Мышь не крыса - страсть не любовь

Сестры Ивенс
В детстве своим дошкольным умом я думала, что мышь – это подросток крысы и, если мышь хорошо кормить, она быстро вырастет в большую крысу. Мне не хватало знаний по зоологии, поэтому и возникла такая глупая мысль. Знаний всегда не хватает. Стоит их получить – и ложные представления отпадают сами собой.

Обратимся к учебнику русского языка.

«Страсть» и «любовь» - имена существительные.
Существительные делятся на 2 группы РАЗРЯДОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ:
1. собственные / нарицательные;
2. конкретные/ абстрактные/ вещественные/ собирательные.

Абстрактные существительные не обозначают конкретные вещи, а обозначают классы вещей или абстрактные понятия. Абстрактный объект – это ОБЪЕКТ, НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЙ НИ В КАКОМ КОНКРЕТНОМ МЕСТЕ,  НИ В КАКОЕ КОНКРЕТНОЕ ВРЕМЯ (вот как!),     но существующий как тип вещи (как идея или абстракция), созданные путем ИДЕАЛИЗАЦИИ и ОБОБЩЕНИЯ.
«Страсть» и «любовь» - абстрактные существительные, обозначающие ПРИЗНАКИ в ОТВЛЕЧЕНИИ от их конкретных НОСИТЕЛЕЙ.

Н-н, да. Понятно, что эталона самих чувств в реальной жизни нет. Поэтому даже отношения Ромео и Джульетты каждый читатель может назвать по-своему. Шекспир назвал их «повестью». Я же свои рассказы назвала «Влюбленность», «Страсть», «Любовь». По каким ПРИЗНАКАМ?

Сейчас своим уже недетским умом человеческие чувства я разделяю на 2 группы по РЕЗУЛЬТАТАМ  произведенного ДЕЙСТВИЯ:
1. положительные;
2. отрицательные.
Кто-то из философов  образно пояснил: «Страсть – это когда человека хочется сожрать (-), любовь – это когда хочется его накормить (+)».
И  выражение «Страсть – это высшее проявление любви» сейчас кажется мне такой же глупостью, как «Мышь – это детеныш крысы».

А что написано в Википедии?

Любовь — многозначный термин.
1. Любовь — чувство, свойственное человеку; глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту.
2. Любовь — добродетель, один из девяти плодов Святого Духа.

Страсть — многозначное слово.
1. Страсть — сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.
Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви.

Значит, прав был протоиерей Владимир Воробьев в суждении: "Влюбленность, как и всякая страсть, стремится к обладанию объектом своего вожделения и направлена исключительно на себя, на свое удовлетворение".
 
2. Страсть — в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих.
Также слово «страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще.

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень),печаль.
Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные.

Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своём временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира.
 
После таких разъяснений я взглянула на свою миниатюру «Влюбленность» по-новому. И что я вижу?

Вначале у Саши появился интерес к Саре, неосознанное половое влечение (первый раз все-таки). Затем проявились препятствия к его осуществлению (неосознанная и ничем не оправданная юдофобия в его сознании, разница в социальном положении и т.п.) Невозможность побороть свои чувства распалила в нем СТРАСТЬ (… разодрали бы на ней платье… повырывали бы ее золотые волосы…).

После своего гнусного поступка Саша пережил катарсис, духовное очищение. Добрые чувства к девочке, ее красота, притягательность перебороли в нем злые: сословную глупость, зависть к мальчишкам, желание насильственно обладать ею…
 
Грозная буря страсти в его душе утихла и уступила место спокойствию, нежности, желанию защитить девочку... Но смертельная схватка добра и зла никогда не происходит мирно и безболезненно. В ней всегда есть жертвы. Жертвою стала Сара…
На этом отрывок заканчивается.
 
«Влюбленность» -  точное ли название для него? Или прав автор Прозы Владимир Холмс, назвавший чувства Саши проявлением эгоизма?

О том, что смерть Сары перевернула жизнь Саши, сделала его другим человеком, ничего не написано. Читатели могут только догадываться, что  жертвы ради добра не бывают напрасными: в душе у Саши укоренилась любовь. Теперь любая темная ночь в жизни Саши не будет беспросветной: ее освещает тихая звезда ЛЮБВИ по имени Сара. (Глава романа, из которой взят приведенный отрывок, называется «Трагедия Александра»).

Еще раз. Единства образов,  человеческих представлений о предмете или явлении быть не может, т.к. все люди разные. Но все- таки люди как-то понимают друг друга … на основе общепринятого закона, правила, определения. А откуда таковые берутся? – Люди их создают. Договариваются. Если все будут придерживаться одного закона, правила, определения, возникнет и единство мнений, оценок, поступков.

Я слышала рассказ старика, который был очевидцем небольшого происшествия  в сентябре 1939 года во время присоединения Западной Белоруссии к России. В то время он был деревенским пастухом и пас стадо коров у пограничной реки.  С другой стороны к реке подошел отряд Красной Армии. Было видно, что бойцы измучены долгим походом, кое-как вооружены и плохо организованы. Началась переправа и оказалось, что большинство из них не умеют плавать. Они просто тонули в реке. Тогда командир попросил пастуха принести из деревни длинные веревки. Связал их и перебросил с берега на берег. Концы привязали к деревьям на противоположных берегах. И держась за веревку, бойцы красного отряда освободителей Белоруссии благополучно форсировали реку.

О «лихих девяностых» в России каждый имеет свой опыт. Но вот фильм С.Урсуляка «Ненастье» стал для меня такой веревкой в понимании истории страны. Но я сейчас в разговоре  о страстях человеческих – влюбленности, страсти, любви - ссылаюсь на фильм, потому что он дает наглядные примеры этих чувств.

Отношения одноклассника к Тане привело его к изнасилованию и смерти в машине. Это, конечно, страсть.
Отношения Сергея к Тане не переросли ни в любовь, ни в ненависть. Это, думаю, влюбленность.
А вот у Германа и Тани – настоящая любовь.

Похоже, одна веревка ведет меня и Урсуляка к такому выводу? Какая? А вот:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Первое посл. Св. ап.Павла к Коринфянам). 
А если ошибается – то платит за ошибку сполна.

И самые пронзительные моменты из фильма, запавшие в мою душу: эпизод, когда Герман снимал Таню на камеру при заселении дома, когда она жила с Сергеем, и слова его непроявленной любви: «Таня. Таня, Таня…». И второй эпизод на ж/д станции, когда поезд уходит, и Герман звонит своему другу, понимая что ему не выбраться: «Женщина приедет одна …». И плачет… И мне так больно. Здесь слов не надо. Его чувства все зрители поймут одинаково.

Спасибо создателям фильма за веру, надежду, любовь! А ненастье в душе человека пройдет. Оно врЕменное, современное, оно пройдет, как наше время. Зима будет долгой, поется в заключительной песне,  но солнце брызнет из-за туч. Я в это верю!