Пытка культурой

Валерий Русаловский
                ПЫТКА КУЛЬТУРОЙ


Когда вы обмениваетесь своими впечатлениями о посещении театра или иного культурно-массового мероприятия, то обязательно скажете примерно так: «Всё было хорошо, но вот звуковое сопровождение оказалось  никчемным, голова от него болит до сих пор». В общем, настроение от интересного представления было изрядно испорчено. 

Нет, это не частный случай, так происходит повсеместно, где проводятся культурно-массовые акции. Суть здесь вот в чём. На самом деле звуковым сопровождением теперь никто толком не занимается. Всё отдано, на откуп какому-нибудь «отморозку-диджею» или просто людям, ничего не смыслящим в этом деле. Зачастую это бывают сами сотрудники этого же заведения.

Если вы будете наблюдательными, то обязательно увидите везде одну и ту же картину. Мощные динамики, как правило, установлены на сцене и развёрнуты «рупором» в зал. Уровень их размещения выбран таким образом, что пик звуковой волны направлен прямо на зрителя. Вследствие чего, человек постоянно получает мощные звуковые удары в область своего сердца и головы.

Именно такие «апперкоты» выводят его из равновесия, принося  дискомфорт и болевые ощущения. К этому также можно отнести  акустическую травму ушей, нервозность, высокое давление, и прочие неприятности. По-иному и не может быть, так как те, кто обеспечивает озвучивание залов, используют для этого многоваттные, а порою даже мегаватные усилители и динамики. Таким образом, они пытаются одним, двумя репродукторами перекрыть всё пространство от первого и до последнего ряда в зале.

Безусловно, это самое настоявшее безумие непосвящённых и далёких  от культуры людей. Хотя существуют определенные методики и расчёты озвучивания концертных залов и площадей. Более того, определены также  нормы уровня шума, переступив который человек подвергается серьёзной   опасности. Ровно так в средние века, наказывали людей, умерщвляя их колокольным звоном.

Сегодня же, при современных усилительных устройствах посещение театров, концертных залов, и праздничных мероприятий превращаются в пытку. Удивляться здесь особо нечему. Порою, мы видим, что для озвучивания замкнутого пространства и небольших площадей применяется аппаратура, которая используется при проведении авторалли где-нибудь в Сахаре или ином безлюдном пустынном пространстве.

Странно другое, что никто из работников культуры и устроителей данных мероприятий не только нарушают порядок и правило «озвучки», но и зачастую просто не знают их.

Тем не менее, владельцы аппаратуры имеют от этого свою прямую выгоду, так как им платят не только за время, но и за  мощность используемых усилительных устройств. Однако контроля со стороны властных структур здесь тоже нет. Всё отдано на откуп тем, кто получает свой интерес от реализации проекта, а, следовательно, и участвует в разделении прибыли.
                *      *      *
Теперь, прежде чем аппелировать к децибелам, которыми измеряется уровень звука надо сказать, что обычное общение человека с приятелем укладывается в  60 децибел, а смех вашей дочери или сына уже составит 75 дб. Здесь стоит ещё заметить, что «дб» - это не «дебил» семьдесят пятого разлива, а всё те же децибелы только в сокращённой  интерпретации.

Ну а «дебил», как известно, это теперь диагноз, а не оскорбление. Хотя во всех этих безобразиях именно они проявляют свою необычную прыть и одержимость, низвергая на слушателей потоки отрицательной энергии и дьявольские звуки.

Так шумовое воздействие в развлекательных центрах на дискотеках порою достигает 110 дб, хотя звуковые зоны свыше 85 дб. считаются опасными для человека,  Чего уж здесь греха таить, на этих же самых дискотеках, ко всему прочему, принимают ещё алкоголь и наркотики, без которых уже не бывает  настоящей «веселухи». Вот такое нынче приобщение молодёжи к культуре.

Ну, а если вам кто-то скажет, что ничего в этом страшного нет,  подумаешь там разок «курнул» или глотнул пивца, то знайте - это точно не так! Именно от безобидной на первый взгляд затяжки начинается приобщение к наркотикам,  а красивая пивная бутылочка открывает ворота в алкогольное сообщество. Шагнуть в этот иллюзорный мир очень просто, а вот выйти из него не каждому бывает под силу.

Учитывая все эти факторы и отпуская своё «чадо» на различные дискотеки до самого утра, родителям стоит серьёзно задуматься, что же там вообще происходит. Под каким прессингом находятся молодые люди в тех  замкнутых пространствах под звуки адских усилителей? Как они потом себя ведут после подобных развлечений? Какие «альцгеймеры» и «паркинсоны» зарождаются у них там в голове?

Нет спору, что молодой организм умеет быстро восстанавливаться, но в тоже время он так же способен накапливать отрицательную информацию. Именно так, подвергаясь агрессивной обструкции, он потом всю жизнь будет нести в себе её «печать», которая со временем обязательно проявится тем или иным недугом.

Наверное, не только родители, педагоги и психологи, но и чиновники, отвечающие за безопасную среду обитания граждан должны  интересоваться этими проблемами. А в учреждениях, где озвучиваются культурные мероприятия, должны быть соответствующие специалисты и аппаратура, а так же инструкции, расчёты и паспортные характеристики для данного вида деятельности.

Всё это также  касается и заезжих гастролёров. Особенно московских, которые обычно тянут за собой целые звуковые комбайны. Правда непонятно зачем они это делают, скорее всего, чтобы удивить периферию своей крутизной или скрыть за шумовой гаммой изъяны своего мастерства. Однако здесь можно возразить: «А как же тогда электрогитары?»

