Не было ни копья, а тут с деньгой сума

Владимир Басаргин
Пришла из степи ватага казаков Доховских, села у реки Лаба. За рекой горы кавказские. На предгорье народец черкес. Так себя нарекал этот народ. Вольготно жилось черкесу при кавказских горах, ранее они назывались русские горы. Земля жирная виноград наливался соком, гроздь не поднять. Стада ходили тучные не сосчитать. Но для казака это не Кавказские горы ,  а русские . Только черкес собирается спать-почивать, как из за реки Лаба как за свистят как за гикают- это казаки отдыхают песню играют. Захотелось черкесу глянуть, как казаки живут, какие у них девушки,  может  какую и умыкнуть можно. Дождался  черкес торжища, пришла ярмарка, нёс  черкес на торги свою справу, которую казаки называли черкеской, оружие с серебряными насечками. А казаки на ярмарке  меж торговых рядов ходят за порядком следят, чтобы из черкесов никто девушку не обидел, бабы сами за себя постоят. Недолго на ярмарке была тишь да благодать. Казак ведь он как  коли  драки на ярмарке нет, какой же он казак. Закипела драка. Повалился наземь ряд черкесских товаров, посыпался дорогой товар в пыль да грязь, черкес за свой товар с казаком в драку вступил и не один к нему пришло подкрепление, да и казак остался не один. Когда черкес во свояси  убрался, товар свой с собой взял, казак закон ярмарки признает товар только за деньгу не на шашку. Средь поваленных рядов лежал черкес, чтобы знать с кого спросить оставили черкесы с друга своего там, где он лег. Атаман подошел к телу, черкес лежал в пыли  как в перине с улыбкой на лице. Атаман строго спросил: « Чей»? «Мой». Сказал молодой казак. «Клои твой неси его к себе». Приказал атаман. Сказано, сделано взвалил черкеса казачина себе на хребет, донес до хаты, да на лавку в ней и положил. Только стало светать, на крыльце гости стоят, сродники  черкеса. Сторговались на серебро, серебро казаку, тело черкесам. С этого дня казак сродникам черкеса  кровник. Ждать да догонять, только время терять. Серебра хватило на коня вороного, седло и уздечку. Только смеркнулось, взял казак коня под узду да пустился вплавь через Лабу реку в гости к черкесам. Дедовский кинжал рыжий от крови в зубах. Только вышел на берег отряхнулся. Видит:  к Лаба- реке джигит коня под узду ведет. Кинжал деда казака не подвел. Вот уже джигит не в седле а поперек седла другого , его конь сирота обратно в аул ушел. Только стало светать на приступе хаты казака гости стоят сродники джигита. Сговорились обменял казак тело джигита на серебро. Хватило серебра на ружье с серебряной насечкой. Сродники джигита унесли на прощанье, сказав казаку: «Ты нам кровник». Ждать да догонять только время терять. Только стало смеркаться казак в седо, ружье на плече, шашка на боку, кинжал деда на поясе. Луна светит, звезды сияют, джигит верхом горну тропу пылит, казак ружье вскинул. Ужалила пулька свинцовая джигита прямо в  сердце, ранила. Рад бы джигит прилечь на траву горную да стремена не пускают. Так и доволок его конь до хаты казака. Только стало светать на приступе хаты казака гости  сродники джигита. Сговорились, обменял казак тело джигита на серебро, коня отдал так и так у него дело пошло. Всех сродников джигита  извёл казак, некому  с казака кровь брать .Построил казак дом  из кирпича, купил бричку, справу пошил новую, подковки на сапогах и те с серебра , сосватал такую казачку ну королевна лицом и  статью  красавица писанная, за ней преданного добра всякого не счесть в станице вряд ли сейчас найдешь  такого богатого казака как он.
Сей сказ поведал казак войско Терское Рязанцев Дмитрий.
                Сей сказ поведал казак войско Терское Рязанцев Дмитрий.
               



Кровь.
Лаба река граница, с одной стороны казак с другой стороны черкес. Но эта граница не для детей, сплавают на другой берег подерутся  после драки у костра посидят початки спекут раков на лазу бросят, да и разойдутся. Но коли ярмарка у казаков в станице, все тут. Среди казачат молода казачка уже не девчонка, но и не девушка. Стоит эта красавица писаная, у ряда черкесского,  дивичей наряд рассматривает, уж больно он ей глянулся. А черкес молодой  глаз от неё отвести не в силах, готов ей любое платье отдать только посмотрела б в его сторону. Сродники  казачки приметили, что их доченька вечерами на берег Лабы реки выходит, на черкесскую сторону поглядывает. А на другом берегу, молодой черкес  коня своего холит. Вроде как делом занят ,а сам глаз отвести не в силах от берега где молода казачка песню играет. Задумалась родня ,надо девку замуж выдавать, как бы не было беды. На покров сыграли свадьбу. Воля сродников не моги ослушаться. Пришло время принесла казачка мужу сына ,родня мужа ликует казак родился.
       На черкесском берегу каждый вечер молодой черкес коня холит. Как только стемнело, вошел  черкес в Лабу реку. Не долог путь у черкеса до хаты любимой да обратно  в аул через Лабу реку. Только  стало светать, проснулась станица, кто волком выл. То выла мать казака,  стоя над сыном своим а тот навзничь на базу лежал, невестка пропала внук в люльке кряхтит, люди добрые, где вы.
    У черкеса праздник у него есть жена, он её на кинжал взял там за рекой. Казака  забил его жену с собой увёл, скоро она ему сына принесёт. Время идёт казаки памятью живут, за пролитую кровь казаки Духовские деньгу не брать, только кровь.   ,Бабка внуку песни играет и  на черкесскую сторону кажет,  внучек видишь тот берег там кровь, возьми её. Черкес  жизни рад ,всё у него есть, конь да не один  табун, жена и сын.
В станице казак растёт ,без батьке , и мамке. Казачата  дразнят его, слабак тебе за батьку кровь не взять, тебе через Лабу реку не переплыть. Стоит за себя за себя казак, на масленицу в драке  нет ловчее его, на ученье в поле он первый среди равных. В рубке лозы, нет равных ему, но как песню играет, как спляшет, казачки с нетерпением ждут от него сватов, но не время сватов засылать , есть должок на черкесской стороне.
      А в ауле его брат по матери стоит за себя, по аулу не пройти , черкесы на пути стоят в спину кричат: « Куда идешь казак? Я джиг». Весь его ответ, нет в ауле сильнее борца, любого коня оседлает, шашка ,кинжал в его руках, словно молнии.
    Встрепенулся аул, конь вернулся без седока, нет более любимого мужа нет боле строгого отца. стоит у сакли там,  овдовела казачка осиротел джигит. Поклялся джигит  забить брата по матери  за убийство отца.
         Сошлись  братья тропа узка не разойтись, мать не выдержала этого, нет ей жизни на земле , с высоты полета орла пала на дно ущелья, вострые камни порвали её тело белое. Старший брат казак плоть от плоти забил младшего брата по матери джигита по отцу.
                Казачьему роду нема переводу.