Нам за всё придётся отвечать. Гл. 19

Валерий Слюньков
                = На  КДП   =



       - Копылов. Командир, прошу вас послушать, не перебивая. Без запуска РГУ
          никуда.  Но раскрутить  её нечем. На указателе оборотов РГУ сейчас
           примерно три процента оборотов от набегающего потока, да?
   
       - Да, четыре, и что? Для  начала запуска надо минимум пятнадцать, и
          запустится, когда наберётся тридцать.
   
         - Мысль такая.  Сейчас Кирнасов скажет, как отсоеденить  провод  на
           стартер, на раскрутку. На главном щите радист  включит автоматы
            системы РГУ. После чего, вы, со своего щитка запуска РГУ, прогреваете
           свечи зажигания, раскаливаете их минуты две, затем нажимаете  кнопку
           запуска,  заработает вся программка запуска, кроме раскрутки.  Если
           увидите, что температура  растёт, выводите на обороты, загоревшееся
            топливо начнёт  раскручивать  турбину.  Опасность, и не малая в
           забросе температуры за предел, за семьсот, и загорании РГУ, надо
            успеть, если не получается, вовремя отрубить топливо,  но  не мне вас
           учить. Решайте.

Перед этим, сидя в лихорадочных раздумьях - что дальше, неожиданно вспомнил, как однажды, направленный в командировку, летел с попутным самолётом и стоял за спиной борттехника. На  том самолёте тоже была РГУ, и он удивился, видя, что указатель её оборотов показывает почти четыре процента. На  более новых самолётах, с вспомогательной силовой установкой, воздухозаборник, после выключения, закрывался створкой, а здесь набегающий поток, проходя сквозь турбину, раскручивал её.  А что если… отключить провод на раскрутку, включив программу запуска. На это аккумуляторов хватит. Конечно, не факт, что керосин, не сжатый нормальной раскруткой, вспыхнет в камере сгорания, но это шанс, и его надо  использовать.

 Он прошёл к ,сидящему рядом с Травиным,  Кирнасову. В первую минуту Павел Анисимович и слушать об этом не хотел.               

       - Только пожара нам не хватало, противопожарная система не включена,
          боимся, что неисправна и сработает не впопад.  Температура сразу попрёт
           к максимуму, а там и до загорания недалеко.  Что делать, если не
           получится?               

И Копылов, жёстко сказал.               
 
         - То же самое, если ничего не делать! Покидать самолёт, только всем вряд
           ли удастся?».

Кирнасов, молча, посмотрел на Копылова, потом  прошёл к столу и открыл альбом. Через минуту что-то выписал на листке,  Подошёл Пилютин

           - Я попрошу ввести в курс дела, вижу, принимается какое-то решение,
            мне необходимо знать, какое.

Кирнасов, повернувшись к нему, и, видно, напряжённо, обдумывая ситуацию, произнёс.

           - Вот, предлагается попробовать запустить РГУ, хотя я считаю это
             авантюрой, и в то же время, что-то в этом есть, но пусть руководит
              этим автор, я не могу.

            - Копылов, не посчитайте за труд, объясните суть, как можно
              запустить, не имея чем?

Копылов удивился перемене в поведении, да и во всём облике начальника производства. Не было надменности и показной важности, лицо усталое и, по-простому, озабоченное.

Он коротко, объяснил задуманное и Пилютин  спросил,

            - Честно! Есть какая-то уверенность?

             - Честно? Скажу так, есть, но как вы правильно сказали — какая-то.

             - Ну что ж.  Вы доказали, что имеете право на решения. Кстати, при
               разборе, который нас всех ожидает, вашу подпись возьму на себя, по
               сути, я вас на неё вынудил.

Копылов, не ожидая такого, удивлённо уставился на Пилютина.

             - Что ж! Спасибо , только вряд ли поможет. Подпись моя, она всегда
               будет подпись, и вы  знаете, за неё  отвечать мне. Это не громкие
               слова, мне старому, нельзя было вам обоим поддаваться. Для того
               оно и дано это право последней подписи, тем, кто готовит машину и
               знает о ней всё.  Для любой комиссии это будет детский лепет,
               «кто-то меня заставил», а  «заступников» и слушать не будут — и
               помолчав, добавил -  Но, спасибо, скажу честно — не ожидал.

А сейчас он сидел и с нетерпением ждал ответа Тимашёва. Рация молчала, наверняка шло обсуждение, прикидывались варианты выхода из крайних ситуаций, планировались действия экипажа. Наконец…

              - Заполье, решение такое. Принимаю к исполнению ваше предложение.
                Для этого, выполняю  «коробочку» , после второго разворота, при
                пролёте параллельно полосе, пытаюсь запустить РГУ. В случае
                возгорания, покидаем самолёт до третьего разворота, там пустая
                степь. Какой провод и где, надо отсоединить?