Ответ очень прост. Эти электронные инструменты уже изрядно поднадоели, и, пожалуй, давно ушли в прошлое к истокам великих британских рок-групп. А всё, что от них осталось больше всего похоже на самое элементарное «бреньканье» с обезьяньими ужимками и неуклюжим болеро.

Конечно же, это не касается таких великих гитаристов, как Чак Берри, Ингви Мальмстин, Джон Петручи и других мировых звёзд. К сожалению, российских мэтров этого  класса  ни в Топ-10, ни в Топ-20 нет. Возможно, они есть среди балалаечников, бандуристов или домбристов -  неизвестно.

Ну, а теперь, самое главное. Принимающие эстрадные и театральные площадки сами способны обеспечить любую заезжую труппу звукоусиливающей аппаратурой в соответствии с принятыми у себя  нормами. Более того, обе стороны получат от этого не только удовлетворение, но и материальную выгоду. Ну, а зритель будет только благодарен им за это.
                *      *      *
Стоит ещё заметить, что в современных условиях деформируется и сама музыка. Теперь, когда микрофон цепляют даже на скрипку, она уже не издаёт нежных звуков, а бывает больше похожей на скрежет пилорамы. Ну, а исполнение духовым оркестром оригинальных вещей под мощный усилитель вообще становится сущим кошмаром для слушателей.

Неужели люди от культуры, не понимают, что в духовых инструментах ценится сам «дух» и заменить его уже ничем нельзя. Более того, по мощности звука и его восприятия такие оркестры вообще не нуждаются в дополнительном усилении звучания.

Другая беда, исполнение песен под заведомо скопированную ритмичную музыку. Как правило, здесь всё сводится к неимоверным постоянным ударам барабанной колотушки по натянутой коже инструмента. Ну, если не в такт, то через такт уж точно. До очумевшего слушателя порою доносится лишь всепроникающее «бум-бум-бум». Именно оно затеняет собою всё остальное, в том числе, и голос исполнителя. Одним словом удовольствия никакого, а разочарований больше чем достаточно.

Удивительно! Но именно под весь этот «кошмар» в первые ряды на праздничных мероприятиях сажают ветеранов, в том числе и престарелых фронтовиков. Почувствовав себя плохо, эти люди покидают зал или открытую площадку, а иных порою увозят даже на «скорой». Ничего здесь  удивительного нет, ведь при шуме  около 60 дб. уже происходят изменения в сердечном ритме и прочие неприятности.

Тем не менее, безумные громыхания под кричалки - «спасибо деду за победу» - продолжаются до поздней ночи. Таким образом, безумие неадекватных людей становится частью нашей общей культуры. Но когда подобные деяния доходят до своего фееричного апогея, то происходит взрыв не только эмоций, но и негодования.

Ну, а если вы увидите летящий автомобиль с грохочущей из салона музыкой, то знайте - это уже знакомый нам персонаж из серии «дб». Опасайтесь его! Ведь этот водитель-меломан не только ничего не слышит, но и теряет в этот миг всякую реальную связь с действительностью.

Что ждать от такого ухаря на дороге известно только одному Богу... Правда, почему-то никто из блюстителей порядка не обращает на это, ни  малейшего внимания.  Вероятно, до поры до времени, пока не случится беда и не пострадают невинные люди.
                *      *      *
Конечно же, ничего особенного нет в том, чтобы нормально озвучивать залы и площади, создавая благоприятную атмосферу для зрителей. Однако, для этого необходимо на тех же театральных площадках устанавливать  «маловатные» динамики вдоль стен от сцены до задней стены, на высоте, примерно, на треть от потолка. Пару таких динамиков, можно разместить и со стороны сцены на той же высоте. Тогда, в новом обличии они уж точно вреда никому не принесут.

При таком подходе зал будет озвучен полностью, а слушатель станет  воспринимать спокойное бархатное звучание, различая как музыку, так и голос исполнителя.

Для открытых пространств подобные динамики размещаются в такой же последовательности, но уже на зданиях или специально смонтированных вышках. Но в любом случае пики звуковой волны должны проходить несколько выше головы человека.

В обоих случаях применяются усилительные устройства малой или средней мощности. Применять мощные усилители и платить за них огромные деньги, даже в этом случае, нет никакой необходимости. Разве только для того, чтобы «пилить» денежки, укрепляя коррупционный союз власти и бизнеса.
                *      *      *
Нет, мировое сообщество не стоит в стороне от всех этих проблем, его по-прежнему заботит шумовое воздействие на людей. С этой целью устанавливаются ограничительные барьеры и вводятся определённые нормативы.

Занимается этим актуальным вопросом не только Всемирная организация здравоохранения, но и Европейская комиссия. Именно она недавно заявила об опасности здоровью громкой музыки,  которую слушают посредством «плееров», а также потребовала извещать об этой угрозе их покупателей.

Дошли ли все эти гуманные призывы до России трудно сказать, ведь здесь по-прежнему в фаворе «суета сует» и «понты» для обезумевшего электората.

Слушать иных сейчас не в моде, сегодня проще поучать. Ведь «наши»  уже  наставляют не только европейских политиков, но даже целые страны и народы, а вот увидеть свои изъяны как-то не досуг. А всё, наверное, потому, что российская элита смотрит на все эти проблемы, из-за спины, но так бывает только до поры до времени, пока народ не подвинет её на задворки истории.