386 Теперь мой черёд, мама 5 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

386. Теперь мой черёд, мама. 5 августа 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье 5 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 15.0°C тепла, макс.: плюс 19.0°C тепла, 2 мм осадков, дождь. Восход солнца – 04:20, заход солнца – 20:26 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 86%, Давление 757 мм. рт. ст. Скорость ветра - 11 м/с.

В воскресенье 5 августа ветер усилился до 11 м/с. Ещё вчера, в субботу 4 августа 1973 года, к вечеру дождь почти прекратился, но с запада налетел свежий ветер до сильного (порывами) и сначала разогнал обложные облака, а потом погнал их "стадами" в сторону Балтийского моря и Прибалтики. Ветер в ночь с субботы на воскресенье усилился со свежего (8,0 - 10,7 м/с) до сильного (10,8 - 13,8), а волнение на море с 5 баллов до 6-ти балльного шторма. Ещё утром в штурманской рубке я читал сводку погоды в журнале дежурного рулевого БЧ-1 о скорости ветра 29-40 км/ч и сам с удовольствием подставлял мокрое от дождя лицо свежему ветру с брызгами, смотрел как качаются тонкие штыри радиоантенн, как вытягивается и трепещет наш военно-морской флаг на стеньге и как свистит ветер в моих ушах.

Ночное море пролива Каттегат было неспокойным: волны были уже хорошо развиты и организованы свежим ветром, но ещё не были большими (высота вол была 1,5-2 м и длина - до 30 м), но повсюду уже были видны и белели даже в ночной темноте белые пенистые барашки, которые уже взмётывались ветром, превращаясь в водяную пыль. В воскресенье ветер усилился до 6 баллов (сильный ветер, 10,8 - 13,8 м/с или 39 - 49 км/ч) и качались уже не только корабельные антенны, но и мачты корабля, сам корабль. Фалы на решетчатой рее фок мачты изогнулись дугой, вибрировали и гудели, рвались из стороны в сторону под напором сильного ветра, гудели, как телеграфные провода и капли дождя уже били по лицу, как холодные дробинки.

Под напором сильного и мокрого от дождя и водяных солёных брызг ветра трудно было стоять прямо, не сгибаясь и не поворачиваясь к ветру боком или даже спиной. Ветер норовил сорвать с головы беретку и сигнальщики уже привычно надели старые потрёпанные зимние шапки, чтобы не отвлекаться от наблюдения за обстановкой вокруг БПК "Свирепый". На поверхности вод пролива Каттегат уже развилось крупное ветровое волнение на 8 баллов (почти шторм): Белые пенистые гребни и буруны теперь покрыли не только вершины волновых гряд, но почти всё пространство между волнами. Всё водное пространство вокруг БПК "Свирепый" покрылось пенистыми волнами высотой 2-3 м и длиной до 50 м. В воздухе дождевые капли смешались с водяной пылью. Этот холодный и солёный морской "душ" уже не приятно освежал лицо, а заливал глаза, щипал коду, проникал во все складки и щели в одежде, "морозил" на ветру кожу лица и рук. Вытаскивать фотоаппарат из футляра не хотелось, да и фотографировать вокруг было нечего. Погода была явно "нелётная"...

Вчера ночью, перед тем как заснуть на своём поролоновом матраце, который в этот раз из-за качки я уложил в проходе между стеллажами в библиотеке поближе к электронагревателю, потому что централизованно тепло в ленкаюту не подавалось, я записал в свой дневник-ежедневник:
04 августа 1973 сб
«Добиваю» стенд «Комсомолец». Кручу фильмы. Почти уже всё посмотрели. У меня всё в порядке. Жизнь идёт своим чередом. Не даю себе воли в смысле скучания.

