через тернии к звездам

Дина Иванова 2
/эссе в двух частях/


Лишь гении доступны для толпы!
Ho ведь не все же гении — поэты?!
Не изменяй намеченной тропы
И помни: кто, зачем и где ты....
/И.С./

Часть первая.
(до концерта)

Музыкальная гостиная вновь пригласила…
И на сей раз, обещан Игорь Северянин.

Задумала эссе…
И как-то спонтанно всплыла известная фраза - Per aspera ad astra…
В переводе это звучит как: «к звездам, преодолевая трудности на пути». А наиболее употребляемо – «через тернии к звездам».
Так появилось название…

Нелёгкая судьба досталась практически всем поэтам Серебряного века.
Многие пришли к нам через запреты, забвения…
А звёздный небосвод их принял, и получаем мы теперь тепло от их сияния.

Имя Игоря Северянина официально замалчивалось отечественным литературоведением до конца 80-х годов прошлого столетия.
Первое полное издание его книг у нас появилось в 90-х. годах.
Но за последние годы  уже более двадцати изданий  увидели свет.

Интересно то, что безымянные стихи поэта пользовались популярность давным-давно.
Вспоминаю, как впервые узнала  имя – Игорь Северянин.
Это было В Риге, в середине прошлого столетия,
Был школьный вечер поэзии и романса.
Галя К., наша «заслуженная, народная» исполнила на бис романс – «Это было у моря».

Нина Александровна,  любимая Нинушка, учительница  литературы, спрашивает её:

   - Чьи слова у этого романса? - Галка багровеет, почти шепотом – «Я не знаю».

   - А я знаю. – Поэта Игоря Северянина. Появится интерес, я вам расскажу о нём. В программе его нет. Поговорим о поэте на внеклассном часе.

Внеклассный час тогда растянулся на все три.
Показав нам портрет и  издаваемые Игорем Васильевичем за свой счёт брошюры, она  рассказывала  так много интересного об одним из её любимых поэтов.
Стихи Нина Александровна  читала наизусть, завораживая нас музыкальным  звучанием строк.*

   - Российский поэт Игорь Северянин был очень неординарной личностью. С 8-лет он активно писал в самых разных жанрах, - строго, официально начала учительница.

   - Нина Александровна, а почему его книг нет, и мы только сейчас узнаём его имя?

Это был наш общий вопрос, но смелости хватило только у Галки. Она знала много романсов на его стихи. Строки романсов  были нам понятны, они волновали девичьи сердца.

   - Милые барышни, запомните – давление авторитетных имён…. очень напрягает толпу. Поэт любил  в ходе выступлений подтрунивать над собой и публикой, –  она с улыбкой декламирует:

Каждая строчка—пощечина.
Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

   - Резонанс был, - внимательно посмотрев на нас, Нина Александровна читает вновь:

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо.
Не по таланту своему,—
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих Словах.
Во мне выискивали пошлость.
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь.
Тот пишет кистью площадной.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон,
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон…

Так, уже в те годы мы узнали, что все началось с высказывания Л.Толстого. Он однажды назвал стихи Северянина пошлостью. Многие газеты и журналы подхватили, и бурлящий потоп  разгромных рецензий затянулся на годы.
 
    - Ярлыки они долго не смываются, - продолжила учительница, -
Маяковский тоже добавил немало острых строк  в адрес поэта.

А из сигарного дыма
ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!

Нина Александровна напомнила нам, что Маяковский  гремел в те годы как поэт-трибун, певец революции. Он  не принимал  есенинские «березки»,  «изящные изделия» Северянина. - «С ними на белых бандитов не пойдешь».

    - Окончательно развело поэтов, которые дружили почти пять лет, громкое событие, – продолжала Нинушка. - В феврале 1918 года, в Большой аудитории Политехнического музея проходило избрание «Короля поэтов».  Принять в нем участие мог любой желающий. Больше всего об участии заявили поэты-футуристы. Приехал из Эстонии  и  Игорь Северянин. Главным и сильнейшим  среди участников был Владимир Маяковский. В его победе никто не сомневался. В ходе соревнования, однако, произошло непредвиденное. Публика  шумно выбрала музыкальные, «изящные изделия»  Северянина. Он получил большинство голосов и корону - «Король поэтов».

