98. С преподобным преподобен будеши...

Ольга Кузнечик
...со строптивым развратишься.

Что это означает?

Сейчас, когда цивилизованное общество оправилось от гипноза Фрейда, Маркса, Ленина, Хрущева, и научно-технический прогресс наконец-то дал возможность людям поднимать глаза к небу, мы, наверное, все знаем о расколе, который происходит с Церковью Христовой скоро вот уже две тысячи лет.

Да, я не оговорилась - первый раскол произошел около сорокового года по Рождеству Христову, точную дату сказать не могу, а вот событие это описано в Деяниях Апостолов очень хорошо: некий Анания пожелал вступить в братство, и они с супругой продали имение и принесли Апостолам (а те уже приняли решение вести общие дела, чтобы каждому не тратить себя на хозбыт, удобнее делать это по послушанию, сугубо молясь за тех, кто трудится в качестве "начальника АХЧ")... Эээ...

Итак, Апостолы решили жить вместе, по принципу "если двое или трое соберутся во Имя Мое, с ними и Я буду", для того, чтобы проповедовать слово Божие, как и заповедано. Очень хорошо помня уроки Господа, в частности, историю о Марфе и Марии, и правило "ты суетишься о многом, а надо одно только - Бога слушать", естественно, решили, что удобнее кому-то из них "быть Марфой", а кому-то - "Марией", с тем, чтобы "Мария", слушая Господа, указывала Марфе - что делать, чтобы это было угодно Господу, и, пользуясь близостью к Господу - молила Его помогать Марфе, подавая Святаго Духа "в обход Марии", потому что есть еще одно правило: "Главный - служит".
Невозможно одновременно и командовать, получая от Господа истину "куда работать", и - слушать Его, отстранясь от суеты.

Такая вот сложная схема была положена в основание совокупления "вкладов в Церковь" и разделения внутри Нее на "слухачей" и "хозяйственников".

И вот некий Анания, очевидно, бывавший с Апостолами и проникшийся желанием присоединиться к ним и к Господу, решает вместе с женой вступить в братство. И - продает свое имение. И - кульминация безумия! - оставляет часть денег себе!

Зачем?
Писательски могу предположить, что духовное зрение имеется у каждого человека, и что Иоанн Богослов "не с потолка" взял слова "и свет бе во тьме..." - и так далее, начало Евангелия от Иоанна.
Как продвинутый в свое время знаток боевиков со Шварцнеггером и Столоне, знаю, что в принципе существует такое устройство, аналог оптики, которое позволяет идентифицировать объекты по исходящему от них теплу, даже если они не видны визуально.
С учетом того, что жития святых есть неотъемлемая часть Закона Божиего, только как бы... эээ... ну, вот есть закон, а есть - примеры его реализации. А! Прецедентное право! Опять же детективы про адвоката Мэйсона, многократно изданные и экранизированные даже советским кино! Есть такой прецедент, например, как духовная беседа преподобного Сергия Радонежского со Стефаном Великопермским: ехал он по своим делам, проезжал мимо монастыря, где Сергий Радонежский был игуменом, но за недостатком времени заезжать не стал, остановился на дороге, поклонился в сторону монастыря со словами приветствия. В это время в монастыре была трапеза, и Сергий, на удивление всей братии, встал из-за стола и поклонился в ответ. Позже выяснилось,  что это была заочная беседа.

То есть, если обобщить вот эту разрозненную информацию относительно "принципов устройства духовного зрения", то можно предположить, что это более всего похоже на "тепловизор", только не "подающий информацию", а как бы "втягивающий в себя действием". Просто делаешь то, что видишь духовными очами.

И вот Анания (писательствую!) духовным зрением увидел разделение Апостолов на Марфу и Марию, и просто втянулся в это раздвоение собой: он захотел стать "всем Апостолом", всей церковью, сразу, одновременно, ну и - а как? Это может только Бог. Только Он в состоянии быть "всем, сразу, одновременно".
И Анания сделал то, что только и "был возможен" сделать, чтобы занять все имеющиеся с точки зрения денег вакансии в церкви: и апостолам отдал стоимость имения, чтобы они управляли, и себе оставил, чтобы самому управлять. "Марфо-Мария".
Только логично, что это невероятно прогневало апостолов, а ведь у них-то духовное зрение вообще Сам Господь настраивал... Они-то это видели просто изумительно, причем видели как? Бог Слово, Апостолы видели - словами, они просто СКАЗАЛИ: "Анания, ай-яй-яй!", и тот просто раз - и попал к Богу мгновенно, как и хотел. Следом за ним по той же дорожке прошлась и его супруга, которая разделяла желание стать "всей Церковью", отдавая деньги в управление Апостолам и утаивая их себе одновременно.
Уж что там у них было потом с Господом, какая именно беседа, и как они прошли мытарства, и прошли ли, и где они обитают сейчас - это не нашего ума дело, на Страшном Суде всем перед Господом отвечать, но вопрос сейчас не об этом...