Это была истинная правда. Я почти полностью оформил стенд "Комсомолец", который начал делать ещё в июне 1973 года, когда на практике у меня были два курсанта Киевского высшего военно-морского политического училища - Сергей Кусай и Юрий Дорагань. Они мне очень помогли своим азартом, настроением, внимательным отношением к идее стенда и его содержанию, а самое главное, спором и обменом мнений о роли и статусе комсомольцев в военно-морской службе и корабельной жизни. Для них, так же, как для меня, было не совсем понятно, что и как могут делать комсомольцы, какими могут быть комсомольские поручения и в чём будет состоять именно комсомольское отношение к службе на корабле, если уставами и корабельными расписаниями всё давным-давно расписано и уточнено, "разложено по полочкам" и служебным обязанностям. Сергей и Юра спрашивали у меня, а я спрашивал у них, как у будущих офицеров-политработников: "Чем обычный советский матрос-комсомолец отличается от советского матроса не комсомольца?" и "Является ли каждый член ВЛКСМ комсомольцем или он только член комсомола?". Вопросы были опасные и мы приглушённо, но яростно спорили...

- Если ты член ВЛКСМ, - в два голоса твердили оба курсанта, - то ты, конечно, комсомолец! Другого быть не может! Потому что ты член комсомольской организации! Это ежу понятно! Вы, товарищ матрос, заблуждаетесь!
- Членом ВЛКСМ может быть любой молодой человек Советской страны, признающий Устав ВЛКСМ, активно участвующий в строительстве коммунизма, работающий в одной из комсомольских организаций, выполняющий решения комсомола и уплачивающий членские взносы, - "горячим" тоном отвечал я курсантам КВВМПУ. - Так написано в Уставе ВЛКСМ, но в уставе не написано что значит быть комсомольцем...
- Не написано.., - соглашались курсанты. - Но в уставе написано, что обязан делать член ВЛКСМ и на что он имеет право!
- Ну и что?
- А то, что это и есть раскрытие понятия "комсомолец"!
- Нет! Это раскрытие понятий обязанности и права члена ВЛКСМ и только! Это только требования, за несоблюдение которых член ВЛКСМ может быть исключён из организации, из комсомола, из ВЛКСМ! Смотрите как в Уставе сказано: " За невыполнение уставных требований и другие проступки член ВЛКСМ привлекается к ответственности. За незначительные проступки должны применяться меры комсомольского воспитания и воздействия в виде товарищеской критики, вынесения комсомольского порицания, предупреждения или указания.
В необходимых случаях на члена ВЛКСМ могут быть наложены комсомольские взыскания: постановка на вид, выговор (строгий выговор), выговор (строгий выговор) с занесением в учётную карточку. Крайней мерой комсомольского наказания является исключение из комсомола".
- Правильно написано! А ты как хотел!? Чтобы в организации были недостойные? Если ты комсомолец, то обязан выполнять требования Устава, иначе ты не комсомолец! Если ты вне комсомола, то ты не комсомолец!

- Выходит по вашему, - почти ором говорил я Сергею Кусай и Юрию Дорагань, - если человек честный, порядочный, искренний, верный друг и товарищ, не щадит самого себя, мужественный, храбрый, герой и совершает подвиг, защищая Родину, то есть активный борец за претворение в жизнь величественной программы коммунистического строительства, готовит себя к жизни в обществе, утверждающем на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов, увязывает свой труд, учение, воспитание и образование с участием в строительстве коммунизма; показывает пример в труде и учебе, постоянно повышает производительность труда, всемерно улучшает качество выпускаемой продукции, активно содействует ускорению научно-технического прогресса, участвует в социалистическом соревновании, непрерывно совершенствует свою квалификацию, строго соблюдает трудовую и государственную дисциплину, всемерно бережёт и приумножает общественную, социалистическую собственность - основу могущества и процветания Советской Родины; настойчиво овладевает марксистско-ленинской теорией, знаниями, культурой, достижениями современной науки и техники; разъясняет молодежи и активно претворяет в жизнь политику Коммунистической партии; честный и правдивый, чуткий и внимательный к людям; ведёт решительную борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии, с тунеядством, религиозными предрассудками, различными антиобщественными проявлениями и другими пережитками прошлого; всегда ставит общественные интересы выше личных; самоотверженный патриот Советской Родины, готовый отдать для неё все свои силы, а если понадобится - жизнь; крепит мощь Вооруженных Сил СССР, изучает военное дело, проявляет бдительность, хранит государственную тайну; содействует укреплению дружбы народов СССР, братских связей советской молодежи с молодежью стран социалистического содружества, с пролетарской трудящейся и учащейся молодежью мира; активно участвует в политической жизни страны, показывает молодежи пример в выполнении своего общественного долга; помогает развитию и упрочению коммунистических общественных отношений; проявляет инициативу и самодеятельность, строго соблюдает военную дисциплину, быстро и точно выполняет приказы и распоряжения, доводит всякое начатое дело до конца; смело критикует себя и других, борется против парадности и зазнайства, вскрывает недостатки в работе и добивается их устранения; закаляет себя физически, регулярно занимается спортом, готов к труду и обороне СССР, но не состоит членом комсомольской организации, то он не комсомолец?! Так по вашему?