 Отныне плащ мой фиолетов,
Берэта бархат в серебре;
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре

Резко возрос интерес к Северянину. Его активно приглашали, появляются и его книги. После получения почётного звания Северянин вернулся в небольшой эстонский посёлок Тойла.

Учительница спросила нас, помним ли мы историю и итоги  заключения Брестского мира. Наше молчание было ответом.

   - Так вот, - Нинушка покачала головой, - после заключения Брестского мира и получения Эстонией независимости поэт оказался в вынужденной эмиграции.

Нет, я не беженец и я не эмигрант -
тебе, родительница, русский мой талант,
и вся душа моя, вся мысль моя верна
тебе, на жизнь меня обрёкшая страна!

Северянин страдает вдали от Родины. Пишет много, спешит…  В Эстонии за 1919-1932- годах активно издавались его книги. 
Критики отмечали, что поэт в стихах и публицистике меняет  приоритеты. Рассуждает с болью о своей судьбе, о России. В воспоминаниях Северянина представлена галерея творческих портретов поэтов, музыкантов. В глубине души Игорь Васильевич сохранил особое отношение к Пушкину, к Маяковскому.

Взволнованный голос Нинушки передаётся нам.

Есть имена как солнце!
Имена –
Как музыка! Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
       Или:
Он – это чудное мгновенье,
Запечатлённое в веках.
Он – воплощенье Вдохновенья,
И перед ним бессилен прах.

   - Имя Пушкина Северянин заносит в ряд своих высших ценностей.  -  «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» – патетически прозвучал голос Нины Александровны.

Запомнилось и то тепло, с каким учительница говорила о  чувствах Северянина к Маяковскому.
Она зачитала отрывок из его мемуаров: -
«Я теперь жалею, что в свое время недооценил его глубинности и хорошести…».

Мой друг, Владимир Маяковский,
В былые годы озорник,
Дразнить толпу любил чертовски,
Показывая ей язык…

Помню, как в класс зашла уборщица со шваброй, мы её здорово побаивались.
Нинушка заканчивала свой рассказ. Наша строгая Эльза присела за последнюю парту и прослезилась…

   - Северянин больше не встретился с Родиной, - голос Нины Александровны дрогнул.

После многих мытарств и тяжёлой болезни поэт скончался в оккупированной фашистами столице Эстонии – Таллине, в конце 1941 года. Его могила находится на старом Александро-Невском кладбище. Вряд ли кто-нибудь проходил и проходит равнодушно мимо памятника, где эпитафией высечены горькие строки из стихотворения поэта «Классические розы».

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб! 

Воспоминания о классном часе дороги, но захотелось многое уточнить, пополнить знания из  современных публикаций о поэте.
Спасибо Интернету… информация богатейшая…

Узнаём, что  в посёлке Тойла есть домик-музей Игоря Северянина.
И, как бы,  своеобразным пропуском на концерт, мы  берём строки из воспоминаний Б. Окуджавы.
Он однажды побывав там, был потрясен тем, что, оказывается, всю жизнь имел неверное представление об этом поэте, что невежество и навешанные ярлыки мешали ему по-настоящему взглянуть на большого и яркого поэта Игоря Северянина.

Появилась надежда, что теперь-то многие из нас готовы понять и прочувствовать всю глубину и изысканную красоту поэзии Игоря Северянина….

Часть вторая.
(Концерт)

Малый зал консерватории заполняется любителями музыкально-поэтических вечеров.
Настроение приподнятое.

Вечер открывает автор и энтузиаст поэтических вечеров, уже знакомая нам по композициям «Поэзия и музыка Серебряного века», Татьяна Старченко.

  - Вас ожидает удивительный вечер встречи с самобытным, ярким поэтом.
Мы посвящаем этот концерт  100-летию со времени присвоения Игорю Северянину звания «Король поэтов» и его выступлениям в Минске.
Встреча с поэтом всегда отмечались, как интереснейшее событие. И, как отмечали современники,  он не читал свои "поэзы", он их как бы напевал…

Позовите меня — я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтет…
Кто не слышал меня, тот меня не постиг
Никогда — никогда, никогда — никогда!

Сегодня знакомый нам голос Белорусского радио - Олег Винярский,  актер и режиссер, позволит вам постичь и насладиться красотой строки и глубиной чувств Игоря Северянина.


…. Тихо звучит знакомое произведение Равеля - фортепианная сюита «Гробница Куперена».

