Жили - были... выжили

Магда Кешишева
   Иногда, вспоминая тяжёлые 90-е, удивляюсь, как мы сумели пережить то время. И не только пережить, но не сломаться, сохранить в себе человеческое. Моя привычка вести дневники, отражающие основные, значимые события жизни, сегодня даёт внукам представление о том, как мы жили. Вернее - как мы выжили.

   Сегодня, я задаю себе вопрос:"Насколько правильным и обдуманным был выход Армении(первой из республик Закавказья!)из состава СССР и вступление в содружество независимых государств? С нашей - то географией и ресурсами!"

   Итак, Армения стала независимой 21 сентября 1991 года. И что дальше? Дальше то, что, как страшный сон, хочется забыть.
   Наступили годы, которые каждый из нас называет "тёмными". Но они были ещё и голодными, и холодными. А сколько людей покинуло страну и попыталось найти себя а Америке, Канаде, даже Австралии! Все они надеялись вернуться - не так просто оставлять Родину, насиженные места, родных, друзей. Наивные...

   Вернусь к тем, кто остался и пытался как - то жить. А это было - ох как непросто...
   Первая Карабахская война, блокада. Азербайджан перекрыл транзитную доставку газа и, как следствие - не работала железная дорога. Тогда же произошёл конфликт между Осетией и Абхазией, что исключило сообщение с Россией через Грузию. Единственная дорога в Поти никак не могла обеспечить Армению необходимыми продуктами. Особенно остро встал вопрос  нехватки муки и зерна.

   Не работала Армянская АЭС, тепловые электростанции не имели мазута и газа, из - за чего не работали котельные. С января 1992 года  в городе веерно отключали электричество. Сперва  на 2 часа, затем - на 6, 8, даже на 12. Так продолжалось до конца ноября, после чего официально было объявлено, что электричество будут давать всего на час. И в таком режиме жили мы больше двух лет.

   Я сказала "жили", но это было скорее выживание. Ведь надо было чем - то освещать комнату, из чего - то что- то приготовить, как - то согреть детей и стариков... Не случайно говорят - "Голь на выдумки хитра". И стал народ мозгами шевелить и руками работать: появились самодельные светильники, актуальными стали дровяные печи. У дальновидных людей сохранились керосинки, керогазы и керосиновые лампы. Тут тоже были проблемы. Для печей нужны дрова, для керосинок, керогазов  и ламп - керосин.

   В печи отправлялось всё, что могло гореть: коробки, ящики, старая обувь, старые журналы, перила подъездов, деревянные скамейки скверов, оконные рамы... Обычным явлением было: сидит на дереве мужчина, пилит ветки, бросает их вниз, а закутанные во что попало ребятишки складывают их в санки. Скажете - не по -
 - человечески, недопустимо? Мой муж - агроном тоже так считал и,возмущаясь, говорил:"Ни одного дерева не вырастили, не знают, как это непросто - посадить дерево, ухаживать за ним, поливать, лечить." Помню, как я "кипела": "О чём ты говоришь! Это делается не из какого - то каприза! Когда мёрзнет ребёнок или старые родители, думаешь о другом. На их месте я поступила бы точно так!"

   Помню, пришла как - то дочка от подруги и говорит:"Представляете, тётя Надя перекрестилась и говорит: "Господи, прости! Лялечка, принеси Гоголя... Жалко, сожли книги классиков марксизма - ленинизма... Они такие толстые были, в солидных картонных переплётах... долго горели..."

   А как мы спали зимой! Сейчас смешно, а тогда это был целый ритуал. У каждого была специальная "ночная одежда": несколько пар шерстяных носков, помимо ночной рубахи или пижамы - свитера, вязаные шапки.
   Хотите знать, как мы еду готовили и купались? Во - первых, закрыли двери во все комнаты, кроме одной. Эта комната, на зимние месяцы становилась и спальней, и столовой, и кухней, и ванной. Мы, например, и отапливались керосинкой, и еду на ней готовили. Во - вторых, купание было неким событием. Тут строго соблюдалась очерёдность, т.к. невозможно было нагреть такое количество воды, чтобы выкупались двое - трое. Просто не успевали: не только электричество давали на короткое время, но и воду.

