Марковы из деревни Баскаково

Александр Зельцер 2
Марковы из деревни Баскаково: "пока не выбрали свой жизненный путь..."

Рассказ череповчанина Валентина Ивановича Маркова, записанный в 2012 году.

"Деревня Баскаково Матуринского сельсовета Череповецкого района расположена на левом берегу реки Шексны в 7 км от Череповца. Происхождение поселений с таким красивым названием Баскаково, как считают историки, связано с татаро-монгольским игом. Предполагают, что основаны они баскаками, сборщиками дани для Золотой Орды. Поселений с таким названием по России очень много. Откуда и когда поселились Марковы на Баскакове?
Старший сын Иван (дед В.И. Маркова - прим. ред.) родился в 1878 году на Баскакове, там же родились Василий, Григорий, Александр. Вывод: основались Марковы на Баскакове примерно в 1875-1876 годах. На Баскакове свободных земель не было, а у Терентия (прадеда В.И. Маркова - прим. ред.) 4 сына. И было принято решение всей семьей уехать в Измайлово Ярославской области, где была возможность обустроиться. Дом и все хозяйство оставили старшему сыну Ивану Терентьевичу, где он и прожил 77 лет. Дом, в котором жили Марковы, сохранился до настоящего времени.
Теперь о доме. (...) В те времена, которые я описываю, он был крыт соломой (...) Дом состоит из двух половин. Первая – большая летняя изба, несмотря на, что в ней была русская печь, и вторая половина – зимовка. В ней проходила круглогодичная повседневная жизнь. Зимовку я отмечу особо. Первое. Это большая глинобитная, а не кирпичная печь внушительных размеров. На ней можно разместиться 2-3 человекам и не будет тесно. Такая печь в хозяйстве была необходима. Нагрев воды, корма для скота, выпечка хлебов и так далее, при этом она служила парилкой, то есть в печи мылись. Была еще маленькая кирпичная печка, которую топили по вечерам в морозные дни. Между летней избой и зимовкой были сени с небольшой кладовкой. В сенях стоял каменный жернов, на котором мололи зерно.
Из зимовки был выход во двор, который был разделен на три части: одна часть – для телят, вторая – для овец и ягнят и самая большая – для 2-3 коров и лошади. На потолке двора была запасы на зиму и там же стояло мотовило, которое напоминало карусель. На него наматывали пряжу с веретен и на нем вели подготовку к установке на ткацкий станок, называемый кросна. В зимнее время он стоял в зимовке. В переднем углу – иконы на полочке и лампадка. Часы-ходики с подвешенным дополнительным грузом к гире. Время на Баскакове определяли не по солнышку, а по гудку льнозавода, который располагался где сейчас судоремонтный завод. Он давал гудок на начало рабочего дня в 8 часов, на обед и с обеда и на конец рабочего дня. В тихую погоду гудок был хорошо слышен. По этому гудку жил и город. За домом был сенник внушительных размеров. На берегу реки Шексны было налажено производство кирпича. Там были печи для обжига кирпича, стеллажи для просушки, емкости, где готовили глину.
В период коллективизации это все было тихо ликвидировано. В 1935-1939 годах деревня была еще похожа на деревню с крестьянским укладом, несмотря на то, что был уже организован колхоз «Ударник». Жив был пожарный сарай с до блеска начищенным пожарным насосом. Рядом чистый пруд. В поле кузница, рядом – гумно с овинами и в нем веялки для провеивания зерна. Посреди деревни площадь и на ней лавка, в которой было все: от керосина до селедки и чая, сельхозинвентарь и другое. Чем мне запомнилась лавка, так это ароматом. Такого быть нигде не могло. Только в деревенских лавках и им подобных.
Деревня напоминала ухоженное крестьянское хозяйство. Все было на своих местах. В 1935-1939 годах деревня еще была похожа на деревню. Нигде не было чепарыжника и других сорняков. Коровы и овцы, возвращаясь из пастьбы, подравнивали травку и не давали разрастаться сорнякам. Корова была в каждом доме, а у некоторых были овцы и ягнята, а кур и цыплят – не сосчитать. Это все было до войны. Самая главная примечательность деревни – это колодец, который был в единственном числе. Он находился у дома Марковых. Колодец сохранился только на фотографии. Глубину колодца не определить, но воду увидеть можно. У основания холма, на котором находится деревня, был незамерзающий, с кристально чистой водой ключ, который поил водой деревни Баскаково и Циково. От деревни до ключа – 0,4-0,5 км.
В Измайлове Василий обзавелся хозяйством, одной только земли было 60 десятин. Это для тех времен большое состояние. Не меньшее состояние – это три сына и четыре дочери. Успел до этого времени повоевать на японской, а потом на Первой Мировой войне и вернуться домой полным Георгиевским кавалером. Все бы хорошо, да наступило время коллективизации. Был председателем колхоза и кому-то помешал, в итоге сослали в Сибирь. Старший сын Михаил ездил в Москву и добился приема у Всесоюзного старосты М.И. Калинина и в итоге отец вернулся. Оставаться там было небезопасно, и он с семьей вернулся в Баскаково, а потом купили домик в Макаринской роще и жили там, пока все не выбрали свой жизненный путь".

Послесловие: родители Валентина Ивановича Маркова - Иван Иванович и Павла Петровна - в конце 1920-х годов переехали из Баскакова в Череповец. Иван Иванович много лет трудился на железной дороге.
В 1930-е годы для железнодорожных рабочих отвели большую территорию за вокзалом для строительства домов. Там, на улице Мелиоративной Марковы и построили себе дом. У Ивана Ивановича и Павлы Петровны родилось шестеро детей, Валентин был старшим.