Это камертон к пониманию… Равель – Северянин ..
Один, вошел в историю как реформатор музыки начала 20 века, другой – реформатор слова…
И начинается, можно так сказать, спектакль одного актёра.

Красивый, статный актёр, в сюртуке и бабочке, вальяжно проходит по сцене, небрежно бросая то тут, то там листки…
И вызывающе читает:

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

Зал аплодирует.
Актёр меняется на глазах.
И так доверительно «отправляет» слушателям «автопортрет со стороны», в котором  Поэт  показывает себя в истинном свете.

У О.Винярского отличная дикция, богатый интонациями голос.
Зал притих.

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой
Он – в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

Олег Александрович откровенно говорит: - «Для меня "читка" всегда была (и остается!) очень интересным способом самовыражения».

И далее, в ходе всего концерта проявляется незаурядный талант режиссёра-постановщика.

Тщательно продуманы темы, музыкальный фон.

Тихо льются звуки музыки  Э. Грига - "Песня Сольвейг" к драме Генриха Ибсена "Пер Гюнт"…
Ведущий открывает тему – Судьба поэта.
 
Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя — кстати ль?
Пусть песнь твоя — мгновенья звук пустой, -
поверь, найдётся почитатель.
----
Величье мира – в самом малом.
Величье песни в простоте.
Душа того не понимала,
Нераспятая на кресте.
Теперь же, после муки крестной,
Очищенная, возгордясь,
Она с мелодией небесной
Вдруг обрела живую связь.
Освободясь от исхищрений
Когтистой моды, ожил стих, -
Питомец чистых вдохновений
И вешних радостей живых.
И вот потёк он ручейково…

Ручейково следуют стихи о природе.
Музыкальный фон – «Времена года» П.Чайковского.

Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплён!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблён!
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»...
Какой простор! какая воля!
Какие песни и цветы!
----
Сонные сонмы сомнамбул весны
Сонно манят в осиянные сны.
Четко ночами рокочут ручьи.
Звучные речи ручья горячи.
Плачут сирени под лунный рефрен.
Очи хохочут песчаных сирен.
----
Мне нравится унылая природа
Мне дорогого Севера с красой
Свободного славянского народа
С великою и гордою душой.

Трогательно и душевно вливаются устами чтеца  в души слушателей чувства поэта любви к Родине.

О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Тема любви – сквозная тема всего концерта.

Звучит такая нежная, божественная музыка -  «Вокализ» С.В.Рахманинова.

С лукавинкой читает актёр:

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада — в любви...
И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам...
Монастырского леса озёра,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблён и любим...

И понимаешь-принимаешь: для поэта НАЧАЛО — ЭТО ВСЕГДА ЖЕНЩИНА…

Моя ты или нет?
Не знаю… не пойму…
Но ты со мной всегда, сама того не зная.
Простишь ли ты мои упреки,
Мои обидные слова?
Любовью дышат эти строки,
И снова ты во всем права!
----
И ждите, ждите любви раската!..
Ловите женщин, теряйте мысли...
Счёт поцелуям — пойди, исчисли!..
А к поцелуям финал причисли, —
И будет счастье в удобном смысле!
----
Люби меня, как хочется любить,
Не мысля, не страшась, не рассуждая.
Будь мной, и мне позволь тобою быть.
Теперь зима. Но слышишь поступь мая?
Мелодию сирени? Краски птиц?
Люби меня, натуры не ломая!

Актёр прощается с залом:

Сверкните, мысли, рассмейтесь, грезы!
Пускайся, Муза, в экстазный пляс!
И что нам — призрак! и что — угрозы!
Искусство с нами, — и Бог за нас!..

Цветы, аплодисменты…
Прижимая к груди букет роз, Олег Николаевич, прощаясь, читает:

Не от тоски, не для забавы
Моя любовь полна огня:
Ты для меня дороже славы,
Ты — всё на свете для меня!
Я соберу тебе фиалок
И буду плакать об одном:
Не покидай меня — я жалок
В своём величии больном…

Послевкусие…
Нам создали  атмосферу праздника.
Праздника ПОЭЗИИ.
Удивительный  душевный комфорт.
«Поэзы» Северянина, богатое музыкальное сопровождение в душе свершали чудо: нет серого, будничного.
Есть светлое, тревожное, торжественное.
Есть в нашей жизни торжество любви!!
---
* Все тексты стихов сверены с оригиналами.