   Тогда я думала, что быть интеллтгентным, законопослушным человеком, коим был мой муж, можно в стране цивилизованной, где таких большинство. А у нас ...
К чему я это... К тому, что были в те годы предприимчивые, хитрые, умелые люди, у которых совесть была в доле( не знаю даже, как их назвать), которые проводили себе "левый свет". Интересное определение, не так ли? Но иначе не скажешь. Каким - то образом они умудрялись проводить себе свет от заводов, метро и даже светофоров. На них, правда, "охотились" электрики, но с электриками как - то договаривались... А электриков тех называли, как могло бы это быть в джунглях, у неких племён - "луйси мард", "человек света".

   Однажды я сказала мужу со смехом:"Если бы проводились состязания на умение лить воду кружкой на купающегося человека, ты, несомненно, был бы победителем".
Он был рад:"А, что, плохо? Сидишь, как шахиня, куда хочешь - лью. Красота!"
Но как мне надоело быть шахиней! Так мечтала скорее встать под душ!

   В те годы самые простые вещи выросли в проблему. Чтобы купить молочные продукты или подсолнечное масло, надо было ночью занять очередь в магазин. Надо сказать, что очередь строго соблюдалась: у каждого на ладони был написан его номер.
   Появились карточки на хлеб - 200гр на человека, и на сигареты. 

   А сколько появилось в городе крыс и беспризорных собак! Собак мы боялись, т.к. они были грязные, голодные и злые. Невозможно было подойти к мусорным бакам. Люди издали пытались бросить мусор, но часто промахивались, и стояли баки в окружении
отходов.

   Одна беда приносит другую. Из - за отключения электричества, на улицах длинной цепочкой выстраивались троллейбусы. Автобусы не могли вместить всех желающих: их буквально атаковали на остановках и, естественно, мужчины оказывались бойчее.
Как вспомню, сколько километров отшагала я на работу и обратно - домой, диву даюсь.

   Одной из самых непростительных ошибок властей считаю закрытие русских школ. Кто додумался?! Как это можно было допустить?! Почему лишили людей языка, который открывал двери в великую культуру, науку?!
 
   В те годы мы заготавливали  сухари, чтобы зимой покрошить их в суп. Отец моего зятя работал в ЕрФИ, где имелись большие печи, в которые можно было заложить одновременно много хлеба. Кроме того, если в домах свет давали на час - два, то в институте физики он был весь день. Надо сказать, что "производство сухарей" было поставлено на поток: зимой они нужны были всем. Мой муж, по блату относил хлеб, привозя домой готовую продукцию.
   Пришёл он в очередной раз с сухарями, расстелил  на столе в лоджии полотенце и стал аккуратно укладывать сухарики. Я, увидев это, сказала с упрёком:
 - Гарри, неудобно же - ты разложил сухарики так демонстративно...
 - Они ещё тёплые, надо, чтобы как следует высохли.
 - Да, конечно, но из дома напротив всё видно.
 - И что?
 - Они подумают, что у нас кто - то сидит в тюрьме.
 - Наточка, мы все в тюрьме сидим, и никто не знает, как долго это продолжится.

