Духовные скрепы или Что мы искали в Бодбе-2

Георгий Ананьев
 Вспоминая Кахетию, было бы непростительно не упомянуть имя ещё одного святого человека. Он родился в одной из деревень Сигнахского уезда 31 августа (13 сентября) 1899 года, в семье священника. Звали его Григорий (Григол – по-грузински) Романович Перадзе.

 Удивительным образом его судьба была связана одновременно и с Грузией, где Григорий родился и получил первое духовное образование (окончил Тифлисскую духовную семинарию), и с Западной Европой, где он своё образование продолжил (Берлинский и Боннский университеты).  Став серьёзным учёным в области истории, богословия и патрологии, читал лекции в Оксфорде, Дублине, Берлине, Париже, Кракове. В 1931 году по обету, данному в смертельной болезни и после чудесного от неё исцеления, принял монашеский постриг, а вскоре и духовный сан. Стал настоятелем, им же ранее основанного, прихода святой равноапостольной Нины в Париже. Издавал даже журнал на грузинском языке. В 1933 году переехал в Варшаву, где преподавал патрологию на отделении православного богословия Варшавского университета. Служил, не оставляя при этом настоятельства в Париже, в кафедральном соборе равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве. Когда началась вторая мировая война, вступил в движение Сопротивления. Был арестован гестапо в мае 1942 года и убит в Освенциме, добровольно пойдя на смерть в газовую камеру вместо одного многодетного узника.

 19 сентября 1995 года Архиерейский собор Грузинской Православной Церкви причислил архимандрита  Григория (Перадзе) к лику святых. Канонизацию признала Польская Православная Церковь, вписав его имя в свои диптихи. Год назад, в селе Бакурцихе, на родине святого, открылся дом-музей, посвящённый его памяти.

 Вот такая мощная «скрепа» забита в духовный мост между православными Востока и Запада одним из грузинских подвижников. Преподобномучениче Григорие, моли Бога о нас!

 Но пример такой связи, конечно, не единственный. Грузинские православные широко почитают русских святых. Таких как, например,  преподобный Серафим,  Саровский  чудотворец.  Недалеко от Боржоми, в глухом лесу, верующими создана точная копия того скита, где когда-то подвизался великий святой. По благословению инициатора строительства, митрополита Боржомского и Бакурианского Серафима (Джоджуа), по картинкам и фотографиям были воссозданы бревенчатые храм и келия с иконой Божией Матери «Умиление», колодец и даже – медведь (в вольере). Правда, медведя мы уже не застали. Говорят, что он вырос, стал необычайно прожорливым и съедал больше, чем все насельницы близлежащего монастыря, которые и ухаживают за этим чудным местом.
 Вообще, места вокруг Боржоми наполнены православной историей, её великолепными памятниками. Ранее мы думали, что Боржоми и Бакуриани – всего лишь здравницы и курорты, где можно попить целебной водички, окунуться в лечебный источник, покататься на лыжах, осмотреть первую (на тот момент в Российской империи) гидроэлектростанцию и первый завод по розливу воды.  Пройтись по железным мостам инженера Эйфеля (того самого, чья башня в Париже) и прокатиться по самой высокогорной узкоколейке на поезде через пропасти и лесистые каньоны.  Но это здесь совсем не главное. Важное, с точки зрения дохода от туристов, но не главное! В первую очередь, из-за дивных храмов и монастырей, которых здесь немало, и про каждый их них можно написать отдельный рассказ, а то и книгу!

 Взять хотя бы знаменитый «Зелёный» монастырь. По дороге из Боржоми на Ахалцихе, в густом и, действительно, зелёном лесу расположился один из древнейших монастырей на территории Грузии, посвящённый великомученику Георгию Победоносцу. Сравнительно небольшая по площади обитель сохранила в своём составе всего лишь несколько зданий. Самое древнее из них (собственно – храм) датируется 9 веком от Р.Хр.  Дыхание времени в нём чувствуется необычайно сильно. Но, видимо многое из того, что здесь некогда было, до наших дней не сохранилось. Монастырь был в 15 веке разорён турками-османами. Все 300 монахов, населявших его, были убиты. В быстрой реке, несущей свои воды мимо монастырских стен, камни на дне кроваво-красного цвета. Местные жители говорят, что это кровь невинно убиенных иноков. Святые преподобномученики, молите Бога о нас!

  Вокруг монастыря много источников с целебной водой. Некоторые из них нашли выход из земли прямо у стен храма. Кажется, что сама природа плачет по невинно убиенным людям, напитывая многострадальную землю своими обильными слезами!

 В монастыре активная жизнь наладилась с 2003 года, а одним из послушников, на заре его восстановления, стал выходец из России (Карелии), прах которого хранится теперь на братском кладбище обители.

 … Если подниматься из Боржоми в Бакуриани, то можно, свернув с основной трассы, попасть в глухую (очень напоминающую альпийскую) деревушку Потолети. Здесь, на краю села у крутого обрыва, обосновался мужской монастырь с древним храмом, который построили братья во Христе Феодор и Христофор – ученики святого Григола Хандзтели. Место дивное и очень красивое, с незабываемым видом на окрестные зелёные горы и долины. Сюда тяжело добираться, и никого, кроме местных деревенских жителей, мы на территории монастыря и в его округе,  не встретили. Тишина и покой – главные спутники иноческой жизни, здесь присутствуют с избытком.

 Другое памятное место в Боржомско-Бакурианской епархии – монастырь Тимотесубани (Успения Божией Матери). Он тоже недалеко от Боржоми (всего в 18 км), но дорога сюда тоже не из лёгких. Кругом скалы с обвалами, крутые обрывы, местами глубокие рытвины и грязь, но поехать туда помолиться стоит.

 Сам храм привлекает внимание тем, что сложен из розового («грузинского») кирпича, что само по себе достаточно необычно, ведь мы привыкли видеть в Грузии, в основном, церкви из камня. Плюс уникальные фрески на стенах, которые чудесным образом хорошо сохранились до наших дней.

 Основателем этого святого места стал национальный герой Грузии, причисленный к лику святых, известный князь Шалва из рода Торели. Строительство началось в 1195 году, а закончилось, примерно, через 20 лет. Недалеко от входа в церковь похоронен человек, который всю свою жизнь  (большая её часть пришлась на безБожное советское время) посвятил охране, брошенного без внимания и опеки,  храма и всего того, что от монастыря осталось.

 У входа в храм нас встретил один из братии древней обители – отец Давид. Поинтересовался, откуда мы. Оказалось, в юности он был в Клайпеде и принимал участие в соревнованиях по одному из водных видов спорта. Вот так! Мир тесен. Но в этом тесном мире так много того, что мы ещё не видели и не знаем. Многого никогда не увидим и никогда не узнаем. Но, чтобы быть счастливым многого и не надо. Достаточно иметь Веру, довольствоваться Надеждой и жить Любовью! Это главные «скрепы», связующие смертное тело человека и его бессмертную душу!

Клайпеда-Боржоми-Бакуриани                2018 год