Кирнасов прошёл к столу РП и стал диктовать борттехнику его действия. Оперативный, со своего места дал команду  дежурному вертолёту поисково-спасательной службы  готовности к взлёту, после чего вышел на площадку под навесом КДП. Копылов почувствовал, как вновь сжало голову непонятной силой, вновь в ушах зашумел невидимый лес и руки мелко и противно задрожали. Ожидание, самое тяжёлое, ожидание момента, после которого, два разных, противоположных продолжения.  Надо вытерпеть, надо взять себя в руки,  решение принято, от тебя уже ничего не зависит. Он вышел,    подполковник, с сигаретой в руке  повернулся к Копылову и сочувственно спросил.               

              - Тяжко? Вид., старина, не важен.               

              - Надо терпеть — произнёс вслух то, что твердил про себя

              -Скорее бы всё это заканчивалось. И мне по-соседски  досталось.
               Запрет давно наступил, а ваш, бедолага, всё болтается. Ладно,
                стерпим,  в пользу бы. Как? Правильное решение?

              - Вот именно сейчас, решится.

               - Кто виноват-то, известно?
   
               - Известно, я.

Подполковник внимательно посмотрел на него и сказал.

               - Бывает.

Из марева жаркого дня послышался звук приближающегося самолёта и вот он сам, раненой птицей прошёл над полосой. Тимашёв начал оговоренную «коробочку».
Они вместе вошли внутрь, и Копылов, пройдя к Вячеславу Сергеевичу, попросил связь.

               - Командир. просьба, как начнёте запуск,  непрерывно передавайте
                показания оборотов и температуры. И ещё, заброс температуры,
                конечно не на много, допустим. Не торопитесь вырубать — и
                помолчав добавил — удачи!

Потом отошёл в сторону и стал машинально тереть виски. К нему подошёл оперативный,  тихо предложил.

               - Давай, старина, вызову сейчас доктора, потихоньку. Вид, правда,
                не хороший, как?

                - Спасибо вам. Но не надо.

И тут же услышал.

              - Заполье, выполнил второй разворот, запускаю РГУ. Свечи зажигания
                прогреты. Так, запуск пошёл, температура, обороты без изменения, 
                пока ниче…- и дрогнувшим голосом - так, есть  зажигание,
                температура растёт, триста… триста пятьдесят, четыреста,
                обороты…обороты пошли …температура пятьсот, обороты семь…
                температура шестьсот, обороты десять, температура семьсот,
              обороты четырнадцать,  семьсот пятьдесят, обороты пятнадцать,
               восемьсот … двадцать три, всё! Заброс, вырубаю. - и с горькой
                ноткой, - не получится, на тридцать не выйти.

Кирнасов с Травиным ,у широкого окна КДП, не сводившие  глаз с точки самолёта, движущейся в паре километров параллельно полосе, разочарованно и огорчённо посмотрели друг на друга.

И вдруг Копылова как осенило, что сейчас необходимо… рано  посчитал, что все решено, бросился к месту РП и  прокричал.

               - Командир! Сейчас турбина  остынет быстрее, чем упадут обороты.
                Лови момент, когда обороты  упадут на пятнадцать, идеально для
                запуска. И снова жми, на запуск! Давай.

               - Понял, - слышно заражаясь возбуждением, быстро ответил  Тимашёв
                - так, обороты  падают, восемнадцать, температура триста, падает.
                Так – сошлось! Запуск!  Есть зажигание!  Температура,  обороты
                растут: температура четыреста - обороты  двадцать, четыреста
                пятьдесят - обороты  двадцать пять, температура  пятьсот -
                двадцать восемь… падает, падает температура!  Температура в
                норме! Двигатель на малом газе, запущен — и, стараясь спокойнее,
                добавил,- РГУ запущена.

Все с напряжёнными лицами, но уже с пробивающейся  на них радостью, повернулись к Копылову.

               - Ну, старина, это… высший пилотаж — подошёл к нему оперативный и
                крепко пожал руку. Подошёл улыбающийся Травин и приобняв,
                сказал.

               - Вот так! Знай наших.

А Кирнасов, не двигаясь с места, сказал,
            
              - Я сейчас один, буду тебя, слона здоровенного, качать и
                подбрасывать,  вот только, как смогу встать.

Подошедший Пилютин молча, пожал руку и сказал.

                - Спасибо, если оно вам надо, моё спасибо.

Копылов пошёл на выход.  Тимашев, так и не отпустил кнопку командной рации и вслед ему, по громкой связи неслось победное

                - РГУ на номинале.

                - Напряжение генератора в норме

                - Генератор на борт, включить насосную станцию.

                - Включено.

                - Правый винт в полном флюгере.
 
                - Шасси выпустить

                -  Шасси выпушены.   Горят зелёные.               

                - Заполье-старт, четвёртый разворот выполнен.

                - Закрылки на посадочный

                - Выполнено.

- Заполье-старт. На посадочном. Разрешите посадку восемьсот четырнадцатому… 

         Продолжение. Гл.20 http://proza.ru/2018/11/17/718