух предыдущих дней на станциях приходили коменданты, но
ни один не обмолвился о моём, так называемом, «назначении».
Все знали меня и отнеслись к сообщению со всей серьёзностью.
Так я стала «майором», что дало мне право на всех основани-
ях разрешать конфликты, возникающие между солдатами.
И, всё равно к этому, нежданному своему назначению, я от-
неслась с юмором.
По возвращении домой, я рассказала обо всём дочке и её мужу.
Через несколько дней зять поехал на машине в город Минеральные
Воды в качестве охранника, сопровождающего груз. Обратно дол-
жен был лететь самолётом. Но, все билеты оказались выкуплены
хоккейной командой «Авангард», возвращающейся в Омск после
матча. Зять, имея авантюрный характер, пошёл в военную комен-
датуру аэропорта, где безапелляционным тоном заявил, что он зять
майора Якубович и ему срочно надо улететь в Омск. После чего был
сопровождён в самолёт, и совершенно бесплатно улетел домой.
Возможно, так бы история и осталась только в памяти моей
да проводников. Но, только впоследствии, случай с циркулярной
телеграммой, в которой было указано: «Эшелон ведёт майор Яку-
бович Н.А.»,- сослужил мне добрую службу. Ведь благодаря цир-
кулярной связи обо мне узнали во всех комендатурах России.
               
продолжение следует