Михалыч

Юсуф Айбазов
МИХАЛЫЧ, или как я был золотоискателем.

ПРОЛОГ.



Немного забегу вперед. Добрались мы все-таки до заветного места, поднялись на эту столовую гору. Там не было ни золота, ни трупов, ни вообще следов человеческой деятельности.
Михалыч был вполне натурально ошарашен:
-Нету.. Ничего нету.. Не может быть..
Я не сдержался, расхохотался. Смеялся я долго, а он был очень серьезен.
-Михалыч, а почему ты не смеешься? Это же был розыгрыш, и он вполне удался!
-Юрок.. Невероятно.. Такого не может быть. Это какое-то наваждение. Посмотри по сторонам, ты видишь желтый туман?
-Да нет никакого тумана, немного пасмурно, и всё. Дай-ка я посмотрю радиационный фон.. ого-го! Счетчик аж воет.. и сколько показывает? О! Зашкаливает. Явно  повышенный фон, как на урановом руднике. Давай-ка ноги уносить, пока еще в состоянии. Да и вообще, может, мы не туда попали, ты может, заблудился?
-Да нет.. место то самое. Давай-ка, сходим, поднимемся на вон ту скалу, там мы ружья спрятали в нише..
Ружья, завернутые в рюкзак, и еще какой-то инструмент были там. Я был слегка удивлен:
-Ну и ну-у.. Так ты всё-таки бывал здесь.
-Да был я здесь. И золото было рассыпное, и трупы оставались.. Но после нас здесь еще побывали. Не знаю. Может случайно наткнулись.. Но тогда не стали бы трупы убирать. Нет, наверное, кроме этих дураков еще кто-то знал о месторождении, друзья, родственники.. они, наверное,  и захоронили..

 Так, давай-ка проверим на радиацию, ружья и инструмент  тоже, наверное, фонят? Нет.. чуть-чуть повышенный фон. А вроде недалеко, тут метров двести. Удивительно.. А что - есть туман?
-И тумана нет.. - тот был растерян.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

С Михалычем я познакомился при довольно странных обстоятельствах.
 Я шел по рынку в том месте,  где  продается разная мелочевка, как его в народе называют, блошиный рынок, барахолка... без определенных намерений, не очень внимательно разглядывая разложенный на земле нехитрый товар, который неоднократно был в употреблении. Сзади раздался негромкий голос:
-Парень, купи часы...
Я оглянулся, рядом стоял мужичок довольно потрепанный, какой-то потерянный, не бомж, но, пожалуй, первый шаг сделан в этом направлении.
Пользуясь случаем, скажу - я и сам выглядел на тот момент не намного лучше.  Переживал что-то вроде хронической усталости. Дела мои пошли наперекосяк. Семейная жизнь не ладилась.. в общем, переживал не лучшие времена. Я вообще довольно равнодушно отношусь к своей внешности, а тут неприятность за неприятностью, в общем, сам далеко не ушел от того мужичка.
Было ли у меня предчувствие, что с ним в мою жизнь войдут события, которые круто изменят мою жизнь? Не знаю. Может - и было.. Во всяком случае ощущение, что я знаком с ним очень давно, имело место.