Говоря эти слова курсантам высшего военно-морского политического училища, я вспоминал матроса Алексея Риса, которого по каким-то причинам списали с корабля перед выходом БПК "Свирепый" на БС, но который по всем перечисленным понятиям и параметрам точно соответствовал всем нормам Устава ВЛКСМ. Курсанты сначала опешили от этой моей длинной тирады, замолчали и не нашли, чем возразить или ответить.

- А ты сам-то как считаешь? В чём разница между членов ВЛКСМ и комсомольцем? - после некоторого молчания спросил меня Сергей Кусай, который отличался от Юры Дорагань более сдержанным характером и поведением.
- Я считаю, что быть комсомольцем - это не только формальное состояние в комсомольской организации, но, прежде всего, состояние души, принципиальная жизненная позиция, принципиальное отношение и поведение человека, его конкретные дела и поступки.
- Я считаю, - твёрдо сказал я курсантам, - что быть комсомольцем - это тоже самое, что быть коммунистом, не являясь формально членом КПСС. Я считаю, что надо быть комсомольцем, а не казаться им, то есть быть по настоящему, всегда и везде, в жизни, а не только на политзанятиях и на собраниях. Я считаю, что быть комсомольцем - это значит быть им внутри самого себя, а не на показуху...
- Поясни...
- Ну, это значит, не выполнять "от сих до сих" требования устава ВЛКСМ и не показывать, мол, смотрите, я сделал то-то и то-то, что предписано в уставе, а по-честному жить уставными нормами, соответствовать им всем своим поведением, своими поступками и делами. При этом даже не состоять в комсомоле, но быть комсомольцем в душе и наяву.
- Но это же просто значит, что ты советский человек, простой, честный и порядочный...
- Вот именно...
- Тогда получается, что и в комсомол вступать не надо, если ты и так комсомолец? Может быть, по-твоему, и в партию вступать не надо, если ты и так коммунист?
- Может быть, - сказал я упрямо, но с ноткой сомнения. - Недаром же говорится: "Народ и партия едины"?

Курсанты обиженно засопели носами и начали смотреть на меня подозрительными взглядами...

- Мой отец, - сказал я курсантам, - во время войны служил в кавалерии вместе с четырьмя кубанскими казаками. Их в своё время раскулачили и сослали на Урал. Началась война и эти казаки добровольцами пошли на фронт. Это они учили моего отца джигитовке и умению владеть лошадью и шашкой. Дважды они вместе с моим папой участвовали в рейдах конармии Белова по тылам врага и оба раза они писали политруку батальона заявления: "В случае смерти прошу считать меня коммунистом", хотя приём в ВКП(б) им был заказан...
- Не каждый член партии - коммунист, - сказал я курсантам голосом и словами моего отца, Суворова Сергея Ивановича, - хотя и послушно выполняет все решения партии и уставную партийную дисциплину...

- Ну и чего ты хочешь добиться? - спросил меня один из курсантов. - Что ты хочешь сказать своим стендом "Комсомолец"?
- Я хочу показать ребятам, что значит - быть истинным, то есть настоящим комсомольцем, без оценок и сравнения с нормами устава члена ВЛКСМ.
- Это невозможно, - уже с сочувствием и пониманием сказал курсант Сергей Кусай. - Тебя не поймут...
- Ну почему же? - сказал я ребятам. - Смотрите...

