Курсантский билет

Михаил Бортников
Обнаружив у себя литературные способности, я постарался использовать их с толком, вспоминая добрым словом старых друзей, многие из которых уже ушли из жизни, интересные рейсы и поездки, случаи из жизни.

Иногда вспоминаются, конечно, и собственные некрасивые поступки. Нет, ничего ужасного, возможно, но, по большому счёту, нехорошие. Они с лёгкостью забываются, мы совершаем новые, забываем и их. Но бывает так, что наши неблаговидные поступки многократно приумножаются, благодаря чужим грехам: забывчивости, необязательности, рассеянности, а может быть и злонамеренности. И вот такие случаи уже надолго застревают в памяти, пятном ложатся на нашу совесть, и требуют раскаяния.

Поделюсь одним из таких случаев. К двадцати четырём годам стабильной работы в пароходстве у меня не было и денег вечно не хватало. В один из таких периодов мне зачем-то понадобилось в Ростов слетать, и решил я сэкономить, воспользоваться студенческой льготой, право на которую я уже два года, как потерял.

За помощью обратился я к пятикурсникам судомеханического факультета. Подозвав на перемене между лекциями знакомых ребят, я обрисовал ситуацию.

- Дней на пять, максимум! Выручайте, парни!
Они внимательно осмотрели меня, как будто первый раз увидели, и тут же подвели ко мне незнакомого курсанта, имеющего отдалённое сходство со мной:
- Вот, знакомься, Валя Хруцкий! Он не против помочь, и курсантский билет у него с собой.

Я поблагодарил Валентина и направился в кассы Аэрофлота. Но по пути заскочил на минутку в отдел кадров, где и получил неожиданно направление на теплоход "Краснодар". Четвёртым механиком. Времени у меня на оформление было мало, нужно было получить "добро" механика-наставника пароходства, находившегося в управлении, на Дерибасовской.

Вот около пароходства я и встретил трёх курсантов с флажками  ММФ и тремя курсовками на левых рукавах бушлатов.

- Ребята, вы с "вышки"?
- С "вышки", а что?
- С какого факультета, в каком экипаже живёте?
- В третьем, факультет... (не помню уже сейчас).
- Сможете пятикурснику курсантский билет передать? В вашем же экипаже живёт. Меня в рейс послали, сам не успеваю отвезти.
- Да без проблем!

А через полгода в дверь моей квартиры позвонил Валя Хруцкий.
- Миша, билет мой не пора отдать?
-?!... Ну, вы поняли.
Поехали мы с ним в экипаж. Искать тех, кого я и полгода назад даже не запомнил, и даже имена не спросил.
Стыдно было ужасно.
 
Одесса - город маленький. Через десять лет мы с Валентином стали соседями в кооперативном доме. Он с семьёй жил прямо надо мной, на два этажа выше. Конечно, мы стали видеться чаще. Валентин в то время работал в пароходстве, на берегу, в отделе эксплуатации флота. Дочка его оказалась на три года старше нашей Кати, и стала ей старшей подругой.С Таней, женой его, мы тоже подружились, и с моря по радиотелефону я именно им звонил, просил позвать мою Люду к телефону.

Потом Татьяна через однокурсника помогла Люде с работой, а через десять лет все мы из кооперативной девятиэтажки уехали, разменялись в центр. С Валей и Таней я встречался дважды во Вьетнамском Хо Ши Мине, где Валя работал в совместной вьетнамо-советской судоходной компании, замечательно они меня дома принимали. Для моряка отдохнуть вот так, посредине рейса значит больше, чем я могу передать.

Оказалось, что и земной шарик не такой большой, и это здорово.
А вот дома с тех пор мы с Хруцкими так ни разу и не повстречались, пропали они как-то. Бывает и так.