В руках у него были женские часики с браслетом из желтого металла.
-Золотые, небось? - подмигнул я, у меня, пожалуй, вышло не столько иронично, сколько издевательски.
Но мужичок  не смутился: не то не понял, не то не принял моего хамоватого тона, ответил просто:
-Не знаю..  Сказали -  золотые, бес его знает, но мне деньги нужны.
-Ну-ка дай посмотрю, - я взял часики в руки, стал рассматривать, - И почем нынче золото для народа?
-Чирик, - коротко, но твердо сказал он.
-Надеюсь, торг уместен? - так же насмешливо продолжал я.
-Нет, - он проявил неожиданную твердость. - Мне нужен чирик.
-Почем у вас часы? - проходящая мимо огромного телосложения дама спросила неожиданно высоким голоском.
Тот уже рот раскрыл, собираясь ответить, но я довольно грубо прервал:
-Торг состоялся, мадам. К сожалению вы опоздали буквально на несколько минут.
Она нехотя пошла дальше.
А у меня мелькнула мысль - а ведь "мадам" неслучайно заинтересовалась. Она почти наверняка знает толк в ювелирных штучках, сходу поняла, что это золото.
Я развернул часики - крышка тоже оказалась желтая. А это почти стопроцентный признак, что золотые. Только вот.. меня смущала цена, этот термин - чирик.
На тот период чириком называли тысячу. Но в разные времена так называли червонец, то есть десятку, и четверть... Но тысячу часики не могут стоить, если золотые.  Я не знаток, но по моим прикидкам они должны стоить тысяч двадцать.  Может, эту сумму имеет в виду мужичок? Или все-таки десять тысяч?  Но как выяснить?
-Беру, - сказал я твердо. - Только мне интересно стало - почему именно чирик?
-Тут видишь.. - замялся он. - Я с бабой живу,  а его сынок на своем Москвичонке  поцарапал иномарку, крыло задел, и фара треснула. Оказалось, у него страховки нет. А там какие-то крутые. Хорошо хоть не стали сильно наезжать, сказали чтобы дал тысячу на запчасти, а работу сами оплатят.
-Тебя звать как? - поинтересовался я.
-Алексей Михалыч.. Уткин, - представился он. - А так, просто Михалыч..
-Гм.. Давай, знаешь, как мы сделаем, Михалыч.. - начал было я, но он перебил меня:
-Нет, нет. Мне деньги срочно нужны..
Я отсчитал тысячу, вручил ему, и продолжал:
-Так вот, Мхалыч, если это золотые часы, то они стоят намного дороже. Давай сходим к ювелиру, если он скажет, что часы действительно золотые, я тебе дам еще тысячу. Или две.
-Дык.. Часы стоят намного дороже, это старинные швейцарские, еще дореволюционные.. Только.. а тебе какой интерес? - было видно, что он колеблется, ищет какой-то подвох.
-Интерес у меня такой, что не хочу воспользоваться затруднительным положением человека, мне чужие деньги не нужны.
Он был озадачен, если не сказать ошарашен.
-Дак, а если не золотые, стало быть ты заберешь деньги обратно?
-Нет. Если не золотые - красивая безделушка, подарю кому-нибудь.
-Ну пошли сходим.. только  мне срочно надо деньги отнести, меня же ждут..
-Давай я тебя отвезу, уладим эту историю с иномаркой, а потом займемся часами.
-А ты что, на машине? Ну давай, поехали.. - он выглядел растерянным.

Там оказывается той иномарки-то - старенький "Форд", владельцы молодые ребята. Они еще раскопали какие-то поломки, цена выросла до полутора тысяч. Радиатор надо паять, решетку задели..
-Вот видишь, Михалыч, я так и знал, еще проблемы вылезут. В общем, вот, ребята, ваши полторы тысячи, разбегаемся, никаких претензий?
Они довольно поспешно согласились, остались вполне довольны.

Мы с Михалычем поехали в центр, зашли в большую часовую мастерскую. Пожилой мастер посмотрел наши часы, заявил:
-Это антиквариат. Часы  Швейцарские,золото высокой пробы, такой механизм после 1880 года не выпускали. А цена.. Если не торопиться.. найти любителя-коллекционера.. думаю - тысяч двадцать пять.. а то и тридцать.
-Видал, Михалыч, как выходит? Ну сколько тебе еще дать? - спросил я, когда вышли из мастерской.
А тот совершенно растерялся:
-Ну дай еще тысячу..
Отвез Михалыча домой, он стал меня приглашать, но скорее  из вежливости, я пообещал - в другой раз. Он как-то несмело попросил мой телефон, а я записал его номер.

Часики я, конечно, продал, с неожиданно свалившимся на меня двадцатником быстро поправил свои расстроенные дела. В общем, там долго рассказывать - я продал участок земли, но мои покупатели не смогли оплатить, предложили вернуть  свои деньги, забрать обратно участок, а я их задаток в половину суммы потратил,  купил еще участок.. да еще с документами вышли сложности..
В общем, я разрулил ситуацию.

Дня через три позвонил Михалыч:
-Юра, ты далеко? Не можешь приехать ко мне, баба моя прихворнула, скорую не дождешься, а на такси дорого..
На их счастье я был недалеко, сказал, что буду через три-пять минут, чтобы были готовы.
Они ждали у подъезда дома, у нее, оказывается, начинался гипертонический криз. Тот случай, когда всё решают минуты.
В скорой быстренько привели ее в чувство, предложили полежать в стационаре недельку..
Мы еще раз съездили к ним домой,  завезли в больницу посуду, личные вещи. Купили на обед ватрушки, кексы.. чай там нальют, хотя на довольствие не поставили...

-Юра, ты знаешь, у меня к тебе разговор есть, - нерешительно заговорил Михалыч, когда я его подвез к дому. Есть одно дело..
-Надеюсь - дело на миллион? - я его слова воспринял не очень и серьезно, какое может быть дело у зачуханного, раздавленного жизнью мужичка?
-Да нет.. - пробормотал он. И еще что-то добавил, я не расслышал, но не стал переспрашивать. А зря.
-В общем,  будут затруднения,  звони, - видимо тон мой был обычный, беспечно-легкомысленный.
-Спасибо, Юра за всё, выручаешь.. - растрогался он.
-Да какие мелочи, не за что. Ну, давай, Михалыч, пока.. звони если что.. это я перед тобой в долгу..