Самовары на Благовещенской

Александр Зельцер 2
Самовары на Благовещенской, или новая жизнь старого дома

Елена Булатова

«Когда Вас в Москве приглашают, скажем, к двенадцатому самовару, то, по этикету, нужно спросить, когда встает сам «глава». И ежели он встает в шесть утра, то в пол-седьмого на столе горячий самовар для него. В семь часов для «самой», (…) в половине восьмого для странного народа (странники, богомолки), затем для молодой хозяйки, для детей, для монашек или монахов и так далее. Самовар имеет свое назначение и название каждые полчаса, и двенадцатый самовар в этом доме был семейный, и Василий Васильевич, почитая мать, всегда к нему приезжал. Это, собственно, даже и не самовар, а обильный завтрак, кроме чая есть и кофе, и шоколад, все, что хотите. К этому самовару приезжают родные или избранные закадычные друзья».

Эта картинка ушедшего в прошлое купеческого быта, оставленная нам русской писательницей-эмигранткой Маргаритой Викторовной Имшенецкой (1883-1972) в книге «Забытая сказка. Письма об ушедшей любви, об ушедшей России», вспомнилась мне в связи с посещением нового музея «Благовещенская старина» (ул. Социалистическая, дом 52). В нем представлена частная коллекция разновеликих по размеру и возрасту самоваров, которая впечатляет даже старшее поколение, имевшее личный опыт чаепития «с самоваром»! Представляю, что чувствуют дети, видевшие самовар разве что в книжке К. Чуковского «Мойдодыр». Помните?

«Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня».

Кстати, «пузатым» самовар был совсем не обязательно. Как только не выглядело его тулово: яйцевидное, «кубок победителя», в форме вазы и полувазы, в форме греческого кратера, в форме банки, пули и т.д. Все это можно увидеть в музее, а также услышать интересный рассказ об особенностях конструкций и материалах, шедших на изготовление самоваров, о традициях русского чаепития. А потом и самим приобщиться к этим традициям, отведав чая из стакана в подстаканнике. (В этой связи хочется отметить заслуги РЖД по сохранению и популяризации истинной чайной посуды).

Самовары – самоварами, но всякий неравнодушный к истории черепанин знает, что нынешняя улица Социалистическая (в обиходе – «Социалка») есть частично сохранившийся уголок старого города. Именовалась она ранее красивым звучным именем – Благовещенская! Почти все дома Благовещенской снесены или перестроены до неузнаваемости. Поэтому тем более ценно для нас, что дом № 52 – двухэтажный особняк из красного кирпича - сохранен и отреставрирован.

Интересна история этого дома. В нем, а также в соседнем доме № 50 располагалось до революции Череповецкое женское профессиональное училище, созданное стараниями И.А. Милютина и его сподвижника купца 2-й гильдии С.П. Тарасова. Здания были связаны деревянной галереей на уровне второго этажа и составляли единый комплекс вместе с земельным участком в 17 соток. Здание на Социалистической, 50 Степан Петрович Тарасов пожертвовал училищу еще во время его открытия в 1887 году.
Второе здание, судя по архивным документам, построено в 1902 году. Однако эта дата вряд ли является точной. В книге, посвященной 25-летию женского профессионального училища, изданной в 1912 году, указано, что строительство было начато в 1907 году и завершено осенью 1908 года. Милютин и Тарасов не дожили до конца строительства.
В 1902 году хозяйственный совет училища возбудил ходатайство перед Министерством народного просвещения об ассигновании дополнительных средств на расширение учебных площадей в связи с открытием белошвейного отделения с трехлетним учебным курсом. Просили выделить 2000 рублей. Интересно, что такая сумма была выделена, но далеко не сразу – «на постройку деревянного одноэтажного здания для ремесленного класса».
А вот Городская дума, куда также обратился хозяйственный совет, рассмотрела прошение быстро и выделило солидную сумму в 11000 рублей. Вместе с долгожданными 2000 от Министерства и 1000 рублей от Почетного попечителя С.П. Тарасова сумма составила 14000 рублей, что позволило возвести каменное двухэтажное здание по проекту неизвестного для нас архитектора.

С открытием женского профессионального училища воплотилась давняя мечта городского головы Ивана Андреевича Милютина организовать в Череповце обучение девочек всех сословий. Существовавшая к тому времени Мариинская женская гимназия принимала дочерей дворян, чиновников, купцов. А кто же будет «опорой в семьях машинистов, мастеров, техников- умельцев, да и учителей в сельских школах? Где они, образованные дочери мещан, мелких чиновников, да и крепких крестьян?» По мнению Милютина и его единомышленника Тарасова, жена должна иметь хорошее образование, добрый нрав, быть рукодельницей и хозяйкой в семье, чтобы муж и отец семейства после работы шел бы с радостью домой, а не в кабак.
Открывая училище, Иван Андреевич сказал: «Пускай дает нам этот новый питомник: добрых, честных, толковых, разумно-трудолюбивых, бережливых, хороших пособниц своим матерям и своим семейникам; а потом, по совершеннолетии, пусть дети эти будут хорошими хозяйками, женами и матерями, и не мудрствующими лукаво истинными христианками, добрыми гражданками».

На первый курс Женского профессионального училища была зачислена 121 девушка. В дальнейшем численность учащихся увеличивалась. Так, в 1909 году она достигла уже 265 человек. И если поначалу программы обучения были весьма скромными, то к 1894 году в училище было уже 5 классов образовательных предметов и трехгодичный ремесленный курс.
В профессиональное обучение входили курсы кройки, шитья, белошвейного мастерства, огородничества, домоводства, анатомии, гигиены. В ремесленном классе было введено рисование. Преподавалась музыка, училище имело свой оркестр из балалаек и мандолин.
Социальный состав выпускниц был таков: мещанок – 50%, крестьянок – 38,57%, остальных (дочери почетных граждан города, чиновников, фельдшеров и т.д.) – 11,43%. Причем, среди последних – только две дворянки и две купеческие дочери.
Училище просуществовало вплоть до 1917 года. К сожалению, в советской России учебного заведения, повторяющего череповецкую модель профессионального женского образования, не возникло.
Небольшой экскурс в историю был необходим нам для того, чтобы понять, почему в новом музее на Социалистической, 52, представлена небольшая экспозиция, посвященная Женскому профессиональному училищу: учебные пособия, книги, фотографии, вещи, изготовленные руками учащихся. Таким образом сохраняется ПАМЯТЬ.

При подготовке очерка использована книга К.К. и М.К. Рыбниковых "Черепане и черепанки Северных Афин". Художественно-документальная повесть, Череповец, 2018.