Это - писательское отображение-понимание зачатка церковных расколов, шатающих Церковь Христову вот уже почти две тысячи лет: невозможность каждого члена Церкви быть ОДНОВРЕМЕННО ВСЕЙ церковью, при том, что духовное зрение настроено на Самого Господа Самим Господом: не называйтесь учителями, не называйтесь отцами, не будьте господами, но будьте слугами, и - как это совместить? Если служить возможно только братии, значит, что - кого-то из них "выпихивать" из благодати? заставлять отдавать себя не целиком и полностью Богу, а "утаивать себе из цены"? В переносном смысле, естественно: позволяя служить себе - утрачиваешь возможность стать слугой.

Духовное зрение каждого члена церкви ДЕЙСТВЕННО нацелено на Господа, то есть: Бог Слово. Произнося молитву, даже одну-единственную, типа "Отче наш", как бы "прокладываешь себе волшебную тропу", по которой затем тащит жизнью - это законы, придуманные не нами, и достаточно немного внимательности, чтобы заметить их.
И если Бог в состоянии "быть всем" в церкви - и иконами, и песнопениями, и хоругвями, и облачениями, и огнем на свечах, и маслом в лампадах, и кадилом, и дымом, и словами, и фресками, то каждый член церкви, желая соединиться с Богом, как бы "продавливается через решето" составляющих элементов, возможных к восприятию.  А это - возможно? Это по сути, мясорубка для мозгов и сердца, поэтому - через грязь, кровь и мерзости: не может быть в иконе Бога! Это - такой же кусок дерева, как и дуб Велесов! Велесову ересь искоренили - "иконная" влезла! В
топку! Пение должно быть одноголосным, потому что - что за бред?! Почему пять человек поют РАЗНОЕ? Один - где-то вверху, второй ему в терцию (кстати, кто придумал это слово? В топку!), третий басом! Это - безобразие, это на одном богослужении их получается аж пять штук! Богослужений-то! Каждый же свое что-то поет! И так далее...

Невосприимчивость целого вызывает отторжение части - той, что не в состоянии воспринять,это и Апостол Павел заметил: должны быть споры, чтобы выявились искуснейшие, то есть, те, кто в состоянии вместить как можно больше Бога.

В этом суть расколов. Повод придумать можно какой угодно, например, то же филикуэ - от кого исходит Дух Святой? Как от кого? От Бога Отца - так утверждает православие, рожая на каждой литургии некоего человека с чашей, от которой "тепловизором" видно, как исходит Дух Святой. Католики ТАК ВИДЯТ православную церковь: Иисус Христос, от которого исходит Дух Святой, грубо говоря, "так пахнет" наша литургия. И они, католики, полагают, что они так видят Бога. Ну - лгут ли они? Если на самом деле Иисус Христос незримо присутствует при литургии, и при выносе чаши со Святыми Дарами в том числе, и как бы Он же посылает священника-то с чашей к людям! А в чаше - Святые Дары. Концентрация Духа Святаго, если уж совсем опопсить это понятие.
По сути, католики утверждают истину - после того, как Дух Святой в пятидесятницу почил на апостолах, а они создали Церковь Христову (не Саваофову!), то - не от Иисуса ли Христа исходит Дух Святой?

Бинарная логика сильно вредит духовному зрению, на самом деле все гораздо сложнее, ибо Бог - вне времени, и Иисус Христос - вне времени, и Дух Святой как исходил от Отца, пребывая вне времени, так и исходит. По сути, и наше мироздание глазами Бога - тоже вне времени, ибо Он точно знает его судьбу, и когда мироздание "стартовало", и когда "финиширует", это - истина. И это - Дух Истины, Святой Дух, Божий Дух, и никто, кроме Бога Отца этого просто знать не может в силу того, что Он - Отец.

Бинарная логика: с преподобным преподобен будеши, со строптивым развратишися. Что есть строптивость? Невосприимчивость целого? Нежелание лезть в мясорубку? Нежелание видеть главное: именно человек сотворен по образу Божию, и именно от человека зависит - насколько "по подобию"?

Вопрос длиной в вечность...