Почему люди страдают амнезией?

Друг Народа
В предыдущих публикациях речь шла об одной особенности, присущей нашим людям. Речь идет об амнезии, то есть о потере памяти. Амнезия, в той или иной степени выраженности, – это довольно распространенное явление. Но чаще всего, когда говорят об амнезии, то речь идет об ее индивидуальных проявлениях. То есть о забывчивости или о провалах в памяти, характерных для отдельных индивидов. Причины, которые влияют на индивидуальную амнезию, могут быть многообразными.  Индивид может потерять память или испытывать определенные затруднения с воспоминаниями, по различным причинам. Они могут быть физическими, могут быть психологическими. Так, индивид может потерять память от воздействия физической травмы. Он может испытывать затруднения с памятью и из-за психологических проблем. В целом медицинская наука и психология выделяют множество видов индивидуальной амнезии.

В чем отличие коллективной амнезии, присущей нашим людям, от ее индивидуальных проявлений? Конечно, здесь явно выражены психологические причины. Здесь, слава богу, амнезия не обусловлена физическими травмами. Причины того, что наши люди массово склонны к забывчивости, в том, что они склонны, буквально через 10-20 лет уже не помнить важнейшие события из истории своей страны, не в физическом воздействии на те части их мозга,  которые ответственных за хранения информации, в том числе о  коллективном прошлом. Причины таких склонностей обусловлены больше культурой, чем с физическим насилием.

Амнезия столь распространена на постсоветском пространстве, во многом,  благодаря воздействию культурных норм общества.  Под их воздействием большинство наших людей подверглись интеллектуальной деформации своего сознания. Благодаря  интернализации  культурных норм своего происхождения, нашим людям массово присущи такие интеллектуальные пороки как: затруднения с   соблюдением норм логического мышления, неумение различать мнения и факты, неразвитость чувства объективности, быстрая смена предпочтений. В совокупности они влияют и на способность людей размышлять о прошлом, помнить или забывать события, которые происходили с ними на индивидуальном или коллективном уровне.


То есть мы видим, что на способность людей помнить свое прошлое, на способность более или менее объективно оценивать его влияют не только историческое образование масс, которое включает в себя школьное образование, регулярное ознакомление масс историческими фактами через литературу, кино и СМИ.  Историческое образование во многом зависит и от политики памяти, проводимой властью или оппозицией. Здесь явное преимущество, на первый взгляд, у власти. Ведь она имеет возможность проводить свою политику памяти через систему образования, через государственные и провластные СМИ. Однако мы помним, как  советская власть, несмотря на ее тоталитарное устройство, быстро лишилась своего контроля над историческими представлениями советских людей, когда в эпоху гласности и перестройки, возникли альтернативные концепции истории, продвигаемые оппозицией. Те исторические представления, которые в течение десятилетий насаждала советская власть, были разрушены и отброшены за два-три года. За несколько перестроечных лет, массы признали советскую официальную версию истории  фальсификацией  исторических фактов, и стали по своей привычке безоговорочно верить новым версиям истории, продвигаемых советскими либералами и националистами. Также мы знаем, что большинство тех, кто тогда, в очередной раз, безоговорочно поверил в перестроечную версию истории, сегодня проклинают ее, а так же тех, кто их знакомил с ней.

Почему наши люди склоны к таким крайностям, почему они так быстро увлекаются, а потом так же быстро забывают свои очередные увлечения?   Как это влияет на историческое сознание общества? Здесь нет только одной причины. Историческое сознание, как и способность народа, быть более взвешенным  в своих взглядах и их пересмотре, зависят от многих причин. Но анализ таких способностей, характерных для различных народов, позволяет прийти к выводу, что они в основном зависят от общего интеллектуального уровня общества. А интеллектуальный  уровень общества зависит, прежде всего, от уровня развития философии, психологии, социологии, культурологии. То есть тех сфер общественного сознания, функциями которых является развитие теоретического мышления, развитие способности к рефлексии. И пока  развитие теоретического мышления будет оставаться на сегодняшнем низком уровне, мы не сможем изменить и качество исторического образования масс. А массы с таким историческим образованием будут и дальше  носителями крайне противоречивых и  изменчивых представлений о своей истории, будут склоны к амнезии по поводу самых важных событий своей истории.