Человек светлой души

Александр Зельцер 2
Очерк А.Г. Зельцера о Людмиле Васильевне Гагариной.

"…Я, к несчастью, родилась и выросла правдоискателем,

заступником униженных и оскорбленных".

Из интервью с Л.В. Гагариной. 2014 г.


Наше знакомство состоялось, наверное, в 70-х годах. Я знал Людмилу Васильевну как чуткого и талантливого журналиста газеты «Коммунист», а в дальнейшем - редактора «Голоса ветерана».
В начале 2000-х руководство дирекции по кадрам ОАО «Северсталь» решило придать особый импульс наставничеству как средству адаптации молодых рабочих в коллективе, и Гагарина начала регулярно освещать в газете эту тему. Я тогда входил в состав Совета наставников завода, и Людмила Васильевна несколько раз писала обо мне и наставничестве в копровом цехе. Она умела чутко слушать и слышать, я не помню у неё «прохладных» статей. Писала она только о том, что волновало её: о чуткости, честности, сострадании, отеческой опеке молодых… Несколько раз выходили её брошюры с обобщением опыта лучших наставников. По итогам работы группу активистов поощрили однодневной поездкой в Торово, Людмила Васильевна была с нами. На снимке в зимнем лесу она запомнилась: стройная, статная (настоящая русская красавица!), в шубе, которая ей очень шла.
В 2003 г. наше творческое содружество продолжилось при подготовке к 50-летнему юбилею копрового цеха. Молодой начальник цеха Алексей Константинович Самойлов (воспитанник известной школы СПЦ) отнесся к подготовке предстоящего праздника со всей серьезностью. Мне, как ответственному за выпуск юбилейной книги, было оказано всестороннее содействие. Помощники со всех участков цеха собирали воспоминания ветеранов, фото и документы, я работал в архиве и библиотеке. По взаимному соглашению Людмила Васильевна, тогда уже пенсионер, редактировала цеховые очерки у себя на квартире на ул. Юбилейной. Компьютером она не пользовалась, я привозил к ней пачки черновиков, она возвращала исписанные аккуратным очерком листки. Текст цифровали в цехе. К работе она относилась очень серьезно. На презентации в музее ЧерМК в 2008 г. книга получила высокую оценку, в своем выступлении я позволил себе пошутить: «Мы с Людмилой Васильевной не подписывали очерков, но их легко отличить: слабые, сухие и топорные очерки - мои; остальные - уважаемой Людмилы Васильевны!» Проект длился три года. Работать с ней было одно удовольствие, это была хорошая школа.
Последнее наше творческое общение случилось в 2013 г. Меня начала увлекать деятельность ассоциации жертв политических репрессий при Совете ветеранов города. Новый этап в работе ассоциации начался с проведения круглого стола в ЦГБ им. В.В. Верещагина в октябре 2013 г.
Собрались краеведы, писатели, члены ассоциации, библиотекари, представители Совета ветеранов ЧерМК, организации «Офицеры России», духовенство. Людмила Васильевна пришла как всегда элегантная, с красивой прической. Ей нездоровилось, она не выступала, но чувствовалось, что она глубоко сопереживает услышанным историям - для тех, кто знает её, это не могло быть иначе.
Последние годы жизни были, по её словам, омрачены «тумаками судьбы». В 2015 г. трагически ушел из жизни единственный любимый сын, она мужественно боролась с недугами. Друзья, коллеги и соседи поддерживали её, как могли. Она ушла из жизни по христиански 11 марта 2018 г.
На её долю выпало слишком много горя: детство в оккупации в тверской глубинке, сиротство при живом отце, ранняя смерть мужа, несчастье матери, гибель сына. Хочется поклониться в ноги этой русской женщине, оставившей после себя добрую память, книги, очерки, полные сострадания, чуткости, сопереживания к другим людям.
О чем она писала?
Два сборника о земляках - участниках Великой Отечественной войны «Победители» - будут востребованы читателями всегда. Гагарина была одной из самых активных членов образованного в 1996 г. Совета ветеранов ЧерМК. Но об этом пусть расскажут другие.
Уверен, что её друзья и коллеги дополнят мои скромные зарисовки.