Почему Екатерине II не понравился портрет Рослина

Алина Алексеева-Маркезин
    Александр Рослин.Портрет Екатерины II.   1776 - 77  Национальный музей Швеции.
     Портрет Екатерины II, Федор Степанович Рокотов, 1780-е.Эрмитаж.

    Шведские искусствоведы говорят о Рослине, как, возможно, о самом важном художнике своей нации.

    Рослин довольно часто предъявлял повышенные требования к сходству в портретной живописи. В его портретах можно найти более широкий спектр типов лица, чем это характерно для искусства XVIII века, и иногда физиономическая точность Рослина кажется даже слегка чрезмерной.

     Картины Рослина кажутся современным глазам проницательными, точными и индивидуализированными намного выразительнее, чем многие портреты других художников восемнадцатого века.

    Иногда склонность Рослина к точности приводила его до беды, как с его государственным портретом Екатерины II в 1776 году (Санкт-Петербург, Эрмитаж).

      Дело в том, что шведский художник оказался слишком правдив. Екатерина привыкла к тому, как её изображали российские художники: и помоложе, и порумяней, и соблазнительней.

Императрица была глубоко разочарована картиной и утверждала в письме к барону Гримму:«Он изобразил меня шведской кухаркой и сделал на 20 лет старше»

      Всё же художнику выплатили обещанную сумму и сказали до свиданья. Но история портрета на этом не кончилась. Императрица велела позвать … Рокотова и поручила русскому художника заново написать портрет. Сохранив весь антураж шведского портрета, скопировав платье и интерьер, Рокотов заново написал лицо императрицы, изобразив её такой, какой она привыкла себя видеть.

      Впрочем и в изображение платья художник внёс некоторые коррективы: вместо глухого платья с воротником он изобразил довольно глубокий вырез, а заодно сделал более пышным бюст императрицы.

       Приверженность Рослина к правдоподобию требовала большего времени на исполнение, что лишало его прибыльных комиссионных.

          Высокий уровень, установленный Александром Рослином, был одним одной из причин, по которым позже критиковали более известных художников. Когда в 1785 году журнал «General de France» оценивал таланты молодой Элизабет Виже-Лебрён, лучшей похвалой ей была «победа над Рослином», поднятие портретной живописи на новые высоты. Вероятно, он был превзойдён, но его достижения достаточно значительны, чтобы уделять его творчеству сегодня более пристальное внимание.