Я залез в стол президиума, служивший мне рундуком, достал свой первый ДМБовский фотоальбом и нашёл среди его плотных серых картонных листов почётную грамоту ЦК ВЛКСМ. Эту почётную грамоту 18 июня 1945 года получила моя мама, тогда ещё Максимова Нина Васильевна, младший лейтенант медицинской службы, комсорг военно-санитарного поезда №29 за «умелое руководство работой комсомольской организации по оказанию помощи командованию в выполнении правительственных заданий, отличную постановку воспитательной работы среди молодёжи». Печать и подпись секретаря ЦК ВЛКСМ…

Это свою почётную грамоту мама привезла мне в мае 1972 года, когда приезжала ко мне на побывку в Калининград. Я очень хотел показать эту почётную грамоту командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову, замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, исполняющему обязанности комсорга корабля мичману Толе Дворскому, ребятам, комсомольцам, годкам, но не показал… Я тогда просто решил следовать маме, быть таким, какой была она все четыре года Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Почётная грамота ЦК ВЛКСМ была очень красивой, у неё была своеобразная мужественная красота: она была потёртая, "видавшая виды", покрытая всякими бурыми пятнами, с знаковыми картинками: пшеничное поле, комбайны, заводские трубы и домны, атакующие солдаты, танки и самолёты под большим государственным красным знаменем СССР с золотой звездой над скрещёнными серпом и молотом и надписями: За Родину! За Сталина!". Сергей Кусай и Юря Дорагань, как зачарованные, рассматривали эту почётную грамоту, а я вполголоса говорил им...

- Моя мама ещё в детстве осталась сиротой, потому что её папа, сельский учитель, был в 1937 году расстрелян как "враг народа", но она не обозлилась на Советскую власть и на страну, а честно защищала её в Финскую войну и в Великую Отечественную войну. Она не была комсомолкой, но в начале войны все медслужащие и медработники военно-санитарного поезда единогласно избрали её комсоргом ВСП №29 и заставили признать её комсомолкой, членом ВЛКСМ. Мама никогда не выпячивалась в жизни и в работе, но почему-то, всегда выделялась в общей массе своим поведением, жизненной позицией, делами и поступками. Будучи по образованию военным фельдшером, то есть "средним медицинским работником", она после войны стала старшим лейтенантом медицинской службы и имела опыт, сравнимый с врачом-хирургом самой широкой квалификации. Всю жизнь она страдала оттого, что её папа был репрессирован, но по истине она была настоящей комсомолкой, так же, как мой отец - настоящим коммунистом.
   
Курсанты молчали. Потом мы дружно, активно и азартно, с выдумкой, взаимопониманием и творчески работали над стендом "Комсомолец" и я вдруг отчётливо увидел и понял, как надо его оформить, что написать и как дипломатично, но ясно выразить всё то, о чём мы только что яростно спорили. Я весь дрожал от возбуждения и нетерпения и во мне, как частый сердечный импульс, билась одна и та же мысль-выражение: "Теперь мой черёд, мама!..".

Фотоиллюстрация: 5 августа 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Почётная грамота от 18 мая 1945 года, которой ЦК ВЛКСМ награждает комсорга военно-санитарного поезда №29 младшего лейтенанта медицинской службы Максимову Нину Васильевну (мою маму) за умелое руководство работой комсомольской организации по оказанию помощи командованию в выполнении правительственных заданий, отличную постановку воспитательной работы среди молодёжи. Подпись: Николай Александрович Михайлов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ (23 ноября 1938 — 30 октября 1952), Первый секретарь Московского обкома КПСС (10 марта 1953 — 25 марта 1954, сменил на этом посту Н.С. Хрущёва), Министр культуры СССР (21 марта 1955 — 4 мая 1960, сменил предшественника Георгия Фёдоровича Александрова), Председатель Комитета по печати при Совете Министров СССР (7 октября 1965 — 18 июня 1970, сменил Павла Константиновича Романова), Член Оргбюро ЦК ВКП(б) (22 марта 1939 — 5 октября 1952), Секретарь ЦК КПСС (16 октября 1952 — 14 марта 1953), Член Президиума ЦК КПСС (16 октября 1952 — 6 марта 1953).