Александр Рослин.Портрет Екатерины II. 1776 - 77 Национальный музей Швеции.
Портрет Екатерины II, Федор Степанович Рокотов, 1780-е.Эрмитаж.
Шведские искусствоведы говорят о Рослине, как, возможно, о самом важном художнике своей нации.
Рослин довольно часто предъявлял повышенные требования к сходству в портретной живописи. В его портретах можно найти более широкий спектр типов лица, чем это характерно для искусства XVIII века, и иногда физиономическая точность Рослина кажется даже слегка чрезмерной.
Картины Рослина кажутся современным глазам проницательными, точными и индивидуализированными намного выразительнее, чем многие портреты других художников восемнадцатого века.
Иногда склонность Рослина к точности приводила его до беды, как с его государственным портретом Екатерины II в 1776 году (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Дело в том, что шведский художник оказался слишком правдив. Екатерина привыкла к тому, как её изображали российские художники: и помоложе, и порумяней, и соблазнительней.
Императрица была глубоко разочарована картиной и утверждала в письме к барону Гримму:«Он изобразил меня шведской кухаркой и сделал на 20 лет старше»
Всё же художнику выплатили обещанную сумму и сказали до свиданья. Но история портрета на этом не кончилась. Императрица велела позвать … Рокотова и поручила русскому художника заново написать портрет. Сохранив весь антураж шведского портрета, скопировав платье и интерьер, Рокотов заново написал лицо императрицы, изобразив её такой, какой она привыкла себя видеть.
Впрочем и в изображение платья художник внёс некоторые коррективы: вместо глухого платья с воротником он изобразил довольно глубокий вырез, а заодно сделал более пышным бюст императрицы.
Приверженность Рослина к правдоподобию требовала большего времени на исполнение, что лишало его прибыльных комиссионных.
Высокий уровень, установленный Александром Рослином, был одним одной из причин, по которым позже критиковали более известных художников. Когда в 1785 году журнал «General de France» оценивал таланты молодой Элизабет Виже-Лебрён, лучшей похвалой ей была «победа над Рослином», поднятие портретной живописи на новые высоты. Вероятно, он был превзойдён, но его достижения достаточно значительны, чтобы уделять его творчеству сегодня более пристальное внимание.