   
   Я говорила, что свет давали по часам, поэтому мы, как и многие, активно использовали свечи. Но была у нас и керосинка, и керосиновая лампа. Надо сказать, что керосин, хоть и был очень грязный, трудно было его достать, поэтому приходилось покупать вонючую солярку.
   Однажды, по неосторожности я сломала ламповое стекло и  надо было купить новое. Пришли мы с Гарри в магазин, где - слава богу  - стёкла были, и попросили продавщицу дать нам два. Она протянула стёкла, сказав любезно "пожалуйста". Гарри 
стал очень внимательно их осматривать со всех сторон на свет, крутить, вертеть, затем вернул одно и попросил дать другое. Женщине это не понравилось и она недовольно произнесла:
 - А, что вам не понравилось в этом?
 - Посмотрите сами, там в двух местах воздушные пузыри. Стекло некачественное и быстро лопнет.
   Женщина вздохнула, но стекло поменяла. Но, когда Гарри и его забраковал, я стала тихонечко толкать его в бок, так как продавщица медленно сходила с ума.
 - Не надо меня торопить, - спокойно отреагировал он.
   Продавщица не выдержала:
 - Сколько можно выбирать?! Столько стёкол заставили поменять! Интересно, как вы жену выбирали?
 - Жену выбирал Я сам, какую хотел, а не ту, которую мне кто - то предлогал. И, какое может быть сравнение?! Вы даёте мне некачественный товар. Одно стекло кривое, несимметричное, другое с пузырями и оно легко лопнет, у этого, смотрите, края шершавые, порезаться можно...
   Когда мы вышли из магазина, я засмеялась:
 - Бедная женщина уже озверела.
 - Напрасно, я же культурно разговаривал, спокойно выбирал.
 - Это и бесило её. Она готова была сорваться, но твоя деликатность держала её в рамках. Скорее уже наладилось бы всё, чтобы никого не бесить.
 - Оптимистка ты моя! Вот послушай, что говорят умные люди.
 - То есть  - ты?
 - На этот раз не я, а Губерман. Слушай: 
               Вся наша склонность к оптимизму,
               От невозможности представить,               
               Какого рода завтра клизму
               Судьба решила нам поставить.

         
   Я уже писала, что свет и воду нам давали по часам, а газа вообще не было.
   Зимой, чтобы сэкономить керосин, мы рано ложились, заранее положив под одеало грелку и бутылки с горячей водой. Ложиться - то ложились, но не уснёшь же в 7 - 8 часов! И мы устраивали "концерты по заявкам". Друг другу заказывали песни или стихотворения любимых поэтов, рассказывали что - то интересное, шутили на разные темы. Было весело и часто Гарри меня останавливал:"Не пой и не смейся так громко. Соседи и без того наверное удивляются - что нас веселит в такой ситуации"...
 - Хорошо, тогда, давай, поиграем в "Действие или правда".
 - Давай. Начинай.
   Стали играть и я выяснила, какую страну, если бы было возможно, выбрал мой муж для проживания, есть ли у него тайна, о которой никто не знает, хотел бы он вернуться в какую - то точку из прошлого и начать жить по - другому...
   А Гарри понравился мой ответ на вопрос:"Что бы ты предпочла, чтобы я мог читать твои мысли, или, чтобы ты могла читать мои?" на который я ответила, что предпочла бы первое...

   Независимые, свободные... Какая иллюзия... В таком - то недружелюбном окружении...
   Вторая Карабахская война, 44 - дневная, позорная для Армении, ставшая символом горя, смерти... Почти 6 тысяч погибших на поле боя, больше тысячи мирных жителей и порядка 600 без вести пропавших.
   И снова: массовый отъезд отчаявшихся людей в Россию, Америку... Куда вы летите, где надеетесь найти покой, мир себе и своим детям?!

   Написала я обо всём этом и подумала: как было непросто выживать в те годы, но семьи сохранились. Я не помню случая, чтобы кто - то развёлся, изменил жене, завёл на стороне другую семью. Чтобы жёны ныли, проявляли недовольство, упрекали мужей, что те не могут обеспечить семью. Ели ведь не разносолы, а всё больше картофель, капусту и крупы.
   Прошло время, в магазинах появилось всё. Есть возможность  всюду побывать, мир увидеть, посетить лучшие музеи, поплавать в разных морях и океанах, но ... Что мы видим! Разводы, предательства, отказ от родных детей, ненасытность, более чем странные браки - без будущего, невежество молодёжи, отказ от книг ...  К сожалению, перечислять можно бесконечно... Есть, о чём задуматься.

   Сегодня, 21 сентября 2022 года, Армения отмечает 31год независимости. Чем можем похвастаться, чему порадоваться? Ровным счётом НИ - ЧЕМ и НИ ЧЕ - МУ... К сожалению.
   Опять нет стабильности на границе, снова люди оставляют родные места, опасаясь за свою жизнь и за жизнь своих детей...
   Господи, когда же придёт мир и покой на многострадальную землю армянскую?